Цели урока:
Оборудование: настенная карта полушарий, настенная карта Австралии, настенная контурная карта Австралии, картины, рисунки учащихся, книги.
Оформление:
«Везде исследуйте всечасно,
Что есть велико и прекрасно,
Чего еще не видел свет…»М.В.Ломоносов
ХОД УРОКА
– Сегодня мы с вами познакомимся с Австралией еще ближе, постараемся определить, в чем же своеобразие материка и сделать выводы о причинах этого своеобразия. Тема урока «Австралийские рекорды».
Рекорд – это наивысший зарегистрированный показатель чего-либо (толковый словарь)
Рассказ на фоне мелодии «Утренний туман» популярного башкирского композитора Рима Хасанова:
Многие из вас знакомы с песнями популярного композитора Рима Хасанова. Но вы не знаете, что жизнь композитора не всегда складывалась благополучно.
С развалом Советского Союза и для музыки наступили нелегкие времена. Песни были не востребованы, зарабатывать деньги музыкой стало невозможно. В такое тяжелое время Рим Хасанов, распродав свои музыкальные инструменты уехал в Австралию (он довольно хорошо владел английским языком). Там, пройдя стажировку, стал работать переводчиком. Со временем, узнав, что он – композитор, его пригласили читать лекции по музыке. Сейчас композитор живет снова дома.
– Какой же вывод можно сделать из услышанного? Нельзя теряться в жизненной ситуации, какой бы тяжелой она не была, нужно быть мобильным, нужно уметь работать и любую ситуацию поворачивать на пользу себе.
Ваша цель – своими ответами заработать как можно больше баллов-фишек и получить хорошую оценку в конце урока.
– Для начала разомнемся, проведем письменную работу по настенной контурной карте.
(Объекты обозначены цифрами, учащиеся пишут ответы)
– Теперь будем выполнять задания и выводы записывать в тетради.
Задание 1. По карте полушарий сравнить по величине Австралию с другими материками.
Запись в тетради (на доске креплю заранее подготовленные записи):
Австралия – самый маленький материк»
Задание 2. По карте «Строение земной коры» определить возраст фундамента Австралии.
Запись: Австралия – самый древний материк.
Задание 3. По физической карте Австралии определить, каков рельеф материка?
Запись: Австралия - самый равнинный материк.
Задание 4. По климатической карте Австралии определить, количество выпадающих осадков, господствующие ветры.
Запись: Австралия – самый засушливый материк.
Задание 5. Дать характеристику животного и растительного мира.
Выступления учащихся с небольшими сообщениями по темам: эвкалипт, ехидна, утконос, кенгуру, коала, сумчатый дьявол, эму, кролики
Записи:
1. В Австралии – наибольшее число эндемичных видов растений и животных.
Эндемики – растения и животные, имеющие узкий ареал (район) распространения (словарь иностранных слов).
2. В Австралии – одичавшие растения и животные – беда (кролики, верблюды, опунции)
Задание 6. Охарактеризовать водные объекты.
Запись: Австралия – самый бессточный материк.
Задание 7. Назвать географический объект, созданный живыми организмами.
Запись: В Австралии – Большой барьерный риф
Задание 8. Назвать оружие аборигенов.
Запись: Австралия – родина бумеранга (хотя этот факт спорный, так как бумеранг находили и у евразиатских народов)
– Давайте подведем итоги: Почему органический мир Австралии своеобразен?
1. Австралия отделилась от Гондваны давно,
2. Австралия изолирована от других материков,
3. В Австралии не было резких изменений климата.
– Ну а теперь посмотрим, кто сколько баллов заработал, и оценим свой труд.