Цели:
Дидактические:
Развивающие:
Воспитательные: воспитывать доброжелательность, трудолюбие, уважение к человеку труда, любовь к Родине и гордость за свой народ.
Задачи:
Техническое оснащение: ноутбук.
Оборудование: угол мастерской стилизован под русскую горницу: стол, лавки и предметы домашней утвари; стол покрыт скатертью и на нём расставлена посуда, самовар с чайными принадлежностями.
Программное обеспечение: Microsoft PowerPoint, Microsoft Word, MS Publisher.
Дидактический материал: презентация (конспект со слайдами) “История резьбы по дереву на Руси”, сайт “История пряничной доски”.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ИКТ | |
1 | Организационный момент | - Сегодня у нас не совсем обычный урок. Урок-путешествие в старину. Мы не только обобщим те знания, которые вы получили на уроках художественной обработки древесины, но и узнаете много нового. Примечателен этот урок и тем, что он позволит каждому присутствующему на нём соприкоснуться с традициями и обычаями давно ушедших времён. Хозяева урока, мальчики, продемонстрируют нам, насколько им удалось овладеть умениями резчика по дереву, насколько они были усердны и ответственны. | ||
2 | “Путешествие в старину” (презентация теоретической части урока) | Учитель демонстрирует презентацию “История резьбы по дереву на Руси” | Знакомятся со слайдами презентации | MS PowerPoint “История резьбы по дереву на Руси” |
Блиц-опрос по презентации | Учитель задаёт вопросы:
| Учащиеся отвечают на вопросы | ||
3 | “Знатоки и почитатели старины рассказывают” (устный журнал “Из истории пряничной доски”) | Вступительное слово учителя: – Сколько труда, изощрённой выдумки и подлинных открытий вложили в свои произведения истинные мастера художественного творчества. Многие их творения не только радовали взор современников, но и противостояли времени – пережили смену поколений и исторических эпох. Среди замечательных произведений народного творчества особое место занимают пряничные доски. | Дети рассказывают об истории пряничной доски 1. История пряничной доски. 2. Украшение пряничных досок. 3. Использование пряничных досок 4. Мастерство и творчество | |
4 | “Мастеровые люди говорят” (отчёт о работе по изготовлению пряничных досок) | Каждый ученик рассказывает об этапах и сложностях своей работы над изготовлением пряничной доски.
| ||
5 | “Купцы предлагают, хозяюшки покупают” (проверка и оценка изделий) | Девочки на пряничных досках делают оттиски из приготовленного теста для пряников. Один из мальчиков в качестве купца здесь же предлагает “товар” | ||
6 | “Самоварные посиделки” (проверка и закрепление знаний по художественной обработке материалов) | “Хозяйка” приглашает к столу и ведёт беседу о самоваре и чайных приборах. Знакомит с чайной церемонией. Вступительное слово учителя “Русский народ всегда отличался талантом и трудолюбием. Умел мастеровой человек и отдохнуть. Чаще всего это делалось, когда была окончена работа. Собирались за большим столом с жёнками, детками. И устраивали “посиделки”. С разговорами, песнями, угощением. Гостей приглашали в самую светлую, большую комнату – горницу” Выходит Хозяйка застолья (девочка в русском сарафане) кланяется и приглашает к столу. “Сверху пар, снизу пар Конкурс знатоков народных ремёсел Вспомните пословицы о труде и ремесле. | Учащиеся участвуют в беседе и чайной церемонии. Все рассаживаются за столом и ведут “неспешные разговоры” Учащиеся отвечают на вопросы | |
7 | “Секреты прабабушкиного сундучка” | Учитель: “Никакой русский стол, особенно праздничный не обходился главного русского лакомства – пряника. У каждой хозяйки был свой рецепт пряников, и рецепты эти бережно хранились и передавались из поколения в поколение, а вместе с ними пряничные формы. Ох, и красивы, и вкусны были пряники! Особенно знаменитые медовые да маковые пряники!” “Вот в этом прабабушкином сундучке множество разных рецептов, забытых и уже современных, русских пряников. Прабабушкин сундучок может открыть секреты изготовления самых вкусных пряников” | ||
8 | “Слово Мономаха” (подведение итогов урока) | – Вот и заканчивается наш урок, но я надеюсь, что на этом не закончится ваше познание о жизни наших предков. По-новому мы будем относится к народным традициям, художественным промыслам, прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из культурных достижений, просеянное сквозь сито веков. – В качестве напутственного слова предлагаю вам обращение к молодым одного из самых мудрых русских князей Владимира Мономаха. | Учащиеся знакомятся с текстом напутственного слова В. Мономаха | |
9 | “Разгонные пряники” (заключительный этап урока) | “Хозяйка стола” раздаёт ученикам “разгонные пряники” и напоминает им о смысле и назначении этих пряников (пора прощаться и расходиться по домам) |