Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание математики

Уравнение окружности. Условный оператор. Составные условия в языке программирования Паскаль. Интегрированный урок геометрии и информатики

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 286

Евреинова Елена Анатольевна, учитель математики Сурина Людмила Ивановна, учитель информатики

Урок по теме “Уравнение окружности. Условный оператор: составные условия” является интегрированным и входит в состав содержательной линии “Информационные технологии”.

Данный урок рассматривается как обобщающий по пройденным темам геометрии и информатики и дает возможность ученикам на практике использовать полученные ими на уроках знания, умения и навыки. Сам урок, предшествующий ему подготовительный этап, направлены на:

Проведению урока предшествовала подготовительная работа, в которой принимали участие, как учителя, так и учащиеся. На уроке геометрии учащимся при изучении темы “Уравнение окружности” было дано задание найти в дополнительной литературе, энциклопедиях, справочниках, Интернете информацию, связанную с жизнью великих ученых математиков: Блеза Паскаля, Пьера Ферма, Рене Декарта. Найденная учащимися информация: фотографии, сайты, биографические сведения были использованы на уроке математики в качестве основы для докладов и сообщений, на уроках информатики как текстовый и графический материал при повторении и совершенствовании навыков работы со следующими программными приложениями:

  1. Текстовый редактор Microsoft Word;
  2. Графический редактор Paint;
  3. Microsoft Power Point.

Так, например, на уроках информатики при повторении темы “Создание презентаций Microsoft Power Point” учащиеся были разделены на творческие группы, итогом работы которых стали презентации на темы: “Великие французские математики”, “Блез Паскаль: жизнь после смерти”.

При повторении темы “Графические редакторы” учащимся было дано задание: создать средствами любого известного им графического редактора чертеж окружности, с различными координатами ее центра.

При работе с текстовым редактором, осваивая технику работы со вставкой в текст графических объектов, учащимся было дано задание создать текстовый документ – раздаточные карточки – содержащие чертеж окружности и задание составить программу, определяющую попадание точки с заданными координатами в области на чертеже.

Продолжительность урока – 1 час.

Первая часть урока – повторение вариаций уравнения окружности в зависимости от расположения ее центра на координатной плоскости. Фронтальный опрос сопровождается демонстрацией заданий с помощью презентации “Уравнение окружности”.

Вторая часть – выполнение проверочных заданий на основе компьютерного тестирования с помощью программы “Уравнение окружности”, написанной на языке Visual Basic.

Третья часть – создание программы на языке Турбо-Паскаль по заданиям карточкам на определение попадания точек с заданными координатами в область, указанную на рисунке.

Четвертая часть – выступление учащихся с сообщениями о жизни Пьера Ферма, Блеза Паскаля, Рене Декарта. Подведение итогов урока.

Технические требования к технике и программному обеспечению:

для проведения урока использовались компьютеры “Aquarius”;

Интегрированный урок по геометрии и информатике

“Уравнение окружности.

Условный оператор: составные условия”

Цель урока:обобщение и систематизация знаний полученных на уроках геометрии, информатики при изучении тем “Уравнение окружности” (геометрия), “Условный оператор: составные условия” (информатика).

Задачи урока:

  1. Образовательная:
    1. Отработать умения составления уравнений окружностей; программ с условным оператором;
    2. Проверить с помощью компьютера знания учащихся по геометрии;
    3. Познакомить с подробностями биографий выдающихся французских ученых Рене Декарта, Пьера Ферма, Блеза Паскаля;
  2. Воспитательная:
    1. Прививать интерес к предметам информатики и геометрии;
    2. Воспитывать чувство ответственности, коллективизма, коммуникабельности через работу в группе;
  3. Развивающая:
    1. Развивать творческое мышление при выполнении графических заданий;
    2. Развивать навыки тестирования при помощи компьютера;
    3. закрепить, углубить приемы и навыки работы в среде программирования Турбо-Паскаль.
  4. Здоровьесберегающая: соблюдать правила и нормы при работе на компьютере, выполнять комплекс физических упражнений и гимнастику для глаз.

Наглядность: чертежи, плакаты, портреты Рене Декарта, Пьера ферма, Блеза Паскаля, книги, компьютерные программы-приложения: презентации, тестовая программа, текстовые файлы с заданиями.

Оборудование: мультимедийные ПК.

Приложения: Приложение1 – файл презентации хода урока;

Приложение2 – файл заданий для учащихся для составления программы на Паскале по графическому условию с определением координат точек, удовлетворяющим заданным условиям;

Приложение3 – файл тестовой программы на языке Visual Basic.

План проведения урока.

  1. Организационный момент.
  2. Уравнение окружности.
    1. Фронтальный опрос по теме “Уравнение окружности”.
    2. Тестирование.
  3. Условный оператор. Составные условия.
    1. Фронтальный опрос по теме.
    2. Составление программы по заданиям – карточкам.
  4. Сообщения о французских ученых-математиках: Пьере Ферма, Рене Декарте, Блезе Паскале.
  5. Итог урока.
  6. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Приветствие учащихся. Запись числа, темы урока: “Уравнение окружности. Условный оператор: составные условия”. Проверка отсутствующих.
  2. Уравнение окружности.
  3. 2.1. Фронтальный опрос по теме “Уравнение окружности”.

    Опрос сопровождается презентацией, в которой содержатся задания для повторения, чертежи, формулы.

    2.2.Тестирование.

    Тестирование учащихся проводится на компьютерах с использованием специально составленной программы-теста, в базе данных которой содержатся вопросы, проверяющие знания, умения и навыки учащихся по теме “Уравнение окружности”. Для выполнения теста учащимся также необходимо продемонстрировать навыки работы в многооконной среде, одновременной работы с несколькими приложениями: тестовой программой и программой “Калькулятор”.

  4. Условный оператор. Составные условия.
  5. 3.1. Фронтальный опрос по теме “Условный оператор. Составные условия”.

    В ходе опроса повторяется конструкция условного оператора в полной и неполной форме. Напоминаются правила записи оператора. Повторяются правила записи составных условий.

    3.2. Составление программы по заданиям – карточкам.

    Каждому учащемуся предлагается индивидуальное задание-карточка на составление программы на языке Pascal, определяющей попадание точки с заданными координатами в область на рисунке.

    Сообщения о французских ученых-математиках: Пьере Ферма, Рене Декарте, Блезе Паскале.

    В ходе подготовки к урокам учащимся было дано задание найти в дополнительной литературе, энциклопедиях, Интернете информацию о трех французских ученых, чьи работы связаны с темой урока, Блезе Паскале, Пьере Ферма и Рене Декарте. Лучшие сообщения и заслушиваются на уроке. Минидоклады сопровождаются демонстрацией презентации.

  6. Итог урока. Подводятся итоги урока. Выставляются оценки по всем разделам урока за ответы на вопросы, за тестирование, за составленную программу.
  7. Домашнее задание. Дается задание на определение принадлежности точки с заданными координатами к окружности с известными координатами ее центра и радиуса. Задачу предлагается решить аналитически (геометрия) и составить по данному условию программу (информатика).