Загрузить презентацию (578,97 КБ)
“Через красивое – к человечному –
такова закономерность воспитания”.
В.А. Сухомлинский.
Цели урока:
Образовательная:
Развивающая:
Воспитательная:
Учебно-наглядные пособия:
Формы обучения: фронтальная и индивидуальная.
Методы обучения: рассказ учителя, наглядность, выполнение мережки образцу и инструкционной карте “Этапы выполнения мережки”, обобщение и закрепление полученных знаний в форме ответов на вопросы.
Тип урока: получение новых знаний, систематизация полученных навыков и умений работы с ножницами, иглой.
Ход урока
I. Организационный момент (1 мин.) Проверка готовности кабинета к уроку и присутствия учащихся.
II. Вводный инструктаж (39 мин.)
1. Сообщение темы и целей урока. Запись темы урока в тетрадь.
2. Объяснение нового материала:
2.1. Словарная работа (в тетрадь). [3]
2.2 Рассказ о происхождении и назначении мережек. [4]
Мережка относится к строчным видам вышивки и, как и вышивка является одним из древнейших видов рукоделия. В античные времена мережкой украшали в основном ритуальные костюмы. Позднее она стала использоваться для отделок бытовых и национальных костюмов многими европейскими народами: Югославии. Венгрии, Словакии, Дании, Германии, Италии.
У нас, в России, прозрачное вышивание по полотну известно очень давно. В России мережкой украшали рубашки, головные уборы, передники, занавески, полотенца и т. д. Особенно ценились те работы, которые вышивались разноцветным тончайшим шёлком, серебром и золотом.
В настоящее время этот вид ажурной вышивки не забыт и пользуется большим успехом. Мережкой отделывают постельные и столовые принадлежности, одежду, при этом она часто используется в сочетании с различными видами вышивок. Этот вид рукоделия практичен, красив, доступен каждому и не требует больших затрат времени и материалов.
2.3. Знакомство с видами простых мережек с помощью инструкционной карты и готовых образцов.[2]
1 способ: мережка столбиками (см. образец № 2).
2 способ: мережка в раскол (см. образец №3), которая выполняется в шахматном порядке. Эта мережка часто применяется как подготовительная для более сложных видов.
2.4. Ткани и нити для выполнения мережки. [4]
Так как мережка выполняется по выдернутым нитям, то ткань надо выбирать с равномерным переплетением и ровной нитью.
Ткани, используемые для выполнения мережек: льняная, полульняная, батист, рогожка, вышивальная ткань типа канвы. (Записать в тетрадь). Внешний вид этих тканей можно рассмотреть на наглядном пособии “Образцы тканей, используемых для выполнения мережек”.
Нити для выполнения мережек: вышивальную нить обычно выбирают в тон ткани и одной толщины с нитью ткани. Но для некоторых видов мережек можно и даже нужно использовать нити различного цвета, толщины и качества. Часто используют нити, выдернутые из ткани, если они достаточно прочны.
Нити для мережек: мулине, люрекс, хлопчатобумажные, шёлковые, ирис. (Записать в тетрадь). Внешний вид этих нитей можно рассмотреть на наглядном пособии “Нити, для выполнения мережек”.
2.5. Инструменты и приспособления для выполнения мережки.[4]
Приспособления и инструменты, необходимые для работы: игла с продолговатым ушком и тупым концом, маленькие ножницы с острыми тонкими концами, линейка с делениями, пяльца, острый простой карандаш.
Физминутка. [1]
Спал цветок и вдруг проснулся (опустить голову, руки на коленях, спину расслабить).
Больше спать не захотел (встать из-за парты).
Шевельнулся, потянулся (плавное движение руками),
Взвился вверх и полетел (смотреть на кончики пальцев).
Солнце утром лишь проснётся
Бабочка кружит и вьётся (маховое движение руками, кружение).
- Итак, сели на свои места, посмотрели на меня, приступили к работе.
Прежде чем мы перейдём к следующему этапу работы, мне бы хотелось, чтобы вы напомнили мне о технике безопасности при работе с иглой и ножницами. (Ответы учениц).
Техника безопасности при работе с ножницами:
Техника безопасности при работе с иглой:
2.6. Подготовка к работе. [2]
Перед началом работы, надо выровнять край ткани. Для этого с края ткани выдергивают одну нить, и по этому следу обрезают материал. Сделайте, пожалуйста, так на своих кусочках ткани. Затем от края отступите 3 см. и острым карандашом поставьте точку. Это будет начало прозрачной строчки. Находим в этой точке ниточку и аккуратно, иголочкой поддёрнув её, выдёргиваем. Получилась ровная полоска. Отступите от неё 1 см. и выдерните ещё одну нить. Далее выдерните все ниточки, оставшиеся между этими полосами. Получился прозрачный след, в котором мы будем выполнять одностороннюю простую мережку.
Разбор последовательности выполнения работы по инструкционной карте.
(см. инструкционную карту “Выполнение мережки”) [2].
III. Текущий инструктаж. Практическая работа (30 мин.) [1]
- Выполнение односторонней простой мережки.
Целевые обходы.
а) проверить организацию рабочего места;
б) проверка правильности и последовательности выполнения задания;
в) оказание помощи неуспевающим учащимся.
- Подведение итогов:
а) С какими видами мережек вы познакомились сегодня на уроке?
б) Назовите инструменты и приспособления необходимые для выполнения работы.
в) Какие нити используют для выполнения мережек?
г) Из каких элементов, соединённых между собой состоит двухсторонняя мережка с перестановкой столбиков?
д) Что вы чувствовали при выполнении работы?
е) Нравится ли вам данный вид художественного ремесла? Почему?
ё) Появились ли у вас идеи будущих изделий? Какие?
IV. Итог урока (10 мин.).
- Сообщить о достигнутых целях на занятии.
- Подвести итоги проделанной работы, указать на типичные ошибки при выполнении задания (анализ работы каждого учащегося).
- Выставление оценок за работу.
- Записать домашнее задание: Провести поисковую работу по сбору материала о новых видах мережек. Закончить выполнение простой односторонней мережки и проделать подготовительный этап для следующего вида.
Список использованной литературы.