Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание ОБЖ

Классный час Курить — здоровью вредить

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 299

Хабарова Светлана Борисовна, учитель русского языка и литературы

Цели:

1. Расширение знаний о вреде курения.
2. Формирование отрицательного отношения к табаку.
3. Воспитание у учащихся ответственности за свое здоровье, бережного отношения к нему как к главной ценности человека.

Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации.

Оноре де Бальзак

Участники игры: 3 команды учащихся.

Ведущий: учитель.

Жюри.

Оборудование: рисунки, плакаты о вреде курения, портреты Х.Колумба, русских царей Михаила Федоровича, Петра I, С.П.Боткина.

Условия игры: ведущий задает вопрос. Команды обсуждают 2 минуты. Отвечает команда, первой подавшая сигнал о готовности.

Ход мероприятия

1. Ведущий.

- Хорошее здоровье - это образ жизни, который человек выбирает для себя, если он хочет достичь благополучия. Все, что ни делает человек, так или иначе отражается на состоянии его здоровья. Доброе здоровье включает в себя все цели в жизни человека, его интересы и привычки.

Одна из вредных привычек – это привычка курить. И армия “дымящих” увеличивается с каждым днем, потому что велик соблазн, которым обладают многочисленные сорта сигарет, сигар, папирос. Человек поначалу пробует, втягивается, привыкает и наконец становится рабом вредной привычки.

Какова же история открытия табака? Еще древнегреческий историк Геродот, живший в Y веке до нашей эры, при описании быта скифов упоминал о вдыхании ими дыма от сжигания определенных видов растений с целью обретения силы и бодрости. На вдыхание дыма от сжигаемых растений указывают и древние китайские летописи. А одному из европейских путешественников, который в 1492 году высадился на остров Сан-Сальвадор, островитяне в качестве подарка преподнесли сушеные листья дикорастущего растения, который они называли “петум”. Они курили эти листья, свернув их в трубочки и подсушив на солнце.

Внимание, вопрос.

- Кто из европейских путешественников впервые увидел курящих людей?

(Христофор Колумб)

Ведущий. Действительно, это был Христофор Колумб, который так описывает свое путешествие: “Высадившись на берег, мы отправились в глубь острова. Нас встретило множество почти голых людей, очень стройных и сильных, которые шли из своих деревень с горящими головешками в руках и травой, дым которой они вдыхали. Некоторые несли одну большую сигару и при каждой остановке зажигали ее. Затем каждый делал 3-4 затяжки, выпуская дым через ноздри…” Туземцы угощали путешественников табаком, и испанцы втянулись в это занятие. Такой притягательной оказалась сила табака. И растение, получившее свое название от имени провинции Табаго на острове Гаити, начало свое победоносное шествие по странам и континентам.

2. Ведущий.

К концу XVI века курение проникло в Испанию, Португалию, Францию, Англию и Голландию. В Россию табак был завезен английскими купцами в 1585 году. Но, несмотря на его широкое распространение, курение через некоторое время стали запрещать, так как было подмечено, что с самых первых применений табак, а также лекарства, сделанные на его основе, начали вызывать тяжелые отравления, иногда приводящие к смерти. Именно в XYII веке были первые попытки обуздать зло. В разных странах меры наказания были разными: в Англии “виновных” в курении подвергали казни через “отсекание головы”, после чего головы казненных насаживали на шесты и выставляли для всеобщего обозрения на площадях. В 1692 году в городе Сантьяго по решению папы в монастырской стене были заживо замурованы пять монахов, уличенных в курении.

Внимание, вопрос.

- Кто из русских царей первым начал борьбу с этим “заморским злом”, а потом и вовсе запретил его под страхом смертной казни в 1634 году? По какой причине курение было запрещено?

(Михаил Федорович; из-за частых пожаров)

Ведущий. На Руси, уличенных в курении, на первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, на второй раз – отрезали уши или нос. После опустошительного пожара Москвы в 1634 г., причиной которого стало курение, его запретили. При Алексее Михайловиче, сыне Михаила Федоровича, борьба с курильщиками табака усилилась. В специальном “Уложении” от 1649 года было “велено всех, у кого будет найдено богомерзкое зелье, пытать и бить на козле кнутом, пока не признаются, откуда зелье получено”. Торговцев табаком повелевалось “пороть, резать носы, ссылать в дальние города”.

3. Ведущий. Но в этой борьбе табак все же оказался победителем. Вернее, победили плантаторы, фабриканты и купцы, получавшие огромные прибыли от торговли сигарами и папиросами. Торговля табаком не сокращалась, доходы казны значительно росли. Этот факт заставил многие правительства изменить свое отношение к табаку и использовать его как источник прибылей.

Внимание, вопрос.

- Кто из русских правителей в конце XVII века разрешил курение табака? Почему?

(Петр I;в экономических целях)

В России торговля табаком и курении были разрешены в 1697 году в царствование Петра I, который сам стал заядлым курильщиком после посещения Голландии. Более того, он всячески склонял к курению своих приближенных и разрешил свободный ввоз табака из-за границы, наложив, правда, на него высокую пошлину.

4. Ведущий.

Шло время, и стало понятно, что курение вредно для здоровья. Курящий человек болеет гораздо чаше, чем некурящий. В 1828 году Посельт Рейман открыл в листьях табака действующее вещество и назвал его никотином (в память о Жаке Нико, французском посланнике в Португалии, который первым из семени вырастил табак в Европе). Открытие этого яда стало важной вехой в борьбе с курением, так как высветило одного из главных виновников ядовитого действия табачного дыма.

Ученые доказали, что для человека смертельная доза никотина составляет 2-3 капли. Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20-25 сигарет. Курильщик не погибает потому, что доза вводится постепенно, не в один прием.

Вред табака был доказан, но были и есть его сторонники, которые часто ссылаются на то, что многие выдающиеся люди курили. Значит, делают вывод любители табака, курение не мешало им достичь успехов в различных областях жизни.

Внимание, вопрос.

- Кто из известных врачей, умирая, еще сравнительно не старым (57 лет), сказал: “Если бы я не курил, то прожил бы еще 10-15 лет”.

(С.П.Боткин – ученый – терапевт)

Ведущий. Сколько бы еще сделал этот ученый для науки, для спасения людей, но, увы, не сумев избавиться от своей пагубной привычки, не смог спасти и себя. А вот еще несколько высказываний известных людей. Л.Н.Толстой, бросив курить, сказал так: “…я стал другим человеком. Просиживаю по пяти часов кряду за работой, встаю совершенно свежим, а прежде, когда курил, чувствовал усталость, головокружение, тошноту, туман в голове…”

Писатель А. Дюма-сын: “…я отложил свою сигарету и поклялся, что никогда не буду курить. Эту клятву я твердо сдержал и вполне убежден, табак вредит мозгу так же определенно, как и алкоголь”.

5. Ведущий.

Курение – не безобидное занятие, которое можно без усилий бросить. Прежде чем начать курить, нужно хорошо подумать. А курящему человеку нужно помнить о том, что табачный дым – это смесь газов и аэрозолей, включающая 4720 различных веществ, большая часть из которых очень опасны как для здоровья курящего, так и для окружающих его людей.

Внимание, вопрос.

- Какие болезни возникают от курения?

(Рак, язва желудка, инфаркт, инсульт, бронхит и др.)

6. Ведущий. Бросить курить можно и должно, причем в любом возрасте и с любым “стажем” курения. Для этого не нужно иметь крепкое здоровье (оно у курильщиков и так подорвано). А что же тогда для этого нужно?

Внимание, вопрос.

- Как бросить курить?

7. Ведущий. А теперь предлагаю вспомнить известные фразы о вреде курения. Победит та команда, которая назовет больше фраз.

8. Домашнее задание. Жюри оценивает нарисованные плакаты.

9. Подведение итогов.

Литература.

  1. С.С.Соловьев Основы безопасности жизнедеятельности. Алкоголь, табак и наркотики – главные враги здоровья человека. 5-11 кл.: учебно-метод. пособие.- М., Дрофа, 2005.
  2. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: поурочные планы. Автор-составитель Г.Н.Шевченко. - Волгоград: Учитель, 2007.
  3. Алоева М.А. Классные часы в 5-7 классах. Под редакцией Г.Н.Сибирцовой.- Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  4. К.Шаповалов, Л.Шаповалова Медико-социальные последствия курения табака и борьба с ним.- ОБЖ. Основы безопасности жизни.- 2005.-№11.