Цель курса:
Задачи курса:
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Учебно-тематический план
Раздел и тема | Всего | Кол-во лекций | Часов. Практика |
1. Работа с меховым лоскутом | 2 | 1 | 1 |
2. Цветовое решение. Размер изделия. | 2 | 1 | 1 |
3. Технология выполнения игрушки из мехового лоскута. | 6 | 2 | 4 |
4. Оценка качества и защита творческого проекта. | 2 | 1 | 1 |
ИТОГО | 12 | 5 | 7 |
Программа
Основные приёмы и правила работы с меховым лоскутом (2 часа).
Практическая работа:
Цветовое решение. Размер изделия. (2 часа).
Практическая работа:
Технология выполнения игрушки из мехового лоскута. (4 часа).
Практическая работа:
Оформление игрушки. Защита творческого проекта. (2 часа).
Практическая работа:
Перечень объектов труда: Мягкая игрушка, игрушка – подушка, настенное панно.
Методические рекомендации и учебно-методические разработки
Занятие 1 – 2. Работа с меховым лоскутом
Цели:
Материально-техническое обеспечение:
Содержание занятия:
Цели и задачи курса. История игрушки. Правила безопасности и гигиены. Правила работы с меховым лоскутом. Профессиональные требования к профессии «скорняк». Технология выполнения петельного шва.
Практикум:
Изучение инструкций по безопасности труда, санитарии и гигиены. Стачивание мехового лоскута петельным швом.
Теоретический аспект:
Цели и задачи курса – при изучении данного элективного курса вы познакомитесь с особенностями обработки мехового лоскута, научитесь работать с лекалом. Эти знания и умения помогут вам, своими руками изготовить мягкую игрушку, которая принесёт радость не только вам самим, но и тому, кто будет с ней играть. В материалах курса так же содержатся сведения о профессиях «скорняк» и «дизайнер игрушки».
Правила безопасности и гигиены:
Работа с иголками:
Работа с ножницами:
Правила санитарии и гигиены:
Описание, требования и рекомендации к профессии «скорняк» - Выполняет работу с мехом (исскуств. и натуральным). Сшивает, используя так же ручные инструменты (иглы, ножницы и другие.) Работа не рекомендуется людям, страдающим заболеваниями верхних отделов позвоночника, ограничивающих подвижность кистей рук, органов пищеварения (язвенная болезнь, сахарный диабет).
Правила работы с меховым лоскутом: Перед стачиванием мехового лоскута надо убедиться, что ворс направлен в одну сторону, если ворсинки топорщатся, мех сложен неправильно, и лоскут надо перевернуть так, чтобы ворсинки ложились в одну сторону.
Сложить меховой лоскут лицевой стороной внутрь. Если ворс выбивается на изнанку, то его надо аккуратно иголкой заправить обратно. Выполнить стачивание петельным швом.
Технология выполнения петельного шва (см.приложение№1).
Петельный шов применяют для стачивания мехового лоскута вручную. Рекомендуемая длина стежка – 3-4 мм; ширина шва – 4-5 мм.
Методические рекомендации:
Данное занятие является вводным в изучении курса. Необходимо дать общие понятия. Также учащимся объясняют, что в процессе курса они овладеют технологией изготовления мягкой игрушки, которая является эксклюзивной, конкурентно способной вещью; что немаловажно в условиях рыночной экономики.
Занятие 3 – 4. Цветовое решение. Размер изделия. (2 часа)
Цели:
Материально техническое содержание:
Содержание занятия: «Дизайн» в сфере товаров и услуг. Профессия «дизайнер игрушки». Цветовое решение, сочетаемость цветов. Выбор изделия для творческого проекта. Составление цветовой композиции игрушки. Работа с лекало.
Практикум:
Теоретический аспект:
Цветовое решение. (см.приложение №1).
Физики и художники давно пытались навести порядок в буйном царстве красок. Первую попытку предпринял Исаак Ньютон. Система Ньютона – цветовой круг.
Цветовой аккордеон изобрёл в 1865 году художник Рудольф Адамс, он предстовляет собой круг, разделённый на 24 сектора. Для полной гармонии пользуются так называемыми «цветовыми аккордеонами» - сочетаниями из трёх цветов, расположенных в углах равносторонних треугольников. Знание цветовых сочетаний применяют: в живописи, при выборе тканей для одежды, проектировании интерьеров, в дизайне.
Уменьшение, увеличение выкройки. (см.приложение №1).
Иногда габариты игрушки не совпадают с желаемым размером. В этом случае перед раскроем необходимо увеличить или уменьшить лекало. Допустим, надо увеличить вдвое. Для этого его разлиновывают на квадраты. Чем они меньше, тем точнее получится изображение. Затем такую же сетку делают на листе бумаги, но уже с вдвое большими квадратами. Теперь осталось перенести узор с малых квадратов на большие.
Дизайн – это различные виды проектировочной деятельности с целью формирования Эстетических (красивых по внешнему виду) и функциональных качеств (соответствие своему назначению и удобство пользования) изделия.
Предметные связи: ИЗО, черчение (графика), физика.
Методические рекомендации.
Объяснение материала и нахождение ошибок в цветовом решении лучше всего проводить на примерах уже готового изделия. Это способствует усвоению материала в более короткий срок. На данном занятии основная часть времени уделяется практической работе. В заключении даётся задание изменить размер игрушки; учащиеся (по желанию) уменьшают или увеличивают её.
Занятие 5 – 10. Технология выполнения игрушки из мехового лоскута. (6 часов)
Цели:
Материально-техническое обеспечение:
Содержание занятия:
Направление ворса при раскрое. Раскрой игрушки. Сшивание деталей. Набивка игрушки. Соединение головы с туловищем. Оформление игрушки
Практикум:
Теоретический аспект.
Направление ворса при раскрое. При выполнении раскроя необходимо учитывать направление ворса. На деталях головы он направлен от шеи вверх; на деталях туловища – от шеи вниз. На лбу – от носа к ушам. На ушах – от основания уха - вверх.
Подготовка к раскрою и раскрой игрушки. Выкройки деталей обрисовать по изнаночной стороне и вырезать точно по линии кончиками ножниц. Концы ножниц заправляют ближе к основе и вырезают только основу небольшими надрезами. Таким образом, ворс остаётся длинным.
Сшивание деталей. Детали сшиваются по изнаночной стороне петельным швом. Чтобы ворс не мешал его внутрь двух сложенных деталей.
Порядок работы. Туловище: к грудке пришить нижние и верхние лапки; соединить грудку со спинкой. Голова: сшить ушки; пришить их к задней части головы; Соединить обе части головы.
Набивка игрушки – выполняется синтепоном, ватином, поролоном, ватой или обрезками меха. Набивка должна заполнить всю игрушку равномерно.
Соединение головы с туловищем. Соединять надо леской или ниткой в несколько сложений, используется шов «через край».
Оформление мордочки и внешнего вида игрушки. К голове пришить глаза и нос. Для этого хорошо подойдут пуговки на ножке, которые нужно стянуть между собой внутри головы, хорошо закрепив нитку. Для украшения готовой игрушки можно использовать шелковую ленточку, сделав на шейке бантик.
Методические рекомендации.
Основная часть времени (4 часа) отводится на творческую работу. Каждая ученица индивидуально выполняет игрушку. В целом учащиеся выполняют проектную коллективную работу. Учитывая разный возрастной уровень учащихся, различный уровень знаний и подготовку, основной упор делается на индивидуальную работу и дифференциацию в обучении.
Занятия 11- 12. Оценка качества и защита проекта (2 часа)
Цели:
Материально-техническое обеспечение:
Содержание занятия:
Требования к качеству готового изделия. Защита проекта.
Практикум:
Теоретический аспект:
Требования к качеству швов и готового изделия. Детали сшиты очень плотно, в противном случае, после набивки игрушки будут видны швы, и выбиваться наполнитель. Согласованность в сочетании цветов. Готовое изделие должно быть чистым и аккуратным.
Защита проекта. Ученица должна:
Методические рекомендации:
Данное занятие является завершающим. Проходит в форме защиты творческих проектов. Учителю необходимо заранее определить регламент выступления учащихся.
Можно предложить выполненные работы принести в дар «Детскому саду», «Детскому дому».