Математика является одним из самых важных аспектов школьного образования.
Школьная математика – это содержательное, увлекательное и доступное поле деятельности, дающее ученику богатую пищу для ума, связывающее его с общечеловеческой культурой, формирующее важнейшие черты его личности.
Математика занимает одно из центральных мест в общей системе образования. Эта ее роль определяется глубоким богатством математических идей и результатов, накопленных человечеством за тысячи лет развития и являющихся существенной частью его культурного наследия, непрерывно расширяющимся спектром приложений математики к самым различным сторонам жизни и деятельности человека, несомненным влиянием математики на воспитание важнейших личностных качеств, ее воспитательным потенциалом.
Слова Галилея о том, что “природа написана на языке математики”, сказанные четыреста лет назад и подтверждаемые каждым новым поколением, являются достаточным основанием для того, чтобы отвести математике подобающее место в системе общего образования.
В процессе обучения математике повторению изученного материала отводится важное место. Правильно организованное повторение – один из факторов, способствующих интеллектуальному развитию каждого школьника, достижению им глубоких и прочных знаний. Без прочного сохранения приобретенных знаний, без умения воспроизвести пройденный материал в необходимый момент изучения нового материала всегда сопряжено с большими трудностями и не дает надлежащего эффекта. Ранее пройденный материал должен служить фундаментом, на который опирается изучение нового материала, последний, в свою очередь, должен обогащать и расширять кругозор, привести знания в систему, самоорганизовать ученика.
Повторения бывают разные:
Формы повторений могут быть устные или письменные.
Если вовремя не проводить повторения, то у учащихся появляются пробелы знания, плохое усвоение нового материала, низкие баллы при сдаче традиционных экзаменов или ЕГЭ.
Цель доклада: ознакомление с опытом методики повторения на уроках алгебры и начала анализа в 10 – 11 классах в виде самостоятельной работы.
Задачи:
За 30 лет работы в школе выпустила 15 выпусков, обучая их алгебре и началам анализа в 10 – 11 классах по учебнику А.Н.Колмогорова. Из 7 выпусков школу закончили двое с золотой медалью, 11 учащихся с серебряной медалью, из 5 выпусков в 10 – 11 классах в улусных олимпиадах занимали призовые места, Дегтярев Петя в 2005 году в ! республиканской политехнической олимпиаде занял 6 место.
С первых дней обучения в 10 классе провожу основательно повторение курса основной школы: решение уравнений, решение неравенств, тригонометрию…Если класс слабый (из разных школ),то повторение ведем медленно, если веду с 5 класса, то темп убыстряем.
В данное время в некоторых улусах, школах тригонометрию в 9 классах не проходят или бегло проходят т.к. нет тригонометрии на государственном экзамене по окон чании основной школы Поэтому многие учащиеся затрудняются, блуждаются в правилах, формулах тригонометрии.
Как я провожу повторение?
Даю задание на определенную тему или несколько тем на повторение, собираю тетради и на оставшееся время разбираем кто-где не смог, ошибся. При работе разрешаю использовать учебник, шпаргалку, тетради.
Самостоятельная работа учащихся научит их усидчивости, самостоятельно находить решение – поможет учащимся успешно сдать ЕГЭ, просидев 4 часа и в дальнейшем в студенчестве.
Необходимо научить учащихся самостоятельно приобретать знания и применять их. Для решения этой задачи применяется система методов и приемов , позволяющих ученикам овладеть навыками самостоятельной работы, повышающими познавательную активность и сознательное отношение к учебе, используя различные формы уроков (лекция, практическое занятие, консультация, семинар, зачетный урок).
Самостоятельные работы на повторение пишу на доске без варианта или в двух вариантах, или пишу страницу и номера из учебника, или даю тест ЕГЭ ( старые, использованные), где указываю какие задания будут решать.Например А2,А5,А9,…В2,…
Самостоятельные работы на повторение
Мониторинг итогов ЕГЭ (госэкзамена) за последние 6 лет
п/п | Выпуск | Кол-во учащ-ся | Экзамен | Поступили в ИМИ или педакадем. | Поступили в ВВУЗ с математикой | Поступили в ССУЗ с матемематикой | % выполнения экзамена | % качества экзамена | |
Традиционные | ЕГЭ | ||||||||
1 | 2000 года | 19 20 | 19 20 | – | 1 1 | 3 3 | 3 – | 100% 100% | 73,6 80,0 |
2 | 2001 года | 24 | 21 | 3+4 | – | 12 | 3 | 100% | 87,5 |
3 | 2002 года | 32 | – | 32 | 1 | 9 | 4 | 100% | 65,6 |
4 | 2003 года | 20 | – | 20 | 1 | 9 | 5 | 95% | 90% |
5 | 2004 года | 31 | 7 | 24 | 1 | 15 | 4 | 100% | 74,1 |
6 | 2005 года | 37 | 1 | 36 | 3 | 12 | 6 | 100% | 86,1 |
Повторение – мать учения. Правильно организованное повторение – один из факторов, способствующих интеллектуальному развитию каждого школьника, достижению им глубоких и прочных знаний. Без повторения необходимых тем, без системного повторения нет успешного обучения.
Поэтому мой опыт методики повторения на уроках алгебры и начала анализа в виде самостоятельных работ показал себя с лучшей стороны и поэтому рекомендую учителям, работающим в старших классах, применять мою методику повторения.