Цель урока. Сформировать у учащихся чувство ответственного отношения к правилам пожарной безопасности, познакомить с рекомендациями специалистов по правилам поведения для обеспечения личной безопасности во время пожара.
Оборудование: Презентация (Приложение 1).
После изучения темы учащиеся должны:
а) знать:
б) уметь:
в) иметь представление: об основных поражающих факторах пожара, воздействующих на людей.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Заслушать сообщения учащихся о наиболее крупных пожарах за последний год (3-5 мин). Сделать вывод, что личная безопасность человека в ситуациях, возникающих при пожаре, прежде всего, зависит от его поведения, соблюдения правил пожарной безопасности, а в повседневной жизни и от умения действовать во время пожара.
III. Изучение новой темы.
Изучаемые вопросы.
Статистика:
В РФ за год происходит примерно до 250 тыс. пожаров. В которых гибнет в среднем 18-20 тысяч человек. Материальный ущерб составляет 50-70 млрд. рублей. Более чем 80% случаев возникновения пожаров обусловлено неосторожным обращением человека с огнем.
Необходимо отметить, что полностью избежать возникновения пожаров в быту невозможно, но уменьшить вероятность возгораний за счет снижения отрицательного сияния человеческого фактора необходимо. Для этого каждый человек должен знать общие правила поведения в области пожарной безопасности и соблюдать их в повседневной жизни.
Необходимость соблюдения правил пожарной безопасности диктуется законом жизни и определена законодательством РФ Федеральным законом «О пожарной безопасности» (от 21 декабря 1994 г.), где предусмотрены определенные права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности.
Права граждан в области пожарной безопасности.
Каждый человек в случае пожара имеет право на:
Права человека с необходимостью подкрепляются его обязанностями.
В области пожарной безопасности каждый человек обязан:
Контрольные вопросы.
Граждане несут ответственность за нарушение правил пожарной безопасности (ст.167 УК РФ):
за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в ее области они могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.
Обсудим правила безопасного поведения при пожаре в квартире, в общественных местах, на даче.
Основные причины пожара в доме:
А теперь я попрошу вас рассказать о мерах по обеспечению пожарной безопасности в доме и вместе с вами составим перечень основных правил пожарной безопасности:
Основное правило тушения огня следующее: накрыть горящий предмет плотной тканью или одеялом и немедленно выйти из помещения, плотно закрыв за собой дверь.
Особое внимание учащихся необходимо обратить на то, чего нельзя делать при пожаре:
Рассмотреть ситуацию выхода из горящего или задымленного помещения, правила безопасного поведения в случае, если нельзя покинуть квартиру (эвакуироваться) во время пожара в доме. Что делать, если загорелся (взорвался) телевизор?
Подытожить, что вода хорошо проводит электрический ток, потому заливать водой даже отключенный от электрической сети телевизор нельзя, так как большое остаточное емкостное напряжение может стать причиной электротравмы.
Контрольные вопросы.
В многоэтажных жилых, административных и производственных зданиях, в школах для тушения пожаров используют внутренние пожарные краны, которые состоят из:
При обнаружении пожара следует открыть шкаф, взять ствол, который уже прикреплен к рукаву, и бежать с ним к очагу загорания; затем, положив его, быстро вернуться к крану, открыть вентиль, далее - возвратиться к стволу, взять его и направить струю на очаг пожара. Действовать надо навстречу огню, а не идти за ним следом.
Небольшие пожары (загорания) можно тушить с помощью огнетушителей. Познакомимся с некоторыми из них.
Огнетушители химические, пенные ОХП-10 предназначены для тушения очагов загорания различных веществ и материалов, за исключением электроустановок, находящихся под напряжением. Для приведения огнетушителя марки ОХП-10 в действие необходимо:
Огнетушители углекислотные ОУ-2 используются для тушения загорании различных веществ,
горение которых невозможно без доступа воздуха, и электроустановок, находящихся под напряжением.
Для приведения в действие огнетушителя марки ОУ-2 следует:
При тушении пожара огнетушителем такой марки нельзя:
Контрольные вопросы.
IV. Домашнее задание
1. Изучите § 1.3 учебника.
2. Выучите правила безопасного поведения в случае пожара.
3. Практическое задание.
Нарисуйте в рабочей тетради план этажа школы, на котором находится ваш класс, и путь эвакуации в случае пожара.
Представьте, что вам приходится выбираться из вашей квартиры в условиях сильного задымления или в темноте. Составьте путь эвакуации "вслепую", подробно описав все проходы, повороты, двери и т.п., выучите его наизусть.