Внедрение в практику своей работы новых форм организации учебной деятельности (проектной, исследовательской, работы в составе творческих групп) способствует развитию дополнительных возможностей для самореализации личности, развития её творческого потенциала.
Создание коллективных творческих проектов – одна из излюбленных форм работы моих учеников, представляющая простор для детской фантазии. Художественный характер скульптурного труда приучает детей мыслить и трудиться творчески. Занятия лепкой и скульптурой, организованные с учащимися, предоставляют в этом смысле хорошую возможность для развития чувства материала и пластичности формы, совершенствуют глазомер и тренируют способность к тонкой ручной работе.
Приобретение навыков труда, овладение разнообразными ремесленными процессами формируют у учащихся подлинное уважение и любовь к трудовой деятельности. Ребята ощущают потребность приобретения необходимого опыта, чтобы испытывать удовлетворение и чувство радости при виде результатов собственного труда
Методический паспорт учебного проекта
Проект «Снежный городок»
Предмет: Искусство
Класс: 9 класс (Команда может быть сформирована по принципу: класс школы, дворовая команда, семейная команда, любой творческий коллектив).
Тип проекта: творческий.
Планируемый результат: Учащиеся в группах разрабатывают эскиз снежного городка, используя знания по ИЗО и проекционному черчению, представляют их классу, аргументируя собственную разработку. На этом этапе утверждается основной эскиз, по которому будет проходить строительные работы, направленные на изготовление снежного городка.
Цель: Построить снежный городок на территории лицея.
Задачи:
Этапы работы:
Материал:
Инструмент: деревянные, металлические лопаты, пилы, стремянки, вёдра для воды.
Время: 6 учебных часов (Декабрь)
Место проведения: Территория лицея
Оценка снежных фигур: Фигуры оценивается как художественное произведение:
50% - художественная ценность,
25% - оригинальность,
25% - техническое мастерство.
Осуществление учебного проекта
Работа построена по типу творческой мастерской, где каждый имеет свое рабочее место, необходимые инструменты и может получить консультацию учителя
Работа над проектом разбита на пять этапов, которые осуществляются в течение трех уроков:
Урок № 1 (Приложение 1)
1. Первый этап (Актуализация темы. Определение цели и задач проекта).
Сообщается история возникновения фестиваля снежных фигур.
Учащимся предлагается разработать эскизы снежного городка и по лучшему из них, построить на территории лицея горки, лабиринты и фигуры из снега.
Определяется алгоритм выполнения проектной работы. Отмечается что, приступая к созданию скульптуры, скульптор, прежде всего:
2. Второй этап (Сбор идей)
Проведение опроса участников проекта и обработка данных анкетирования.
Анкета.
Каким ты хочешь видеть зимний городок?
Что нужно иметь для строительства зимнего городка?
Кто должен заниматься строительством?
Необходимо ли цветовое решение для снежных фигур?
Разработка общего плана работы над проектом по итогам анкетирования
Урок №2 (Приложение 2)
3. Третий этап (Оформление эскизов, чертежей):
Для работы организовывается проектное бюро, куда будут входить три рабочие группы. Разбиться на группы поможет жребий (дети делятся на группы и рассаживаются за три стола). После определения общего плана работы, каждой группе предлагается список видов работ.
4. Четвертый этап (Защита проектов, выбор лучшего).
Каждая группа учащихся демонстрирует свой пакет документов.
Оценивается:
Урок №3 (Приложение 3)
5. Пятый этап (Реализация проекта).
Построение снежного городка на территории лицея
Перед началом работы необходимо провести в классе беседы на темы:
Предварительная работа по изготовлению коробов и заполнению его снегом проводится на занятиях ОПТ под руководством учителя технологии (мальчики).
Рекомендации и советы:
Благодарность:
Заключение:
На объявленный смотр-конкурс, к сожалению, откликнулись не все. А в некоторых местах построенные снежные фигуры кем-то разрушены.
Вместе с тем организаторы конкурса благодарят всех, кто принял участие, и надеются, что с новым первым снегом, все коллективы учебных заведений выйдут на строительство ледовых городков. Словом, мы внесли немалую лепту в создание праздничного облика нашего города, так что лицеисты – тоже немного волшебники…
Отзывы участников проекта:
Максим Клименко, ученик 9е класса: «Я по снегу в первый раз. Ничего сложного, наоборот все очень увлекательно и хочется заниматься скульптурой и дальше, после школы. Не знаю, как сложиться».Айрат Миндубаев, ученик 9е класса: «Пока в снежной глыбе еще с трудом угадываются очертания будущей фигуры. Но именно это мне больше всего нравиться: что из горы снега получаются персонажи нашего проекта. Удивительно»!
Рада Исмагилова, ученица 9д класса: «Это тот случай, когда приказ в удовольствие».
Андрей Михайлов, ученик 9а класса: «Мне нравится работать на свежем воздухе. Надоело в классе сидеть. Новогодняя атмосфера уже сейчас. Приятно заняться чем-то полезным».
К работе прилагается презентация (Приложение 4).