Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание экономики

Урок по теме Деньги и инфляция

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 474

Сысоева Светлана Анатольевна, руководитель сектора по УМР, преподаватель экономических дисциплин

Цели:

Тип урока: комбинированный

Форма организации урока: групповая, фронтальная

Методы обучения:

  1. Словесные (рассказ, беседа)
  2. Наглядные (наблюдение)
  3. Практические (ситуационный анализ)

Материально-дидактическое оснащение:

Пояснительная записка

Урок: данная тема достаточно сложна для понимания. Наиболее сложным является уяснение причин и последствий инфляции. Поэтому важны оба компонента урока – объяснение материала и его закрепление с помощью специальных упражнений и заданий.

Все вышесказанное определило замысел проведения урока в виде погружения в проблемную ситуацию и последовательного решения возникающих в ней задач (метод ситуационного анализа)

Понятия, которые должны быть усвоены обучаемыми в ходе урока:

– инфляция;
– инфляция спроса;
– инфляция предложения;
– умеренная инфляция;
– галопирующая инфляция;
– гиперинфляция

Практическая значимость урока видится в том, что разработка урока «Деньги их функции, инфляция» может быть использована преподавателями и методистами средних школ, учреждений начального и среднего профессионального образования.

Урок состоит из 5 этапов:

  1. Организационный
  2. Актуализация знаний, через погружение в ситуацию
  3. Объяснение нового материала и его осмысление обучающимися.
  4. Рефлексия
  5. Подведение итогов

Ход урока

1 этап. Организационный

Организация деятельности, определение места урока в осмыслении темы, мотивация. На презентации слайд с названием темы.

Преподаватель: На сегодняшнем уроке попытаемся осмыслить проблему денег и инфляции.

Деньги раньше всех прочих феноменов хозяйственной жизни привлекли к себе внимание человеческой мысли.

Начиная с Платона и Аристотеля и по сегодняшний день, этой проблеме посвящено более 12000 специальных работ. И тем не менее феномен денег остается во многом загадкой. Афоризм нашего урока «Даже любовь не свела с ума стольких людей, сколько мудрствование о сущности денег» Уильям Ю. Гладстон премьер министр Великобритании

Деньги это самый знакомый механизм, известный нам с раннего детства, с первой купюры.

Между тем на самом деле, большинство из нас знает о денежном мире крайне мало. Все его законы ведомы только профессионалам – ученым, банкирам, финансистам. Но между тем, некоторые представления о законах денежного мира необходимы каждому, чтобы не делать досадных ошибок, и грамотно инвестировать свои сбережения.

На прошлых уроках мы рассмотрели происхождение, функции и виды денег, изучили уравнение количественной теории денег и ввели понятие инфляции. На презентации цель урока.

Главная задача сегодняшнего урока – выяснить, какое влияние может оказать изменение количества денег в обращении на общий уровень цен в экономике и каковы последствия инфляционных процессов.

Работать будем по группам (4–5 чел.). В каждой группе есть свой лидер, который организует её работу и оценивает работу каждого в группе по заданным критериям.

2 этап. Актуализация знаний, через погружение в ситуацию, работа с кейс-стади по группам.

Преподаватель: чтобы повторить материал предыдущего урока – вам нужно поработать с кейс-стадии. Прочитать материал и ответить на вопросы составленные по его содержанию.

Для кейс – стадии взят отрывок из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Надеюсь, вы все знакомы с творчеством М. Булгакова и читали его главную книгу, созданию которой он отдал последние годы своей жизни. Знаете его главных героев.

Отрывок взят из 12 главы романа «Чёрная магия и её разоблачение». Если не все из вас читали роман, то фильм, наверняка, смотрели многие.

И сейчас на экране представлен фрагмент из фильма «Мастер и Маргарита», где Воланд со своей свитой проводит сеанс чёрной магии в Москве со зрителями варьете.

Показ кадра из кинофильма «Мастер и Маргарита».

После просмотра фильма, речь о котором и пойдет в кейс-стади, вы должны прочитать материал и ответить на вопросы, составленные по содержанию данного отрывка. Вопросы обсуждаете в группах и формулируете варианты ответов в течение 5-7 мин.

Преподаватель: Итак, почему, как утверждал Воланд, «легкомысленное» человечество любит деньги и из кожи, и из бумаги, и из бронзы, и из золота?

Каждая группа, отвечая на этот вопрос, вспоминает основные функции денег и их роль в экономике.

Преподаватель: Переходим ко второму вопросу.

Оказавшись на их месте, вы стали бы смотреть сквозь эту бумагу на свет?

Отвечая на вопрос, обучающиеся должны объяснить, как отличить настоящие купюры и монеты от подделанных.

Преподаватель: Важным условием существования денег является контроль над правом их эмиссии. Поэтому выпуск денег монополизирован государством, выпуск денег частными лицами карается законом.

Преподаватель: В романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» речь идёт о червонцах. Что это за денежный знак и когда он появился в России? Презентация слайды с червонцами.

В романе «Мастер и Маргарита» речь идет о исторических событиях которые Россия переживала в 20–30 годы 20 века. В первой половине 20 годов было полное разрушение денежной системы. Достаточно вспомнить кадры из кинофильма «Свадьба в Малиновке», где один из бандитов пытался купить серебряный крестик за собственные нарисованные деньги. Деньги печатали и рисовали все кому не лень, поэтому они и не имели большой ценности.

С 1922 года Государственный банк стал печатать червонцы о которых и идет речь в романе. В обращение вышли банковские билеты номиналом 1, 3, 5, 10 и 25 червонцев. Все они были белого цвета, поэтому и падали как белые бумажки. Червонцы выпускались и монетами.

Сегодня золотые монеты 1923–1925 г.г. – самые редкие советские монеты. Большая их часть была использована для расчетов с другими государствами. Только незначительное число этих монет осталось в коллекциях музеев и частных лиц. Поэтому их коллекционная стоимость сейчас очень высока.

А какие денежные знаки есть в ваших семейных коллекциях?

Ряд студентов демонстрирует монеты, купюры, которые сохранились в семейных коллекциях, рассказывают об их истории.

Преподаватель: Любопытно, что издавна деньги стали играть и роль своеобразных памятников – трудно найти в истории правителя, который смог бы удержаться от искушения изобразить свой облик на выпускаемых в его стране деньгах.

Теперь снова возвращаемся к кейс-стади. По сюжету романа Фагот прекращает денежный дождь, внезапно дунув в воздух.

Кадры из фильма показывают на экране

А что произошло, если бы каждому гражданину страны Воланд действительно раздал по одному миллиону червонцев?

Отвечая на вопрос, группы должны дать определение инфляции.

Преподаватель: Увеличилась бы денежная масса в обращении, а ее увеличение необходимо в том случаи, если растут объемы производства и реализация товаров и услуг, Если безудержно наращивать выпуск денег, обгоняя темпы роста реального объема производства экономических благ, тогда возникает инфляция и покупательская способность денег падает.

Презентация слайды с определением инфляции

Инфляция – процесс двусторонний. Рост цен, с одной стороны, вызывает обесценивание с другой. Это двуединый процесс общего повышения цен и обесценивания денег.

3 этап. Объяснение нового материала и его осмысление обучающимися. Презентация слайды с видами инфляции

Приложение, Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3

Преподаватель: объясняет ползучую, умеренную, галопирующую и гиперинфляцию.

Презентация слайды с инфляций спроса и инфляцией издержек.

Преподаватель: С точки зрения причин различают инфляцию спроса и инфляцию издержек.

Инфляция спроса (график).

Инфляция издержек (график). Инфляция издержек связана с ростом издержек производства (рост номинальной з/п, цен на сырьё, энергию, топлива, транспорт). В результате чего фирмы вынуждены напрямую повышать цена на свою продукцию, либо сокращать объемы производства, что вызывает дефицит и рост цен.

Наглядно это можно увидеть на примере связки «розничные цены -заработная плата». Когда профсоюзы требуют повышение з/п, руководство идет на повышение з/п, увеличивая тем самым свои издержки компенсировать которые можно повышением цен. В итоге рост цен становится как бы самоподдерживающим и его темпы неуклонно растут. Это явление связано опасностью для общества войти в так называемую инфляционную спираль з/п и цен, когда каждое новое увеличение з/п (компенсирующее инфляцию) вызывает (через растущие издержки) очередной виток цен.

Как вы думаете, какую инфляцию спровоцировал бы Воланд в стране?

Учащиеся отвечают на вопрос

Преподаватель делает обобщение: Началась бы инфляция спроса, когда слишком большое количество денег охотится за малым количеством товара.

Сейчас поразмышляем над таким вопросом: Каким образом сильная инфляция может подорвать способность денег выполнять их основные функции?

Каждая группа вытягивает бланк с одной из функций денег и отвечает на данный вопрос. Желательно приводить примеры из личного опыта, которые демонстрируют, как российская инфляция помешала рублю выполнять свои основные функции.

Преподаватель обобщает высказывание учащихся

Преподаватель: Понятно, что инфляция – явление неприятное, и сталкиваясь с очередным повышением цен, никто особой радости не испытывает.

Подумайте, каковы последствия инфляционных процессов. Представители групп делают небольшой отчёт, приводя необходимые аргументы.

Преподаватель: Из ваших высказываний можно сделать следующие выводы: Презентация слайд с последствиями инфляции

В особой мере инфляция бьёт по бюджетным отраслям (учителям, врачам, пенсионерам, студентам) чьи фиксированные доходы повышаются медленнее, чем стоимость жизни.

Последствия инфляции проецируются на экран, и обучаемые делают и записывают в рабочие тетради.

Преподаватель: Во время второй мировой войны Германия и Великобритания вынашивали планы применения бумажного оружия. Оба государства хотели напечатать большое количество денежных знаков и выбросить их над территорией противника. Почему это могло оказаться эффективным оружием? Текст ситуации и вопроса на слайде.

Обучаемые обсуждают этот вопрос, приходят к выводу, что это вызвало бы инфляцию со всеми вытекающими последствиями. Избыточное количество денег в обращении привело бы к сильнейшей инфляции и, как следствие, к полному расстройству экономики. Как говорят, достаточно разрушить экономику страны и военные действия уже не нужны.

4 этап. Рефлексия «Игра со шляпами»

Преподаватель: В начале урока методом жеребьевки каждая группа выбрала себе «шляпу» определенного цвета. Сейчас мы на время представим, что вы надеваете эти шляпы и начинаете анализировать урок.

Белая шляпа: информация. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Что вы узнали нового на уроке, какие новые, понятия, явления, какая еще информация вам необходима и как нам ее получить.

Желтая шляпа: преимущества, «плюсы»

Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон урока. Зачем вам необходима эта информация.

Черная шляпа: – недостатки, «минусы»

Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками. Эта шляпа помогает критически оценить выдвигаемые положения на уроке.

Красная шляпа: эмоции, чувства и интуиция. В режиме красной шляпы у вас появляется возможность высказать свои чувства относительно рассматриваемого проблемы, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Что я чувствовал на уроке рассматривая данную проблему? Комфортно было или нет.

Синяя шляпа: размышления, управление процессом. Подводит итог проделанной работе, намечает следующие шаги. Эту шляпу с вашего разрешения одену я.

Учащиеся высказывают своё мнение, преподаватель делает обобщение.

5 этап. Подведение итогов урока

Преподаватель: Работая в группах, каждый из вас внес свой вклад для достижения высокого результата. Сейчас лидер группы проанализирует работу каждого из вас, и выставит оценку соответственно приложенным усилиям.

Со своей стороны, хочу вам дать несколько советов. Во-первых, что касается темы урока. Никогда не превращайте деньги в единственную цель в жизни. Английский экономист Френсис Бекон высказал замечательную мысль «Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга». Именно так и надо относится к данной экономической категории.

Вы должны понимать, что образование не должно быть узкопрофильным и специализированным. Как Вы думаете, зачем в Царскосельском лицее (которому нынче исполняется 200 лет) все обязательно изучали древнюю латынь? Скорее всего, в реальной жизни этот язык большинству лицеистов вряд ли пригодился. Но у них было свободное, объёмное мышление! И только широкое образование позволяет нам быть вариативными, мобильными, востребованными.

На следующем уроке мы поговорим об антинфляционных методах. Потому домашнее задание: Сформулируйте основные средства борьбы с инфляцией и осмыслите антиинфляционные методы применяемые в настоящее время в России.