Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание технологии

Урок технологии Техника выполнения односторонней мережки. 7-й класс

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 855

Гапонова Наталья Михайловна, учитель технологии

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (578,97 КБ)


“Через красивое – к человечному –
такова закономерность воспитания”.
В.А. Сухомлинский.

Цели урока:

Образовательная:

Развивающая:

Воспитательная:

Учебно-наглядные пособия:

Формы обучения: фронтальная и индивидуальная.

Методы обучения: рассказ учителя, наглядность, выполнение мережки образцу и инструкционной карте “Этапы выполнения мережки”, обобщение и закрепление полученных знаний в форме ответов на вопросы.

Тип урока: получение новых знаний, систематизация полученных навыков и умений работы с ножницами, иглой.

Ход урока

I. Организационный момент (1 мин.) Проверка готовности кабинета к уроку и присутствия учащихся.

II. Вводный инструктаж (39 мин.)

1. Сообщение темы и целей урока. Запись темы урока в тетрадь.

2. Объяснение нового материала:

2.1. Словарная работа (в тетрадь). [3]

2.2 Рассказ о происхождении и назначении мережек. [4]

Мережка относится к строчным видам вышивки и, как и вышивка является одним из древнейших видов рукоделия. В античные времена мережкой украшали в основном ритуальные костюмы. Позднее она стала использоваться для отделок бытовых и национальных костюмов многими европейскими народами: Югославии. Венгрии, Словакии, Дании, Германии, Италии.

У нас, в России, прозрачное вышивание по полотну известно очень давно. В России мережкой украшали рубашки, головные уборы, передники, занавески, полотенца и т. д. Особенно ценились те работы, которые вышивались разноцветным тончайшим шёлком, серебром и золотом.

В настоящее время этот вид ажурной вышивки не забыт и пользуется большим успехом. Мережкой отделывают постельные и столовые принадлежности, одежду, при этом она часто используется в сочетании с различными видами вышивок. Этот вид рукоделия практичен, красив, доступен каждому и не требует больших затрат времени и материалов.

2.3. Знакомство с видами простых мережек с помощью инструкционной карты и готовых образцов.[2]

1 способ: мережка столбиками (см. образец № 2).

2 способ: мережка в раскол (см. образец №3), которая выполняется в шахматном порядке. Эта мережка часто применяется как подготовительная для более сложных видов.

2.4. Ткани и нити для выполнения мережки. [4]

Так как мережка выполняется по выдернутым нитям, то ткань надо выбирать с равномерным переплетением и ровной нитью.

Ткани, используемые для выполнения мережек: льняная, полульняная, батист, рогожка, вышивальная ткань типа канвы. (Записать в тетрадь). Внешний вид этих тканей можно рассмотреть на наглядном пособии “Образцы тканей, используемых для выполнения мережек”.

Нити для выполнения мережек: вышивальную нить обычно выбирают в тон ткани и одной толщины с нитью ткани. Но для некоторых видов мережек можно и даже нужно использовать нити различного цвета, толщины и качества. Часто используют нити, выдернутые из ткани, если они достаточно прочны.

Нити для мережек: мулине, люрекс, хлопчатобумажные, шёлковые, ирис. (Записать в тетрадь). Внешний вид этих нитей можно рассмотреть на наглядном пособии “Нити, для выполнения мережек”.

2.5. Инструменты и приспособления для выполнения мережки.[4]

Приспособления и инструменты, необходимые для работы: игла с продолговатым ушком и тупым концом, маленькие ножницы с острыми тонкими концами, линейка с делениями, пяльца, острый простой карандаш.

Физминутка. [1]

Спал цветок и вдруг проснулся (опустить голову, руки на коленях, спину расслабить).
Больше спать не захотел (встать из-за парты).
Шевельнулся, потянулся (плавное движение руками),
Взвился вверх и полетел (смотреть на кончики пальцев).
Солнце утром лишь проснётся
Бабочка кружит и вьётся (маховое движение руками, кружение).

- Итак, сели на свои места, посмотрели на меня, приступили к работе.

Прежде чем мы перейдём к следующему этапу работы, мне бы хотелось, чтобы вы напомнили мне о технике безопасности при работе с иглой и ножницами. (Ответы учениц).

Техника безопасности при работе с ножницами:

  1. Ножницы – острый инструмент.
  2. Хранить ножницы в определённом месте в закрытом виде.
  3. Передавать ножницы сомкнутыми лезвиями кольцами вперёд.
  4. При работе ножницы класть справа от себя с сомкнутыми лезвиями.

Техника безопасности при работе с иглой:

  1. Шить с напёрстком.
  2. Знать количество иголок и булавок взятых для работы.
  3. Не брать иглы в рот.
  4. Не шить ржавой иглой.
  5. Если игла сломалась, то собрать её кусочки и сдать учителю.

2.6. Подготовка к работе. [2]

Перед началом работы, надо выровнять край ткани. Для этого с края ткани выдергивают одну нить, и по этому следу обрезают материал. Сделайте, пожалуйста, так на своих кусочках ткани. Затем от края отступите 3 см. и острым карандашом поставьте точку. Это будет начало прозрачной строчки. Находим в этой точке ниточку и аккуратно, иголочкой поддёрнув её, выдёргиваем. Получилась ровная полоска. Отступите от неё 1 см. и выдерните ещё одну нить. Далее выдерните все ниточки, оставшиеся между этими полосами. Получился прозрачный след, в котором мы будем выполнять одностороннюю простую мережку.

Разбор последовательности выполнения работы по инструкционной карте.

(см. инструкционную карту “Выполнение мережки”) [2].

  1. Закрепить нить с изнаночной стороны ткани, проложив её, отступив немного от края (рис. 1)
  2. Сделать первый стежок через край, слева направо, набирая 4-6 нитей (рис. 2).
  3. Вытяни иглу на себя и сделай второй стежок слева направо, выведи иглу на середину предполагаемого пучка нитей, захватив 1-2 нити ткани, затяни, но не туго.
  4. Дальше работу продолжить также, считая количество нитей, захватываемых в пучок.

III. Текущий инструктаж. Практическая работа (30 мин.) [1]

- Выполнение односторонней простой мережки.

Целевые обходы.

а) проверить организацию рабочего места;

б) проверка правильности и последовательности выполнения задания;

в) оказание помощи неуспевающим учащимся.

- Подведение итогов:

а) С какими видами мережек вы познакомились сегодня на уроке?

б) Назовите инструменты и приспособления необходимые для выполнения работы.

в) Какие нити используют для выполнения мережек?

г) Из каких элементов, соединённых между собой состоит двухсторонняя мережка с перестановкой столбиков?

д) Что вы чувствовали при выполнении работы?

е) Нравится ли вам данный вид художественного ремесла? Почему?

ё) Появились ли у вас идеи будущих изделий? Какие?

IV. Итог урока (10 мин.).

- Сообщить о достигнутых целях на занятии.

- Подвести итоги проделанной работы, указать на типичные ошибки при выполнении задания (анализ работы каждого учащегося).

- Выставление оценок за работу.

- Записать домашнее задание: Провести поисковую работу по сбору материала о новых видах мережек. Закончить выполнение простой односторонней мережки и проделать подготовительный этап для следующего вида.

Список использованной литературы.

  1. С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова Метордические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: Учебно – методическое пособие. – Ростов – на – Дону: “Феникс”, 2006.
  2. В. Козелло Мережка – М.: Легпромбытиздат, 1991.
  3. Н. В. Малёванная Рукоделие – Ижевск: Удмуртское редакционное издательское объединение “Алфавит”, 1992.
  4. Л.В.Сычёва Вышивка ручная, машинная, мережки – Челябинск: “Металлургия”, 1992.
  5. Шитьё и рукоделие Энциклопедия – М.: Научное издательство “БРЭ”, 1994.