Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание математики

Деловая игра на уроке математики

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 275

Попкова Татьяна Ивановна, учитель математики

Цель урока: усвоение учащимися формул для вычисления площадей параллелограмма, треугольника, трапеции и применение полученных знаний при решении практических задач; развитие навыков самоконтроля.

Воспитательная цель: знакомство учащихся с одной из наиболее распространенных строительных профессий – столяра; воспитание воли и настойчивости для достижения конечных результатов при решении практических задач.

Оборудование урока: ТСО, модели плоских фигур, таблицы с формулами площадей многоугольников, дидактический раздаточный материал, детали паркетной доски (прямоугольный треугольник, параллелограмм, равнобедренная трапеция ).

Структура урока – деловой игры:
– знакомство с профессией строителя;
– построение имитационной модели производственного объекта;
– постановка главной задачи бригадам и определение их роли в производстве;
– создание игровой проблемной ситуации;
– овладение необходимым теоретическим материалом;
– решение производственной задачи на основании математических знаний;
– проверка результатов (коррекция при необходимости);
– итоги работы (анализ, оценка результатов).

Ход урока

Первый этап. Знакомство с профессией строителя.

Умение обращаться с деревом исстари почиталось в нашем народе. Со времен Киевской Руси знали русские плотники многие инструменты: тесла, пилы, долота, топоры. Но основным инструментом был топор. Владели своим инструментом русские плотники виртуозно, потому и могли создавать такие чудеса, как церкви острова Кижи, признанные во всем мире шедеврами зодчества. (Вниманию учащихся предлагается фотография храмового комплекса в Кижах.) Этот архитектурный ансамбль был выполнен мастерами – плотниками без единого гвоздя одними топорами.

Время идет, а потребность в умелых плотниках и столярах сегодня все так же высока. Строительное производство сегодня – это механизированный процесс сборки зданий и сооружений из крупноразмерных деталей, изготовленных заводским способом. Столяр работает в строительно-монтажных мастерских, на деревообрабатывающих предприятиях. Он выполняет различные операции на станках: на круглопильных – раскрой пиломатериалов, на фуговальных – строгание, на долбежных и шипорезных – выдалбливание гнезд у заготовок.

Непосредственно на строительном объекте столяр устанавливает оконные и дверные блоки, производит настилку дощатых и паркетных полов, монтирует встроенную мебель. Выполнение такой работы не возможно без знания устройства и правил эксплуатации деревообрабатывающих станков, знания технологии и организации строительного производства, умения читать чертежи. Профессия строителя требует объемного воображения, хорошего глазомера, знания геометрии, рисования, черчения.

Второй этап.

Постановка задачи.

Основная идея деловой игры состоит в том, чтобы создать производственную ситуацию, в которой учащиеся, поставив себя на место строителя, смогут увидеть и оценить значение математических знаний на производстве, самостоятельно овладеть необходимым теоретическим материалом и применить полученные знания на практике.

Сегодня на уроке все учащиеся выступают в роли строителей. Требуется выполнить работу по настилке полов в строящемся жилом доме.

Предлагается выполнить настилку паркетного пола в комнате размером 5,75 х 6м. Паркетные плитки имеют форму прямоугольных треугольников, параллелограммов и равнобедренных трапеций. Образцы плиток представлены учащимся в натуральном размере.

Правила игры: учащиеся разбиваются на две бригады.

Первая бригада – столяры. Им нужно изготовить паркетные плитки указанных размеров в таком количестве, чтобы после настилки пола не осталось лишних плиток. Плиток в форме параллелограммов и трапеций – одинаковое количество, число треугольных плиток было минимальным.

Вторая бригада – паркетчики. Необходимо рассчитать количество плиток для покрытия пола паркетом.

Побеждает в игре та бригада, которая первой выполнит правильный расчет.

Третий этап.

Изучение необходимого теоретического материала.

Учащиеся приступают к работе с учебником, необходимо знать формулы для вычисления площадей вышеуказанных фигур. Внутри каждой бригады разрешаются взаимоконсультации. Учащиеся выполняют практическую работу с плоскими фигурами, ведут записи в тетрадях.

Проводится проверка готовности бригад. С этой целью каждой команде предлагаются вопросы. При ответах учащиеся опираются на таблицу с формулами вычисления площадей.

Четвертый этап.

Решение производственной задачи.

Это самый ответственный этап игры. Происходит процесс применения знаний на практике, вычисляются площади плоских фигур, производятся расчеты .

Бригады приступают к практическим вычислениям. Сначала учащиеся выполняют необходимые измерения деталей паркета. Определены размеры:

– треугольник (катеты – 20 см. и 15 см.);
– параллелограмм (высота – 20 см, сторона – 35 см.);
– трапеция (высота – 20 см., основания – 50 см. и 20 см.).

Паркет укладывается в ряды. Треугольников в одном ряду всего два – по краям. Параллелограммы и трапеции чередуются. Подсчеты показывают , что в одном ряду по ширине укладываются по два треугольника и по восемь параллелограммов и трапеций. Площадь одной полосы (одного ряда) шириной 20см. и длиной 575 см. равна 11500 см2.

Вычислим площадь двух треугольников – 300 см2, площадь параллелограмма и площадь трапеции – 700 см2.

Подсчеты показывают, что в одном ряду по ширине комнаты помещаются по восемь параллелограммов и трапеций: (11500 – 300) : 700 = 16.

Таких рядов по длине комнаты поместится 600 : 20 = 30.

Вывод: Для настилки паркетного пола в комнате потребуется 60 треугольников и по 240 параллелограммов и трапеций.

Пятый этап игры.

Проверка результатов.

Бригады проверяют правильность решения задачи. Площадь комнаты – площадь прямоугольника:

575 х 600 =345000 см2., площадь одной полосы 575 х 20 = 11500 см2., а таких полос 30, поэтому 11500 х 30 = 345000 см2. – площадь паркетного пола.

Шестой этап игры.

Итоги работы.

На заключительном этапе игры учитель проверяет, насколько глубоко усвоили ученики материал. Каждой команде предлагаются контрольные вопросы:
– По какому принципу укладывали паркетные плитки в один ряд?
– Как проводились вычисления площади одного ряда плиток?

В заключение подводятся результаты игры, команды получают определенное количество баллов.