Преподавание курса «Экономика. История и современная организация хозяйственной деятельности» для учащихся 7-8-х классов требует от учителя постоянного методического совершенствования. Практика показала, что традиционные методы преподавания экономики, особенно в работе с мотивированными учащимися, в основной школе себя не оправдывают.
Поэтому, в работе с восьмиклассниками становится необходимостью использование современных образовательных технологий.
Урок «Деньги и банки в век электроники» в 8 классе построен по проектной технологии. Урок направлен на реализацию главной цели – формирование умений учащихся анализировать и систематизировать полученные знания. Перед учащимися были поставлены задачи: выяснить схемы действия и значение разного вида платежных карточек; подготовить проекты с использованием информационно-коммуникационных технологий; защитить подготовленные проекты.
Урок рассчитан на два часа. На первом уроке учащиеся знакомятся с этапами проектной деятельности, критериями ее оценки; объединяются в проектные группы и выбирают темы для проектов. Учителем предлагаются темы проектов, такие как «Пророчество Альфреда Блумингдейла», «Карточки для богатых путешественников», «Заправочные карточки» и другие.
В течение недели, до следующего урока, учащиеся разрабатывают сценарии выступлений, посещают банки, заправочные станции, готовят презентации, наглядные материалы: схемы, таблицы, «банковские карточки». Учитель при подготовке проектов находится в роли консультанта.
На втором уроке учащиеся защищают подготовленные проекты. Группа экспертов, выбранных из числа одноклассников, оценивает проекты по заранее объявленным критериям.
Тип урока: изучение новой темы.
Форма урока: проектная деятельность.
Цель урока: формирование умений анализировать и систематизировать полученные знания.
Задачи урока:
Учитель: Современный человек в отличие от человека девятнадцатого века, а тем более человека времен Адама Смита или Маркса, подавляющую часть своих потребностей удовлетворяет через деньги или с использованием денег. Бумажные деньги имеют много недостатков, и бумажное обращение становится все более и более обременительным для самой цивилизации. Ведь вся масса бумажных денег в мире составляет многие миллионы тонн. А это вырубленные леса, громадное количество экологически вредных красителей, быстрый перенос через деньги носителей болезней. Более того, само бумажное обращение в немалой степени стимулирует и бумажное делопроизводство, требующее еще в десятки и сотни раз больших ресурсов.
Думается, что ни у кого нет сомнений, что XXI век станет веком именно электронных денег. Электронное денежное обращение требует на порядки меньше затрат природных и человеческих ресурсов. Переход на электронное денежное обращение станет мощным стимулом перевода на безбумажные технологии и иных сфер человеческой деятельности, что сохранит миллионы гектаров леса, реки, воздух и биосферу.
Учитель знакомит учащихся с темой и целью урока; темами проектов, этапами работы над проектом; критериями оценивания проектов.
Темы проектов:
Этапы работы над проектом:
1. Определить тему проекта
2. Сформулировать цель проекта
3. Распределить роли в группе (сбор информации, конспектирование, подбор иллюстраций, подготовка презентации, устного ответа и т.д.)
4. Сделать презентацию; устное сообщение, письменный отчёт, обеспечить объектами наглядности
5. Провести рефлексию (что узнали, чему научились)
Предполагаемые результаты проектной деятельности:
Критерии оценивания проекта:
Учащиеся объединяются в проектные группы, выбирают тему проекта, распределяют роли в группе, готовятся к защите проекта. Подготовительная работа проводится в течение одного урока. На втором уроке происходит защита проектов. Группа экспертов из числа учащихся оценивает деятельность групп по критериям, сообщенным учащимся заранее.
Выводы к уроку:
Приложения к уроку: