Цель урока: Сформировать представление о природных сообществах и их разнообразии.
Задачи урока:
Оборудование: таблица «Природные сообщества», иллюстрации различных лесов, гербарий растений разных ярусов, муляжи грибов, карточки с заданиями для самостоятельной работы, тексты статей для самостоятельного изучения, схема «Лес – природное сообщество», учебники, чистые белые листы, фломастеры, мультимедиа проектор, музыка.
Ход урока
I. Вводно-мотивационный этап.
Все сообщества растений, животных, микроорганизмов, грибов находятся в теснейшей связи друг с другом, создавая неразрывную систему взаимодействующих организмов и их популяций.
А как мы можем себе представить такую тесную взаимосвязь популяций, которые живут в одной экосистеме?
Я даю вам такую возможность, чтобы каждый из вас представил целостную картину.
II. Операционно-содержательный этап.
Для этого:
Внимательно посмотрите на ромашку, и Вы увидите, как большое количество лепестков один за другим располагается…
На самом деле жизнь ромашки – это сложный, хорошо отлаженный «механизм», где каждый выполняет свою функцию.
Представьте перед собой ромашку. Вы можете увидеть, что внутри все расположено по местам. Лепесточки могут характеризовать структуру и характеристику биоценоза в целом. Если удалить хотя бы один лепесток, то ромашка потеряет свою красоту, свою целостность. Каждый элемент данного цветочка, каждая его частичка подчиняется общему. Таким же образом выглядит любой биоценоз. Каждая популяция биоценоза подчинена сообществу и взаимосвязана с его многими разнообразными видами. Любой биоценоз, как и ромашка, имеет свою структуру: продуценты, консументы, редуценты.
Продуценты – это производители органического вещества.
Консументы – или потребители и редуценты, т.е. разрушители.
Любой биоценоз имеет свою характеристику, которая слагается из разнообразных видов, плотности популяций и количества биомассы.
На нашей Земле различают следующие биоценозы: луг, водоем, лес, степь...
Чем больше видовой состав биоценоза, тем он устойчивее.
…А теперь, еще раз посмотрите на ромашку, улыбнитесь и поблагодарите ее за то, что она просто помогла нам сформировать представление о сообществах, биоценозах.
Помогла раскрыть эти понятия.
III. Выход из релаксации. (1 мин.)
Упражнение – начертить контур ромашки.
IV. Беседа.
Что вы видели? Какое оно, место вашего отдыха? Какие были краски? Каким было ваше настроение? Удалось ли увидеть ромашку? Какой она была, эта ромашка? Как вы наполняли образ информацией?
Какие слова можно увидеть на лепесточках ромашки? И как они располагаются?
V. Выполнение рисунка – контура (10 мин.).
Наполнение его информацией. Сравнение с образоном учителя.
VI. Самостоятельная работа с учебником (стр. 221–224). Прочитать текст, рассмотреть рисунки. (5 мин.).
VII. Рефлексия. (10 мин.).
VIII. Домашнее задание.
Ответить на вопрос: Могут ли в природе существовать экосистемы, в которых отсутствует одна из функциональных групп организмов?