Урок по теме “Уравнение окружности. Условный оператор: составные условия” является интегрированным и входит в состав содержательной линии “Информационные технологии”.
Данный урок рассматривается как обобщающий по пройденным темам геометрии и информатики и дает возможность ученикам на практике использовать полученные ими на уроках знания, умения и навыки. Сам урок, предшествующий ему подготовительный этап, направлены на:
Проведению урока предшествовала подготовительная работа, в которой принимали участие, как учителя, так и учащиеся. На уроке геометрии учащимся при изучении темы “Уравнение окружности” было дано задание найти в дополнительной литературе, энциклопедиях, справочниках, Интернете информацию, связанную с жизнью великих ученых математиков: Блеза Паскаля, Пьера Ферма, Рене Декарта. Найденная учащимися информация: фотографии, сайты, биографические сведения были использованы на уроке математики в качестве основы для докладов и сообщений, на уроках информатики как текстовый и графический материал при повторении и совершенствовании навыков работы со следующими программными приложениями:
Так, например, на уроках информатики при повторении темы “Создание презентаций Microsoft Power Point” учащиеся были разделены на творческие группы, итогом работы которых стали презентации на темы: “Великие французские математики”, “Блез Паскаль: жизнь после смерти”.
При повторении темы “Графические редакторы” учащимся было дано задание: создать средствами любого известного им графического редактора чертеж окружности, с различными координатами ее центра.
При работе с текстовым редактором, осваивая технику работы со вставкой в текст графических объектов, учащимся было дано задание создать текстовый документ – раздаточные карточки – содержащие чертеж окружности и задание составить программу, определяющую попадание точки с заданными координатами в области на чертеже.
Продолжительность урока – 1 час.
Первая часть урока – повторение вариаций уравнения окружности в зависимости от расположения ее центра на координатной плоскости. Фронтальный опрос сопровождается демонстрацией заданий с помощью презентации “Уравнение окружности”.
Вторая часть – выполнение проверочных заданий на основе компьютерного тестирования с помощью программы “Уравнение окружности”, написанной на языке Visual Basic.
Третья часть – создание программы на языке Турбо-Паскаль по заданиям карточкам на определение попадания точек с заданными координатами в область, указанную на рисунке.
Четвертая часть – выступление учащихся с сообщениями о жизни Пьера Ферма, Блеза Паскаля, Рене Декарта. Подведение итогов урока.
Технические требования к технике и программному обеспечению:
для проведения урока использовались компьютеры “Aquarius”;
Интегрированный урок по геометрии и информатике
“Уравнение окружности.
Условный оператор: составные условия”
Цель урока:обобщение и систематизация знаний полученных на уроках геометрии, информатики при изучении тем “Уравнение окружности” (геометрия), “Условный оператор: составные условия” (информатика).
Задачи урока:
Образовательная:
Наглядность: чертежи, плакаты, портреты Рене Декарта, Пьера ферма, Блеза Паскаля, книги, компьютерные программы-приложения: презентации, тестовая программа, текстовые файлы с заданиями.
Оборудование: мультимедийные ПК.
Приложения: Приложение1 – файл презентации хода урока;
Приложение2 – файл заданий для учащихся для составления программы на Паскале по графическому условию с определением координат точек, удовлетворяющим заданным условиям;
Приложение3 – файл тестовой программы на языке Visual Basic.
План проведения урока.
Ход урока:
2.1. Фронтальный опрос по теме “Уравнение окружности”.
Опрос сопровождается презентацией, в которой содержатся задания для повторения, чертежи, формулы.
2.2.Тестирование.
Тестирование учащихся проводится на компьютерах с использованием специально составленной программы-теста, в базе данных которой содержатся вопросы, проверяющие знания, умения и навыки учащихся по теме “Уравнение окружности”. Для выполнения теста учащимся также необходимо продемонстрировать навыки работы в многооконной среде, одновременной работы с несколькими приложениями: тестовой программой и программой “Калькулятор”.
3.1. Фронтальный опрос по теме “Условный оператор. Составные условия”.
В ходе опроса повторяется конструкция условного оператора в полной и неполной форме. Напоминаются правила записи оператора. Повторяются правила записи составных условий.
3.2. Составление программы по заданиям – карточкам.
Каждому учащемуся предлагается индивидуальное задание-карточка на составление программы на языке Pascal, определяющей попадание точки с заданными координатами в область на рисунке.
Сообщения о французских ученых-математиках: Пьере Ферма, Рене Декарте, Блезе Паскале.
В ходе подготовки к урокам учащимся было дано задание найти в дополнительной литературе, энциклопедиях, Интернете информацию о трех французских ученых, чьи работы связаны с темой урока, Блезе Паскале, Пьере Ферма и Рене Декарте. Лучшие сообщения и заслушиваются на уроке. Минидоклады сопровождаются демонстрацией презентации.