Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание истории и обществознания

Урок обобщающего повторения в 5-м классе по теме: Западная Азия в древности с игровыми моментами

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 224

Кузовлева Галина Владимировна, заместитель директора по ВР

Уроки обобщающего повторения в 5-х классах целесообразно проводить в занимательной форме, учитывая психологические возрастные особенности более эмоционального восприятия материала учащимися данного возраста.

Данный урок проводится в форме интеллектуальной игры-викторины.

Эта форма урока позволяет

обучить:

развить:

воспитать:

Форма урока-викторины дает множество вариантов проверки, закрепления и повторения полученных знаний.

Сочетание индивидуальной и коллективной работы, дух соперничества и сопереживания позволяет усилить эмоциональное восприятие изучаемого материала. Сочетание индивидуальных ответов и фронтальной беседы в виде исправлений и дополнений ответов одноклассников способствует более глубокому закреплению материала в памяти учащихся, выявляет и контролирует правильность усвоения материала, корректирует возможные неверные представления.

Благодаря нестандартности такой формы урока, вызванному им эмоционально-игровому состоянию и привлечению всех без исключения учащихся к плодотворной работе, удается привлечь активное внимание к изучению истории, наглядно показать необходимость глубоких, прочных знаний и самообразования.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРЫ.

О проведении урока обобщающего повторения по теме “Западная Азия в древности” учащиеся предупреждаются заранее.

С учетом подготовленности и межличностных отношений формируются три команды. В каждой команде с учетом развития и индивидуальных особенностей определяется лидер (капитан).

Ведущий игры - учитель.

ХОД И ПРАВИЛА ИГРЫ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ.

I конкурс: ВИКТОРИНА.

Сформулированные заранее вопросы на пронумерованных карточках раскладываются на игровом столе.

Капитаны каждой из трех команд поочередно выбирают карточку с заданием. Каждой команде на обсуждение вопроса дается не более одной минуты. По решению команды и капитана отвечает один из игроков, чей вариант ответа при обсуждении показался верным и наиболее полным.

Остальные команды внимательно, заслушивают ответ, в случае необходимости, вносят свои дополнения, уточнения или, в случае неверного ответа, предлагают свой вариант правильного ответа.

За каждый верный ответ команде начисляется 2 очка, за верный в принципе, но недостаточно полный ответ - 1 очко, за неверный - 0 очков.

Дополнения, внесенные другими командами, не оцениваются.

Решение о начислении очков принимается в соответствии с решением всего класса и ведущего игры (учителя).

Перечень вопросов, предлагаемых к обсуждению:

1. Назовите самые крупные города Двуречья. Из чего они строили дома? Почему?

2. Как в Двуречье использовались каналы?

3. Что общего в природных условиях Двуречья и Египта? В чем различия?

Царем какого государства был Хаммурапи? Как Хаммурапи понимал справедливое наказание для преступников?

5. Как Хаммурапи защищал рабов-должников?

6. Какими ремеслами славилась Финикия?

7. С какой целью Финикия основывала свои колонии?

Каким было основное занятие древних еврейских племен? Почему евреи оказались в Египте? (объясните, опираясь на библейские предания).

На земле какой страны было создано Израильское царство? Что вы знаете о природе этой страны?

Назовите второго царя Израильского царства. Какой город стал столицей

Израильского царства в годы его правления?

11. Кто был третьим царем Израильского царства? Чем примечательно его правление?

12.В чем преимущество железных орудий труда перед каменными и медными?

13.Чем была сильна ассирийская армия? Какие военные новшества применяли ассирийцы?

14.Какие древние страны вошли в состав Персидской державы?

15.Чему учили персы своих мальчиков (по свидетельству древнегреческого ученого Геродота)?

Каждая команда должна дать ответ на 5 карточек. Таким образом, наивысший балл, который может получить команда за участие в викторине- 10 баллов.

II конкурс: КОНКУРС КАПИТАНОВ.

Капитаны команд одновременно у доски, где заранее для каждого выписаны соответствующие задания, решают задачу по соотнесению предложенных исторических понятий.

I команда:

Письменность ---------

------------ Государство

Клинопись Египет
Иероглифы Финикия
Алфавит Двуречье
II команда:

Правитель -----------

------------- Государство

Ашшурбанапал Персидская держава
Кир Израильское царство
Саул Ассирийская держава
III команда:

Город -----------------

------------- Страна

Библ Двуречье
Вавилон Финикия
Ниневия Ассирия

Наивысший балл конкурса капитанов – 3 балла.

III конкурс: ИСТОРИЧЕСКИЙ СЛОВАРИК.

За то время, пока капитаны у доски выполняют задания II конкурса, команды, оставшиеся без лидера,учавствуют в в конкурсе по знанию “исторического словарика”.

Каждая команда получает карточку с перечнем предлагаемых понятий и, подготовившись в течение 1 минуты, должна дать точные, полные и грамотно сформулирлванные определения предложенным терминам, понятиям и названиям.

К рассмотрению предлагаются следующие “словарные слова”:

I карточка:

1. Ефрат, Тигр
2. Шамаш
3. Ростовщик
4. Закон

II карточка:

1. Иштар
2 Заповеди.
3. Таран
4. Библия

III карточка:

1. Скрижали
2. Держава
3. Иордан
4. Кочевники

В каждой карточке по 4 понятия и, соответственно, за каждое верное определение начисляется по 1 баллу. Таким образом, наивысший балл III конкурса - 4 балла.

По завершении игры подсчитываются баллы, набранные каждой командой, исходя из чего выставляются оценки каждому учащемуся.

Наибольшее количество баллов, которое по результатам игры может набрать команда - 17.

Оценку “5” получают:

Оценку “4” получают участники команды, набравшей от 14 до 12 баллов.

Оценку “3” получают участники команды, набравшей от 11 до 9 баллов.