Цели:
Тип урока: комбинированный
Форма организации урока: групповая, фронтальная
Методы обучения:
Материально-дидактическое оснащение:
Пояснительная записка
Урок: данная тема достаточно сложна для понимания. Наиболее сложным является уяснение причин и последствий инфляции. Поэтому важны оба компонента урока – объяснение материала и его закрепление с помощью специальных упражнений и заданий.
Все вышесказанное определило замысел проведения урока в виде погружения в проблемную ситуацию и последовательного решения возникающих в ней задач (метод ситуационного анализа)
Понятия, которые должны быть усвоены обучаемыми в ходе урока:
– инфляция спроса;– инфляция;
Практическая значимость урока видится в том, что разработка урока «Деньги их функции, инфляция» может быть использована преподавателями и методистами средних школ, учреждений начального и среднего профессионального образования.
Урок состоит из 5 этапов:
Ход урока
1 этап. Организационный
Организация деятельности, определение места урока в осмыслении темы, мотивация. На презентации слайд с названием темы.
Преподаватель: На сегодняшнем уроке попытаемся осмыслить проблему денег и инфляции.
Деньги раньше всех прочих феноменов хозяйственной жизни привлекли к себе внимание человеческой мысли.
Начиная с Платона и Аристотеля и по сегодняшний день, этой проблеме посвящено более 12000 специальных работ. И тем не менее феномен денег остается во многом загадкой. Афоризм нашего урока «Даже любовь не свела с ума стольких людей, сколько мудрствование о сущности денег» Уильям Ю. Гладстон премьер министр Великобритании
Деньги это самый знакомый механизм, известный нам с раннего детства, с первой купюры.
Между тем на самом деле, большинство из нас знает о денежном мире крайне мало. Все его законы ведомы только профессионалам – ученым, банкирам, финансистам. Но между тем, некоторые представления о законах денежного мира необходимы каждому, чтобы не делать досадных ошибок, и грамотно инвестировать свои сбережения.
На прошлых уроках мы рассмотрели происхождение, функции и виды денег, изучили уравнение количественной теории денег и ввели понятие инфляции. На презентации цель урока.
Главная задача сегодняшнего урока – выяснить, какое влияние может оказать изменение количества денег в обращении на общий уровень цен в экономике и каковы последствия инфляционных процессов.
Работать будем по группам (4–5 чел.). В каждой группе есть свой лидер, который организует её работу и оценивает работу каждого в группе по заданным критериям.
2 этап. Актуализация знаний, через погружение в ситуацию, работа с кейс-стади по группам.
Преподаватель: чтобы повторить материал предыдущего урока – вам нужно поработать с кейс-стадии. Прочитать материал и ответить на вопросы составленные по его содержанию.
Для кейс – стадии взят отрывок из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Надеюсь, вы все знакомы с творчеством М. Булгакова и читали его главную книгу, созданию которой он отдал последние годы своей жизни. Знаете его главных героев.
Отрывок взят из 12 главы романа «Чёрная магия и её разоблачение». Если не все из вас читали роман, то фильм, наверняка, смотрели многие.
И сейчас на экране представлен фрагмент из фильма «Мастер и Маргарита», где Воланд со своей свитой проводит сеанс чёрной магии в Москве со зрителями варьете.
Показ кадра из кинофильма «Мастер и Маргарита».
После просмотра фильма, речь о котором и пойдет в кейс-стади, вы должны прочитать материал и ответить на вопросы, составленные по содержанию данного отрывка. Вопросы обсуждаете в группах и формулируете варианты ответов в течение 5-7 мин.
Преподаватель: Итак, почему, как утверждал Воланд, «легкомысленное» человечество любит деньги и из кожи, и из бумаги, и из бронзы, и из золота?
Каждая группа, отвечая на этот вопрос, вспоминает основные функции денег и их роль в экономике.
Преподаватель: Переходим ко второму вопросу.
Оказавшись на их месте, вы стали бы смотреть сквозь эту бумагу на свет?
Отвечая на вопрос, обучающиеся должны объяснить, как отличить настоящие купюры и монеты от подделанных.
Преподаватель: Важным условием существования денег является контроль над правом их эмиссии. Поэтому выпуск денег монополизирован государством, выпуск денег частными лицами карается законом.
Преподаватель: В романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» речь идёт о червонцах. Что это за денежный знак и когда он появился в России? Презентация слайды с червонцами.
В романе «Мастер и Маргарита» речь идет о исторических событиях которые Россия переживала в 20–30 годы 20 века. В первой половине 20 годов было полное разрушение денежной системы. Достаточно вспомнить кадры из кинофильма «Свадьба в Малиновке», где один из бандитов пытался купить серебряный крестик за собственные нарисованные деньги. Деньги печатали и рисовали все кому не лень, поэтому они и не имели большой ценности.
С 1922 года Государственный банк стал печатать червонцы о которых и идет речь в романе. В обращение вышли банковские билеты номиналом 1, 3, 5, 10 и 25 червонцев. Все они были белого цвета, поэтому и падали как белые бумажки. Червонцы выпускались и монетами.
Сегодня золотые монеты 1923–1925 г.г. – самые редкие советские монеты. Большая их часть была использована для расчетов с другими государствами. Только незначительное число этих монет осталось в коллекциях музеев и частных лиц. Поэтому их коллекционная стоимость сейчас очень высока.
А какие денежные знаки есть в ваших семейных коллекциях?
Ряд студентов демонстрирует монеты, купюры, которые сохранились в семейных коллекциях, рассказывают об их истории.
Преподаватель: Любопытно, что издавна деньги стали играть и роль своеобразных памятников – трудно найти в истории правителя, который смог бы удержаться от искушения изобразить свой облик на выпускаемых в его стране деньгах.
Теперь снова возвращаемся к кейс-стади. По сюжету романа Фагот прекращает денежный дождь, внезапно дунув в воздух.
Кадры из фильма показывают на экране
А что произошло, если бы каждому гражданину страны Воланд действительно раздал по одному миллиону червонцев?
Отвечая на вопрос, группы должны дать определение инфляции.
Преподаватель: Увеличилась бы денежная масса в обращении, а ее увеличение необходимо в том случаи, если растут объемы производства и реализация товаров и услуг, Если безудержно наращивать выпуск денег, обгоняя темпы роста реального объема производства экономических благ, тогда возникает инфляция и покупательская способность денег падает.
Презентация слайды с определением инфляции
Инфляция – процесс двусторонний. Рост цен, с одной стороны, вызывает обесценивание с другой. Это двуединый процесс общего повышения цен и обесценивания денег.
3 этап. Объяснение нового материала и его осмысление обучающимися. Презентация слайды с видами инфляции
Приложение, Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3
Преподаватель: объясняет ползучую, умеренную, галопирующую и гиперинфляцию.
Презентация слайды с инфляций спроса и инфляцией издержек.
Преподаватель: С точки зрения причин различают инфляцию спроса и инфляцию издержек.
Инфляция спроса (график).
Инфляция издержек (график). Инфляция издержек связана с ростом издержек производства (рост номинальной з/п, цен на сырьё, энергию, топлива, транспорт). В результате чего фирмы вынуждены напрямую повышать цена на свою продукцию, либо сокращать объемы производства, что вызывает дефицит и рост цен.
Наглядно это можно увидеть на примере связки «розничные цены -заработная плата». Когда профсоюзы требуют повышение з/п, руководство идет на повышение з/п, увеличивая тем самым свои издержки компенсировать которые можно повышением цен. В итоге рост цен становится как бы самоподдерживающим и его темпы неуклонно растут. Это явление связано опасностью для общества войти в так называемую инфляционную спираль з/п и цен, когда каждое новое увеличение з/п (компенсирующее инфляцию) вызывает (через растущие издержки) очередной виток цен.
Как вы думаете, какую инфляцию спровоцировал бы Воланд в стране?
Учащиеся отвечают на вопрос
Преподаватель делает обобщение: Началась бы инфляция спроса, когда слишком большое количество денег охотится за малым количеством товара.
Сейчас поразмышляем над таким вопросом: Каким образом сильная инфляция может подорвать способность денег выполнять их основные функции?
Каждая группа вытягивает бланк с одной из функций денег и отвечает на данный вопрос. Желательно приводить примеры из личного опыта, которые демонстрируют, как российская инфляция помешала рублю выполнять свои основные функции.
Преподаватель обобщает высказывание учащихся
Преподаватель: Понятно, что инфляция – явление неприятное, и сталкиваясь с очередным повышением цен, никто особой радости не испытывает.
Подумайте, каковы последствия инфляционных процессов. Представители групп делают небольшой отчёт, приводя необходимые аргументы.
Преподаватель: Из ваших высказываний можно сделать следующие выводы: Презентация слайд с последствиями инфляции
В особой мере инфляция бьёт по бюджетным отраслям (учителям, врачам, пенсионерам, студентам) чьи фиксированные доходы повышаются медленнее, чем стоимость жизни.
Последствия инфляции проецируются на экран, и обучаемые делают и записывают в рабочие тетради.
Преподаватель: Во время второй мировой войны Германия и Великобритания вынашивали планы применения бумажного оружия. Оба государства хотели напечатать большое количество денежных знаков и выбросить их над территорией противника. Почему это могло оказаться эффективным оружием? Текст ситуации и вопроса на слайде.
Обучаемые обсуждают этот вопрос, приходят к выводу, что это вызвало бы инфляцию со всеми вытекающими последствиями. Избыточное количество денег в обращении привело бы к сильнейшей инфляции и, как следствие, к полному расстройству экономики. Как говорят, достаточно разрушить экономику страны и военные действия уже не нужны.
4 этап. Рефлексия «Игра со шляпами»
Преподаватель: В начале урока методом жеребьевки каждая группа выбрала себе «шляпу» определенного цвета. Сейчас мы на время представим, что вы надеваете эти шляпы и начинаете анализировать урок.
Белая шляпа: информация. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Что вы узнали нового на уроке, какие новые, понятия, явления, какая еще информация вам необходима и как нам ее получить.
Желтая шляпа: преимущества, «плюсы»
Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон урока. Зачем вам необходима эта информация.
Черная шляпа: – недостатки, «минусы»
Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками. Эта шляпа помогает критически оценить выдвигаемые положения на уроке.
Красная шляпа: эмоции, чувства и интуиция. В режиме красной шляпы у вас появляется возможность высказать свои чувства относительно рассматриваемого проблемы, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Что я чувствовал на уроке рассматривая данную проблему? Комфортно было или нет.
Синяя шляпа: размышления, управление процессом. Подводит итог проделанной работе, намечает следующие шаги. Эту шляпу с вашего разрешения одену я.
Учащиеся высказывают своё мнение, преподаватель делает обобщение.
5 этап. Подведение итогов урока
Преподаватель: Работая в группах, каждый из вас внес свой вклад для достижения высокого результата. Сейчас лидер группы проанализирует работу каждого из вас, и выставит оценку соответственно приложенным усилиям.
Со своей стороны, хочу вам дать несколько советов. Во-первых, что касается темы урока. Никогда не превращайте деньги в единственную цель в жизни. Английский экономист Френсис Бекон высказал замечательную мысль «Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга». Именно так и надо относится к данной экономической категории.
Вы должны понимать, что образование не должно быть узкопрофильным и специализированным. Как Вы думаете, зачем в Царскосельском лицее (которому нынче исполняется 200 лет) все обязательно изучали древнюю латынь? Скорее всего, в реальной жизни этот язык большинству лицеистов вряд ли пригодился. Но у них было свободное, объёмное мышление! И только широкое образование позволяет нам быть вариативными, мобильными, востребованными.
На следующем уроке мы поговорим об антинфляционных методах. Потому домашнее задание: Сформулируйте основные средства борьбы с инфляцией и осмыслите антиинфляционные методы применяемые в настоящее время в России.