Предмет Мировая Художественная культура в средней общеобразовательной школе, может быть, в последнее время приобретает всё большую значимость, особенно из-за потери нравственности и идеалов в нашем обществе. Всё нарастающий практицизм мира естественно выводит школьный предмет МХК в категорию не престижных. Вероятно, это особенно актуально должно было бы проявиться в нашей школе, углублённо изучающей математику. Налицо извечный спор «физиков» и «лириков», и, как известно, физики с из доказательной базой своей правоты всегда оказываются победителями (на первом этапе). Они могут принять правила вашей игры, если будет доказана целесообразность действий. Поэтому, в первую очередь, учителю нужно быть хорошо подготовленным и четко знать цели. Итак, зачем нам эти знания? (спросят физики). Знания сами по себе не являются целью преподавания, а лишь средством, необходимым для достижения более важной и высокой цели: познание мира и самого себя в этом мире. Цель предмета – силой воздействия различных искусств в их комплексе формировать духовный мир школьника, его нравственность, эстетическую воспитанность в особо ответственный период развития – период перехода к самостоятельности. Задачи преподавания МХК состоят в том, чтобы, создавая условия для живого общения учащихся с произведениями мирового искусства, на уроках внеклассных занятий и внешкольной жизни:
Любой предмет, вещь, явление могут постигаться с одной из 2-х позиций:
В первом случае предмет изучения рассматривается как бы вне человека – как чужой, изучается его суть, структура. Во втором (в искусстве) – как свой, близкий человеку, связанный с отношением к нему. Важнейшей характеристикой эстетической деятельности является творчество, в котором участвуют все механизмы психики человека. Её ведущим рычагом является воображение. Оно позволяет человеку увидеть невидимое, услышать неслышимое, по-новому смотреть на обычное примелькавшееся, оценить его прекрасное или безобразное «воспитание духовности – высших уровней человеческой жизни» (С.Л. Рубинштейн). Исходя из выше сказанного, можно с уверенностью сказать, что для реализации творческого потенциала лучше всего подходит творческие мастерские – уроки-диспуты, дебаты, игры. Необходимо помнить, что монотонность работы быстро надоедает, и учащиеся теряют интерес к происходящему. Поэтому оптимально регулярно менять тип урока, форму и ритм самого происходящего на занятии (когда одна форма деятельности меняет другую), что я попыталась показать на примере 2-х уроков, разных по схеме построения и форме проведения. При огромном потоке информации сегодняшний школьник это человек немало знающий, поэтому, что бы поддерживать интерес к уроку не достаточно одного и даже очень хорошего учебника. Для подготовки к уроку были использованы материалы многих печатных изданий (смотри список литературы). Отбор материала производился по принципу «Это интересно». Наиболее оптимальная форма соответствующая принципу «Это интересно» является внеурочная деятельность. Методики практической герменевтики, дидактических игр и театрально – игровых приемов обучения помогает ребенку полностью раскрепостится и не думать об оценках. Подобные практики позволяют ненавязчиво социализировать детей и мотивировать к обучению. Таким образом, происходит интеграция дополнительного и базового образования, что весьма актуально в наше время.
Цель: оптимизация процесса преподавания предмета эстетического цикла в школе с углубленным изучением технических наук и качества оценивания знаний.
Задачи: Повысить значимость и развить интерес к предмету, не являющемуся приоритетным в профильной школе. Доказать необходимость творческого подхода к преподаванию предметов эстетического цикла в школе с технической специализацией, обеспечивающую гармоничного развития личности.
Актуальность: выработка алгоритма интриги – интереса, результатом которого является геометрическая прогрессия выработки результативных продуктов обучения.
Новизна: не навязывать и не заставлять, а попытаться органично вписать новые технологии в уже сформированную методическую специфику конкретного учреждения, в рамках программы «Школа будущего».
Форма: урок-диалог, урок-игра.
Задачи:
Цели:
Викторина состоит из 8 конкурсов и рассчитана на учащихся 5-6 классов, основана на материалах уроков музыки и изобразительного искусства. Класс формирует команду из 6-10 человек. Команда выбирает капитана.
Чтоб с днем грядущим быть на высоте,
Преодолев веков и свет, и тьму,
Цените, люди, тягу к красоте,
Не менее чем красоту саму.
Что красота! Пребудет и пройдет,
По сути дела – разная везде,
А тяга к красоте не подведет,
Извечная, как тяга к высоте.
В. Фирсов
Даны: лист бумаги и цветные карандаши.
За 10 минут команда должна придумать название и нарисовать эмблему. оценить оригинальность название, соответствие духа команды, обоснование названия, качество выполнения.
Всего 4 очка.
(по 1 очку за правильный ответ)
Любой счастливой мысли появленье,
И дерзость строк, пришедших неспроста,
Все возникало с чувства удивленья,
Все начиналось с чистого листа. М. Матусовский.
Посмотри кадр из фильма и скажи название киноленты:
Всего 10 очков.
(1 очко за правильный ответ)
Стремление постичь предметов свойства,
Найти им надлежащие места –
Все предварялось жаром беспокойства,
Все начиналось с чистого листа.
М. Матусовский
Даны два столбца. Левый столбик содержит фамилии знаменитых людей. Правый столбик названия произведений искусства, созданных этими авторами. Необходимо узнать кто автор каждого произведения. Соберите правильные пары
Время задания 10 минут
Васнецов В. Рублев А. Айвазовский И. Репин И. Барма и Постник Чайковский П. Свиридов | Троица Аленушка Щелкунчик Храм Покрова на Рву Метель Девятый вал Бурлаки |
Всего 7 очков
Тропа зимы и разноцветье лета,
Земная и иная красота
«Война и мир», «Ромео и Джульетта»
Все начиналось с чистого листа.
М. Матусовский
Команда получает задание, вытягивая конверт, в случае неправильного ответа может отвечать другая команда, набирая дополнительные очки Прослушайте краткое описание жизни и творчества художника Посмотрите его работы
Назовите имя художника 1 балл Вспомните название показанных работ, за каждую угаданную 1 балл
Время задания 10 минут
Всего 15 очков
Левитан Суриков Верещагин Федотов
Всего 15 очков
«Архитектура – это застывшая музыка»
В. Гюго
А музыка – это звучащая живопись.
Прослушайте предложенную мелодию. Определите, танец: марш, вальс, полька, мазурка Опираясь на свое впечатление назови мелодию
Дополнительный балл за фамилию композитора
Всего 9 очков
У пульта, за роялем, на арене,
Над глиной, на подмостках, у холста –
Да что искусство – мира сотворенья –
Все начиналось с чистого листа.
М. Матусовский
Узнайте и назовите великих деятелей искусства и их произведения
Кто в этом ряду лишний? (1 слайд)
Одно очко за узнанное лицо, одно очко за правильно названное произведение, одно очко за правильно названного лишнего.
Всего 23 очка
Необходимо найти воплощение данного сюжета в разных видах искусства (живопись, скульптура, литература, музыка, кинофильм, архитектура)
Время на слайд 1 мин
За каждый правильный ответ очко
Дано слово, градостроительство
Составить максимальное количество слов использую буквы данного слова, переставляя их.
Если слово содержит одну букву А, то удваивать ее запрещается
Слово содержит три буквы Т, в ваших словах эта буква может также повторяться три раза .При подведении итогов команды вычеркивают повторные слова, оставшиеся слова оцениваются.
Время задания 5 минут (Слово-очко)
... что есть такое красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
или огонь, мерцающий в сосуде?
Н. Заболоцкий
Библиография: