Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание экологии

Формирование экологической культуры обучающихся в процессе творческой работы с природным материалом

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 290

Курочкина Наталья Николаевна, педагог дополнительного образования

Сколько существует человечество, столько существует тяга человека к прекрасному, стремление украсить свой быт. Человек творит прекрасное, создавая произведения искусства, творчество же природы наиболее трогательно проявляется в растениях, и применять мастерство этой великой “учительницы” может любой.

Природа открывает свои секреты тем, кто внимательно и бережно относится к ней. Шаг за шагом, узнавая тайны растений, человек совершенствует свое творчество. Создавая композиции, он уже не только копирует природу – он творит, фантазирует. Созданию композиций помогает умение чувствовать красоту. Общение с цветами раскрывает способности человека видеть прекрасное. Цветы делают нас добрее и лучше.

Мир природы богат разнообразием форм, красок, звуков, запахов и т.п. Вечным источником добрых чувств детей назвал природу В.А.Сухомлинский. Природу как средство эстетического воспитания высокого ценил К.Д.Ушинский: “…я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога”. Красоту природы человек способен воспринимать с самого раннего возраста, так как эта красота проста и доступна. Но в образовательном процессе дошкольных учреждений и начальной школы общению ребенка с природой отводится не так много места.

Одним из путей эстетического воспитания является непосредственное общение ребенка с природой. Наиболее доступная для восприятия декоративная красота природы.

Экологическое образование, познание окружающего мира в целом невозможно без познания природы. Ребенок знакомится с природой в процессе непосредственного общения с ней.

Познавая действительный мир, маленький человек проявляет свое отношение к предметам и явлениям. Переживание предметов и явлений действительности обогащает духовный мир ребенка.

Перспективы решения данной проблемы я связываю с реализацией экологического воспитания дошкольных, младших, средних и старших школьников во внеурочное время в детском объединении “Природа умелым рукам”.

Данный опыт заключается в том, чтобы научить ребенка видеть красоту и неповторимость природы, создавать из природного материала настоящие “произведения искусства” и культивировать бережное отношение к природе, к родному краю.

Организация творческой деятельности детей с природным материалом предоставляет огромные возможности для формирования у обучающихся: экологической культуры, целостных представлений о природе, как живом организме и создания условий для развития личности ребенка.

На Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию, состоявшейся в 1992 г. В Рио-де-Жанейро, были сформулированы основные положения концепции устойчивого развития. Сегодня все больше стран, в том числе и наша страна, присоединяется к реализации этих идей. Основная задача устойчивого развития – сохранить человечество и окружающую среду в будущем. Для этого всем людям, живущим на Земле, необходимо осознать реальное положение человека как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими видами. Современная экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены ценностных ориентиров. Устойчивое развитие предполагает, что люди будут соблюдать законы природы, изменять свое потребительское отношение к ней на признание ее самоценности. Чтобы реализовать эти принципы на практике, в повседневной жизни, нужны люди с новым мышлением. Именно поэтому во всем мире в последнее время все больше внимания уделяется образованию в области окружающей среды.

Достичь целей, декларируемых в Концепции устойчивого развития, можно только через образование. Именно поэтому и в “Концепции устойчивого развития России” выделен раздел “Экологическое образование, экологизация общественного сознания”. В нем особо подчеркивается важность формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь детей.

В наше время наблюдается процесс отчуждения человека (ребенка) от природы.

В общей системе экологического просвещения, обучения и воспитания подрастающего поколения немалую роль играют детские объединения для детей эстетического направления.

Программа дополнительного образования детей “Природа умелым рукам” дает возможность детям для самоопределения в социуме формирует эстетическое восприятие природы, умения воплощать увиденное в практической творческой деятельности, развивает творческие способности.

Отображение природы в декоративно-прикладном творчестве, составление букетов из сухих цветов – это не новое, но опять модное направление в цветочном дизайне и не только потому, что это увлекательно, интересно, красиво, доступно, долговечно, но и потому, что занятие аранжировкой цветов оказывают благотворное влияние на общее состояние человека, настроение и даже самочувствие. Этот вид искусства снимает стресс и напряжение трудового дня, дает возможность отвлечься, полностью переключиться на творчество, воспитывает чувство трепетного отношения к природе, позволяет прикоснуться к ней, почувствовать себя ее частью, развивает умение видеть и подмечать явления и тонкие штрихи красоты мира растений.

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованность в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.

В.А.Сухомлинский писал: “Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли”.

Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми центрами и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов.

Искусство составления цветочных композиций стремительно развивалось, и в русском быту букет занял прочное место. Должное внимание всем видам букетов воздали в своем творчестве и многие русские художники. Кто не видел непритязательные “Лесные фиалки и незабудки” И.Левитана, пышные букеты в натюрмортах К. Коровина, Б. Кончаловского или утонченные композиции М. Врубеля.

Постепенно выросло целое поколение талантливых советских художников – аранжировщиков, в числе которых следует назвать М.А.Мамулашвили (Мцхета), Л.Д.Шульгину (Москва), И.С.Утенко (Ленинград), Г.Манагадзе (Тбилиси), В.А.Калва (Латвия), В.Н.Губанова (Туркмения), С.И.Венчагова (Сочи) и др. Благодаря их творчеству, которое основывалось на энтузиазме и интуиции, сложился уникальный стиль 60-х гг. композиции и букеты из одного – двух видов растений, с аранжировочной зеленью или без нее, в вазах либо корзинах отличались простотой, легкостью, изяществом, богатством решений. Практически не употреблялись экзотические растения и, наоборот, в изобилии использовались природные материалы, дикие растения. Основной стиль тех времен, можно сказать, природный.

Вспыхнувший интерес населения к дизайну офисов и жилых помещений в наше время вызвало интерес и у детей.

Учитывая специфику работы и особенности нашего региона, изучив исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Дьяченко, Н.И. Полагина механизмов воображения и их формирования на самых ранних стадиях онтогенеза, разработана и апробирована программа дополнительного образования детей “Природа умелым рукам” на 4 года обучения. Программа составлена на основе многочисленных литературных источников по работе с природным материалом, бумагопластике, фитодизайну, флористике.

Отсутствие специальной литературы по методике обучения фитодизайну, доступной для разного детского возраста, послужило поводом для создания авторской программы “Природа умелым рукам”.

Новизна в том, что данная программа вариативна, то есть может использоваться в работе с детьми разного возраста: учитывается подготовленность детей и выбирается технология для изготовления поделок. Отличительные особенности данной программы в том, что:

– знание детей усложняются и конкретизируются в соответствии с возрастными особенностями.

– содержание предполагает изучение тем по экологии и экономике особенности строение цветка, листа, соцветия и их виды.

– ведущие виды деятельности для обучающихся – поисково-познавательная деятельность, творческая работа.

– использование технологий арт-терапии для проявления свободного творческого самовыражения и появление членами группы в ходе занятий с природным материалом своих чувств, мыслей, фантазий.

Программа рассчитана на три года обучения, где ребенок может подключиться к работе с любого этапа, т.е. подпрограммы каждого года можно рассматривать как отдельные программы:

1 год обучения “Бумажные цветы” – знакомство с обширным миром растений (особенности строения цветка, листа, соцветия и их виды). Знакомятся с понятиями аранжировки, видами декоративно-прикладного искусства и особенностью изображения растений и животных в орнаментах и узорах. Важность занятий этого состоит в том, что каждый ребенок с 6 до 10 лет может в течение длительного времени испытывать свои задатки, способности, выражать в конкретном деле свои склонности, так как на первом году обучения дети полностью знакомятся с направленностью детского объединения.

2 год обучения “Природа и фантазия” – происходит становление особого мира фантазии, дает возможность “почувствовать” разнообразный природный материал и реализацию своего творчества через практическую работу по заданной теме на основе ранее полученных знаний по аранжировке, с использованием местного колорита. Работа с природным материалом расширяет представления детей об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные явления, сохраняет целостность восприятия при создании поделок из природного материала.

3 год обучения “Флористика” – обучающиеся получают основные знания и навыки по составлению икебаны, композиции из живых и сухих цветов, изготовление картин из растительного материала. Позволяет реализовать свой творческий замысел от создания одной работы до композиционно выстроенного творческого проекта.

4 год обучения “Творческая группа” (140 часов). Рассчитана для детей 13-17 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность занятий 40 минут с перерывом 10 минут между занятиями. Оптимальное количество детей в группе до 6 человек. В творческой группе обучающиеся систематизируют и углубляют знания по истории аранжировки, искусству составления композиции, а так же особое внимание уделяется творческому развитию детей.

Знания обучающихся по истории аранжировке, искусству составления букетов и композиция на каждом году обучения, конкретизируются и усложняются в соответствии с возрастными особенностями детей, что и позволяет им подключаться в работу детского объединения на каждом этапе.

Знания обучающихся по истории аранжировке, искусству составления букетов и композиция на каждом году обучения, конкретизируются и усложняются в соответствии с возрастными особенностями детей, что и позволяет им подключаться к работе детского объединения на каждом этапе.

Ведущая педагогическая идея опыта – формирование экологической культуры обучающихся через художественно-эстетическое восприятие природы и отображение ее в декоративно-прикладном творчестве.

Формирование интереса и любви к природе – одна из основных задач воспитания детей. В.И. Вернадский указывал на плодотворность взаимодействия всех сфер человеческой культуры в процессе познания мира. Наука и повседневность не должны быть разделены, и только понимание их взаимосвязи поможет избежать множества ошибок и разочарований. Для того, чтобы стремление к приобретению новых знаний не утрачивалось, необходимо воспитывать экологическую культуру.

Работа с природным материалом таит в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.

Все эти чувства человек должен переживать в детстве, чтобы потом, с накоплением жизненного опыта и знаний они укрепились в нем, преобразуясь в понимание красоты леса, поля цвета, природы в целом, в чувство прекрасного.

Души детей открыты окружающему миру и нам, взрослым. Поэтому очень многое зависит от того, что из коснувшегося детей однажды не покинет их. Моя задача, как педагога: помочь детям понять, осмыслить этот живой мир, воспитать тонкую душу ребенка, открыть ему необычное в обычном, возможное в невозможном.

Содержание программы позволяет ребенку познавать мир природы во взаимосвязях, получить элементарные навыки творческой деятельности.

Занятия включают теоретическую и практическую часть – с различными видами бумаги в плоскости и объеме, с различным природным материалом, с использованием аксессуаров, декора и объединение всех работ в единую композиционную выставку. Проведения занятия выполняются по технологическим картам.

Ведущий вид деятельности 1 года обучения – игра, викторина; 2 года обучения – поисково-познавательная деятельность, самостоятельное выполнение работы; 3 года обучения – занятия – практикумы по собственному замыслу, творческие выставки.

В программу включены темы по экологии, где дети учатся рациональному использованию заготовленного материала. Особое внимание обращается на технологию заготовки, обработки и хранения, как природного материала, так и готовых изделий из сухоцветов.

Поэтапное развитие (по Давыдову В.В.) в детском объединении осуществляется с помощью плавного, ненавязчивого перехода от работы с простым уже знакомым материалом (бумагой) до замысла и организации персональной творческой выставки.

Активно используется технология развивающего обучения, групповая технология, технология творческой деятельности, где учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ребенка. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности. В любом задании присутствует крупица открытия, место для догадки, для правдоподобного умозаключения. Решение разнообразных творческих проблем способствует развитию активности, самостоятельности и практических навыков воспитанников.

Одна из используемых технологий при обучении детей – тренинги по арт – терапии, что в условиях детского объединения не только предоставляет ее участникам дополнительные возможности для самовыражения, но и определенным образом влияет на внутригрупповую коммуникацию, улучшает качество отношений коллектива и помогает обучающимся стать активными творцами своей жизни.

Цель этих тренингов – свободное творческое самовыражение и проявление членами группы в ходе занятий с природным материалом своих чувств, мыслей, фантазий. В процессе выполнения задания каждый участник ощущает глубокий интерес педагога к себе и своим работам, возникает поистине ценный контакт как основа продуктивного взаимодействия.

Вместе с тем технология арт – терапии отличается творческой вариативностью. Ведь символический язык рисунка точнее, нежели слова, передает содержание внутреннего мира личности, естественен и привлекателен, понятен в любом возрасте людям разных культур.

Задача арт – терапевтической работы – побудить участников группы учиться посредством того опыта, который ранее не был ими осознан, “вскрывать” логику и доводы тех или иных ранее неосознаваемых поступков. Чем более понятным человек станет для себя самого, чем лучше постигнет эффекты воздействия собственной личности на окружающих. Тем более он будет способен к осмыслению возможных отклонений в своем поведении.

Побочный продукт арт – терапии, – чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития. Искусство приносит радость.

Арт – терапия:

– создает положительный эмоциональный настрой в группе;

– облегчает процесс коммуникации со сверстниками, педагогом, другими взрослыми. Совместное участие в художественной деятельности способствует созданию отношений

взаимного принятия, эмпатии.

Работа над рисунками, картинами, композициями – безопасный способ разрядки разрушительных и само разрушительных тенденций.

Способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом.

Эффективна в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития.

Работа фантазии проявляется в визуальных образах, а потом – в словах.

На втором году обучения по программе “Природа умелым рукам” запланирована система занятий по темам: “Рисуем деревья”, “Рисуем круги”, “Рисуем маски”, “Истории в картинках” и “Подарки по кругу”. На этих занятиях используется технология арт-терапия. Все занятия личностно-ориентированы.

Например: “Рисуем деревья” – это занятие позволяет развивать чувство причастности к коллективу, групповую сплоченность, доброжелательные взаимоотношения, сочувствие, сопереживание. “Рисуем круги” это занятие способствует развитию спонтанности, рефлексии; позволяет прояснить личностные особенности, ценности, притязания, характер проблем каждого участника, его положение в группе; выявляет межличностные и групповые взаимоотношения, их динамику, имеет потенциал для формирования групповой сплоченности. Арт-терапевтическое занятие “Рисуем маски” эффективно для коррекции разнообразных страхов, и прежде всего тех, которые вызваны воображением: боязнь болезни, нападения, стихийных бедствий, транспорта, сказочных персонажей и др. Доверительные отношения, которые складываются на занятии между детьми, усиливают ожидаемый результат. “Истории в картинках” это занятие достаточно универсальное, применяется для проработки и коррекции самых различных проблем личности. “Подарки по кругу” данное занятие итоговое для завершения краткосрочной арт-терапии. Творчество, общение, межличностное взаимодействие, благоприятный эмоциональный фон создают условия для реализации потребности человека в поддержке, признании, принятии, способствуют самовыражению, самопринятию, личностному росту. Все эти занятия очень интересны детям. Проявляют творческие способности и активно откликаются на задания.

После изучения каждого раздела проводятся итоговые занятия. Полученные на занятиях навыки дети воплощают в своих работах, которые представляют на различных конкурсах, выставках, вернисажах, фестивалях. Многие из них занимают призовые места, как на уровне города, так и на уровне округа, России.

Авторская образовательная программа “Природа умелым рукам” предназначена для проведения работы с детьми дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возраста с целью содействия формирования у них экологической культуры и творческих способностей. Рассчитана на 4 года обучения для детей от 6 – 15 лет. Предлагаемая программа вариативна и может быть использована как в полном объеме, так и отдельно по подпрограммам во внеурочное время с педагогами дополнительного образования подобного профиля, воспитателями – экологами в дошкольных образовательных учреждениях. Содержание программы детского объединения “Природы умелым рукам” будет способствовать расширению базисных знаний по биологии, экологии и выработке практических умений работы с природным материалом.

Кроме всего, применительно к нашим условиям, трудоемкость заключается в следующем:

Сложные климатические условия и массовый выезд в летнее время, ограничивают период сбора гербария.

Хрупкость материала ограничивает возможность работы с ним.

Однако все это положительно сказывается на формировании экологического самосознания ребенка: бережное, рациональное отношение к заготовке и использованию природного материала на занятиях.

Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом: умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование мышления, творческих способностей, культуры чувств.

Данная программа дает возможность детям для самоопределения в социуме. Обучающиеся имеют возможность выбора, пробы себя в каком-то конкретном занятии до достижения возраста самостоятельности, в овладении навыками практической деятельности, которая может стать делом жизни или просто хобби; в формировании грамотных коммуникабельных, разносторонних членов общества.

Приложение