Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание экономики

Урок-исследование Социальные проблемы рынка трудадля 10—11 класса

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 311

Феодосова Татьяна Николаевна, заместитель директора по воспитательной работе

Цели урока:

К данному уроку учащиеся должны выполнить несколько практических заданий:

  1. Социологический опрос населения: “Являетесь ли Вы членом профсоюза? Какие основные задачи на Ваш взгляд решает профсоюз?”
  2. Интервьюирование председателя ПК школы “Зачем нужен коллективный договор?”
  3. Определение прожиточного минимума на сегодняшний день, сравнение его с общероссийским и в других городах.
  4. Анализ уровня заработанной платы у работников различных специальностей и предприятий города.
  5. Анализ рынка вакансий по Центру Занятости города.
  6. Эксперимент “Отчего зависит время и качество выполнения той или иной работы”.

ХОД УРОКА

Все мы собственники, даже если не имеем дачи, машины и приватизированной квартиры. Все мы собственники своего труда и можем продать его тому, кто в нем нуждается. Таким образом, формируется рынок труда, который похож на другие рынки товаров и услуг, но есть и важные особенности:

Сформулируем основную гипотезу: рынок труда, в отличие от рынков других товаров имеет социальные проблемы, которые связанны с тем, что труд не отделим от его собственника – человека.

Первая проблема связанна с различием интересов наемных работников и работодателей. Для работодателя основная задача заключается в максимизации прибыли и минимизации затрат. Это не сочетается с желанием рабочих о повышении заработанной платы и улучшении условий труда. Чтобы отстаивать свои интересы перед нанимателями рабочие объединяются в профсоюзы. Сыграв немалую роль в развитии цивилизованного рынка труда, профсоюзы в промышленно развитых странах сегодня уходят в историю. Но по-иному обстоят дела в странах, которые только начали свой путь к вершинам экономического развития, и конфликты еще очень остры. Здесь профсоюзам еще долго предстоит отстаивать интересы тех, кому нечего продать, кроме своей способности работать по найму.

Слово предоставляется учащимся, которые проводили социальный опрос населения (задание 1). Исходя из результатов своего исследования, учащиеся делают вывод, что в нашей стране профсоюзы охватывают большую часть работников, работающих на государственных и муниципальных предприятиях, но эти профсоюзы нельзя назвать полностью независимыми от работодателя. Работники же частных предприятий в основном вынуждены защищать свои права самостоятельно. Основные задачи существующих профсоюзов заключаются в заключении коллективных договоров, в которых определяются порядок установления ставок зарплаты, сверхурочных ставок, выходных дней и перерывов, отчислений в фонды, порядок регулирования зарплаты с учетом инфляции.

Слово предоставляется учащимся, которые интервьюировали председателя ПК школы (задание 2). Данное интервью было показано в записи. Учащиеся делают вывод о важности заключения коллективного договора с работодателем, который помогает регулировать все конфликтные ситуации и выступает гарантом защиты интересов каждого работника.

Наличие профсоюза на рынке труда существенным образом видоизменяет модель равновесного рынка труда. Если профсоюз провел через коллективный договор новую ставку зарплаты, выше равновесной, то спрос на труд станет меньше предложения. А это значит, возникнет безработица.

В связи с этим, учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Почему же наниматели идут на то, чтобы заключать коллективные договора с профсоюзами, ведь повышение ставок зарплаты им невыгодно?
  2. Могут ли профсоюзы влиять на размер зарплаты на предприятиях, где отсутствует профсоюзное движение?
  3. Как рабочие могут обеспечить себе большую устойчивость в борьбе с работодателем?
  4. Могут ли профсоюзы при определенных обстоятельствах стать источником инфляции?

Вывод I: профсоюзы в своей борьбе с работодателями должны проявлять осторожность в требованиях повышения зарплаты, чтобы не вызвать более тяжелых последствий, как безработицу, инфляцию, изменений в оплате труда на предприятиях, где нет профсоюзов, не вызвать увольнения работников, при выдвижении своих требований консультироваться с экономистами, юристами.

Вторая проблема связана с тем, что на рынке труда есть предел падения цен. Эта граница определяется суммой, которую надо уплатить за приобретение минимальной корзины благ, которые необходимы человеку, чтобы выжить, т.е. прожиточным минимумом.

Слово предоставляется учащимся, которые вычисляли прожиточный минимум на сегодняшний момент по нашему городу (задание 3). Кроме того, они связались со своими родственниками из других городов нашего региона и по их информации вычислили прожиточный минимум для соответствующих городов (Усть-Илим и Ангарск, Братский район). Вывод, который они сделали, заключается в том, прожиточный минимум в разных регионах разный, существенно зависит от уровня сложившихся цен на основные товары. Кроме того, единый подход в его определении ошибочен, так как у людей разные даже первичные потребности, разные климатические условия, разные условия проживания, разный уровень жизни. Но для всех городов он получился выше среднего, установленного государством и, самое главное, выше минимальной заработанной платы.

Минимальная зарплата – это плата за неквалифицированный, самый простейший труд. В странах, где бушует экономический кризис, где не сформирован рынок труда, где слаба роль профсоюзов, минимальная заработанная плата может быть ниже прожиточного минимума. Кроме того, установление минимальной зарплаты – это пример государственного вмешательства в рыночный механизм.

Слово предоставляется учащимся, которые проводили исследование рынка вакансий по городскому Центру занятости (задание 5). Они сделали вывод, что на вакансии в основном находятся рабочие места с минимальной заработанной платой (дворники, уборщики лестничных клеток, грузчики) или с очень тяжелыми условиями труда (вахтовый метод, ночная работа). На вакансии с более высокой оплатой требуются работники с большим стажем, со знанием ПК или какими-либо другими особыми условиями – причем такие вакансии быстро закрываются. Вместе с тем существует значительная армия безработных, которые не могут найти работу, соответствующую их квалификации или которых не устраивают предложенные условия найма.

Вопросы к учащимся:

  1. Почему в последнее время так много россиян особенно усердно трудятся на своих дачных участках?
  2. Почему государство заинтересовано в заключение коллективных договоров между профсоюзами и работодателями?

Слово предоставляется учащимся, которые проводили анализ уровня заработанной платы по нашему городу (задание 4). Они выяснили, что зарплата работников даже одной профессии, но работающих на разных предприятиях, различается. Ниже всего она у работников бюджетной сферы. Кроме того, зарплата зависит от образования, стажа, квалификации, стабильности предприятия и других факторов. Но даже средняя зарплата высококвалифицированных работников не существенно выше прожиточного минимума, что характерно для кризисных периодов экономики страны.

Вывод II: прожиточный минимум – есть основа для исчисления минимальной заработанной платы и зарплаты высоко квалифицированных работников. Государство обязано следить за этими уровнями, защищая интересы трудящихся и предотвращая социальную напряженность.

Допустим, человек нашел себе работу, соответствующую его возможностям, знаниям, запросам. Подписав документы о найме, он уходит с рынка труда на время, но не из сферы экономических отношений. Они лишь меняют свой характер. Теперь главная проблема (третья) – для нанимателя – как добиться, чтобы человек трудился с наивысшей отдачей, а для работника – как получить за свой труд побольше.

Каждый человек индивидуален и даже одну и ту же работу он может выполнять по-разному.

Слово предоставляется учащимся, которые проделывали эксперимент по затратам времени на некоторые виды работ: выполнение уроков, уборка кабинета, заполнение дневника, мытье посуды. Они сделали вывод о том, что затраты времени, конечно, зависят от объема работы, а также от условий работы, от особенностей человека (способности к тому или иному предмету при выполнении домашнего задания) и от стимулирования работы.

Человечество придумало массу способов стимулирования: поощрение через зарплату, “участие в успехе”, формирование пенсий в прямой зависимости от зарплаты и пр. Большинству людей мало только растущего достатка, они хотят принимать участие в управлении предприятием, ощущать себя совладельцем, чтобы к их мнению прислушивались, чтобы они пользовались уважением окружающих.

Вопросы учащимся:

  1. Почему на рынке труда учителей не наблюдается существенного сокращения предложения, ведь оплата их труда находится на относительно низком уровне?
  2. Почему рост пенсий не может обгонять рост заработанной платы?
  3. Стоит ли отказаться от обязательных отчислений в пенсионный фонд и предоставить каждому копить деньги на старость?

Вывод III: необходимо добиться совпадения интересов сотрудников и интересов фирмы, мотивировать сотрудников разными способами на повышении производительности труда, особенно через участие в общем успехе.

Учащихся разбить на группы и предложить выполнить творческое задание: “Вы – совет директоров следующих фирм: хлебокомбинат, сеть магазинов по продаже канцелярских товаров, банк “Мини-кредит”. В последнее время наметилось падение заинтересованности в результатах труда у работников. Ваша задача составить программу участия в успехе, чтобы сотрудники работали с полной отдачей”. На выполнение задания дается 8-10 минут. Затем каждая группа представляет свою программу.

Подводим итог урока: Мы подтвердили свою гипотезу о том, что рынок труда имеет социальные проблемы и связано это с тем, что труд является специфическим ресурсом, так как он не отъемлем от своего носителя – личности человека – наемного работника. А люди в своей деятельности руководствуются не только экономическими интересами, их поведение в значительной степени определяется также социальными, психологическими, идеологическими, юридическими факторами. И их нельзя не принимать во внимание при изучении рынка труда.

Заключение – обращение к учащимся:

Скоро вы вступите на рынок труда. Поэтому, чем более правильными и глубокими будут ваши представления о нем, тем лучше вы будите чувствовать себя в условиях этого рынка. Особо рекомендую обратить внимание на повышение роли уровня квалификации, обусловленного, прежде всего, уровнем образования, в современных рыночных условиях. Помните, что никто вам ничего не должен. Важно получить образование и опыт работы. Важно самому быть целеустремленным и действовать. Важно составить свой жизненный план, где должны быть зафиксированы ваши представления о собственной жизни через год, через пять лет и то, что для этого нужно сделать. Пусть составление такого жизненного плана будет вашим домашним заданием.

Использованная литература:

  1. Липсиц И.В. Экономика: Учебник – М.: Вита-Пресс, 2000.
  2. Основы экономической теории: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд.; Под редакцией С.И.Иванова – М.:Вита-Пресс, 2000.
  3. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: Методическое пособие. 9 класс. – М.: Вита-Пресс, 1997.