Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание математики

Математический КВН для учащихся 7–8-х классов Думай, пробуй, ищи!

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 295

Яковлева Лилия Геннадьевна, учитель математики

Цель: развивать математические способности, сообразительность, логическое мышление, развивать навыки общения, умения работать в коллективе, расширять кругозор учащихся, воспитывать интерес к предмету.

Ход игры

Вступление.

С тех пор, как существует мирозданье,
Такого нет, кто б не нуждался в знанье.
Какой мы не возьмем язык и век -
Всегда стремился к знанью человек…

Мы рады приветствовать всех собравшихся. Приветствуем всех, кто любит математику, кто учит математике, кто занимается и увлекается математикой.

Сегодня мы приглашаем для состязания команды 7 классов (А, Б, В), которые делают первые шаги сегодня, здесь, и надеются на вашу поддержку и понимание.

  1. Представление жюри.
  2. Представление команд: эмблема, название, девиз (5 баллов).

I. Конкурс «Черный ящик» (1 минута, 1 балл).

1 вопрос. То, что лежит в этом ящике, является символом мудрости и справедливости. До сих пор говорят, что это такое – искусство, спорт, игра? Однако, очевидно, чтобы пользоваться этим нужны – воля, упорство, хорошая память, логическое мышление, математические способности и несомненно талант. (Шахматы.)

Комментарий. Родина этой игры – Индия, возраст – ХV столетий. Имя изобретателя – неизвестно. Древнее старинное название – чатуранга.

2 вопрос. Год рождения этой игры 1974. Изобретатель архитектор из Будапешта. Если играть без системы, то для достижения цели потребуется миллионы лет, а по системе цели можно достигнуть за 23 с. (Кубик Рубика.)

Комментарий. Теоретически его можно собрать из любого положения за 23 хода.

3 вопрос. Древнейшее изобретение человечества и он есть в каждом доме. Его придумали римляне, правда, вид его меняется и с этим связывают имя римского императора Юлия Цезаря и папы римского Григория Х IV. (Календарь.)

Комментарий. Существует два календаря: юлианский и григорианский (т.е. по старому и новому стилю) с разницей на 13 суток.

4 вопрос. Существует легенда о греческом изобретателе Дедале (мастер сделавший крылья Икару) и его племяннике, очень талантливом юноше, который придумал пилу, гончарный круг и то, что лежит в этом ящике. За это он и поплатился жизнью, т.к. завистливый дядя столкнул его с высокого городского вала. Самый древний этот предмет пролежал 2000 лет и за это время конструкция его практически не изменилась. (Циркуль.)

5 вопрос. История этого изобретения насчитывает тысячи лет. В древности их называли клепсидрами. Они бывают солнечными, песочными, электронными. Эта вещь не имеет единственного числа. (Часы.)

Комментарий. Греческий философ Платон изобрел первый в мире будильник и школьный звонок одновременно.

6 вопрос. Русский вариант, первого вычислительного прибора, который называли абак. (Счеты.)

II. Конкурс «Анаграммы» (5 минут, 5 баллов).

Решите анаграммы и подчеркните лишнее по смыслу слово.

I команда II команда III команда
  • лебагар
  • оекрьн
  • амярпя
  • обрм
  • лтсо
  • ммагр
  • дгарсу
  • теоорзк
  • лтсу
  • дракатв
  • ркеьно
  • етеспьн
  • мапла
  • ьдорб
  • рниетугоьлк

III. Конкурс «Буриме» (10 минут, 5 баллов).

Напишите стихи на заданные рифмы. Перемещать, приведенные ниже слова нельзя!

I команда II команда III команда
  • Дела
  • Вокруг
  • Умелых
  • Труд
  • Дружно
  • Ребят
  • Нужно
  • Говорят
  • Проходим
  • Доходит
  • Вычисляем
  • Переставляем
  • Науку
  • Муку
  • Лет
  • Нет
  • Потрудней
  • Посложней
  • Поспеваю
  • Веселей
  • Рано
  • Не лень
  • Крана
  • День

IV. Конкурс капитанов (5 минут, 12 баллов).

Настало время урока математики для ваших капитанов команд. Капитаны будут сегодня сдавать экзамен. Каждому предлагаю тест из 12 блиц - вопросов, на которые вы отвечаете на специальном бланке.

1) Как назывался главный труд древнегреческого математика Евклида?
А) "Основы". Б) "Начала". В) "Старты". Г) " Истоки".

2) Какой раздел математики греки называли " искусством чисел"?
А) Арифметика. Б) Алгебра. В) Математический анализ. Г) Теория чисел.

3) Какие бывают современные фотоаппараты?
А) Цифровые. Б) Числовые. В) Формульные. Г) Логарифмические.

4) Какие числа употребляются при счете?
А) Природные. Б) Естественные. В) Натуральные. Г) Искусственные.

5) Как называют незаинтересованного в конфликте между сторонами, беспристрастного?
А) Третья сторона. Б) Пятая сторона. В) Седьмая сторона. Г) Десятая сторона.

6) Как называют верхний угол футбольных ворот?
А) Десятка. Б) Девятка. В) Шестерка. Г) Пятерка.

7) Как в древнерусском счете называлось число 100 тысяч ?
А) Легион. Б) Когорта. В) Полк. Г) Орда.

8) Какое из этих выражений является синонимом слова "мало"?
А) Куры не клюют. Б) Пруд пруди. В) Кот наплакал. Г) Ворона накаркала.

9) Под каким псевдонимом выступает на арене главный герой оперетты Кальмана "Принцесса цирка"?
А) Сэр Игрек. Б) Мистер ИКС. В) Лорд Зет. Г) Синьор Пи.

10) Какими бывают математические неравенства?
А) Неточными. Б) Нестрогими. В) Невежливыми. Г) Невоспитанными.

11) Закончите название книги Дж. Толкиена " Властелин ..."
А) Пирамид. Б) Шаров. В) Колец. Г) Икосаэдров.

12) Закончите русскую пословицу" Всякому мила своя ..."
А) Высота. Б) Сторона. В) Медиана. Г) Биссектриса.

Пока капитаны отвечают на вопросы для всех гороскоп на неделю. Презентация (см. Приложение 1).

Жюри подводит итоги игры, а в это время болельщики могут помочь своим командам победить, для них мы предлагаем вопросы.

Подведение итогов, награждение победителей.

Команда I конкурс II конкурс III конкурс IV конкурс Итог
7 А
7 Б
7 В

Вопросы для болельщиков:

  1. В 7-8 веках нашей эры один ирландский монах изложил способ счета от 0 до1 млн., которым до сих пор пользуются биржевые маклеры на чикагской хлебной бирже. Чем они пользуются? (Пальцами.)
  2. Каков вклад английского поэта Байрона в историю вычислений? (Его дочь – Ада Лавлейс – первый программист, помощница Ч. Беббиджа.)
  3. В каком м/ф главному герою помогло знание техники для борьбы со злыми силами? ("Ивашка из Дворца пионеров".)
  4. Петр Первый издал указ: " Учить всех дворянских детей "цифири и геометрии", а тем, кто не усваивал этих премудростей, он запрещал ...? (Жениться.)
  5. Леонардо да Винчи записывал в блокнот числа после встречи с людьми, которые представляли для него художественный интерес. Что означали эти числа? (Это был способ запомнить их лица.)
  6. Как назывался прибор, используемый для арифметических вычислений в Др. Греции, Риме? (Абак.)
  7. Как называлось устройство, которой имело в своем составе контору, фабрику и склад? (Разностная вычислительная машина Ч. Беббиджа.)
  8. Каков девиз фирмы IBM и каждого успешного ученика? ("Думай!")
  9. У известного русского поэта есть такие строки "Мы почитаем всех 0, а единицами – себя". Кто, таким образом, воспевал числа двоичной системы? (А.С. Пушкин.)
  10. Что больше – сумма арабских цифр или их произведение? (Сумма.)
  11. Какая дробь находится между каникулами? (1/4 – четверть.)
  12. Какая страна является родиной арабских цифр? (Индия.)
  13. Сколько десятков получится, если умножить 3 десятка на 3 десятка? (90 десятков.)
  14. Какой угол образует с экватором меридиан? (Прямой.)
  15. Назовите любимую фразу Евклида, которую вы часто произносите на уроках геометрии? (Что и требовалось доказать.)
  16. Где находится ноль в нашем городе? (Главпочтамт.)
  17. Петр I хорошо знал адицию, субстракцию, мультипликацию и дивизию. В его времена эти действия знали далеко не все, и Петр настойчиво заставлял изучать это своих сподвижников. Сейчас это знает каждый школьник. Как он это называет? (+, –, *, /.)
  18. Что на Руси раньше называли "ломаными числами"? (Дроби.)
  19. Сколько подвигов совершил Геракл? (12)
  20. О какой науке Цицерон сказал: "Греки изучали её, чтобы познать мир, а римляне – для того, чтобы измерять земельные участки".
  21. Летописец сообщает, что строительство Успенского Собора в Кремле велось "в кружало и а правило". К помощи каких инструментов прибегли мастера? (Циркуль и линейка.)
  22. Почему в Египте строители пирамид использовали веревку с 12 узелками? (Прямоугольный треугольник со сторонами 3,4,5.)
  23. Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (Без дроби.)
  24. Люди, какой профессии постоянно смотрят на 5 параллельных линий? (Музыканты или дирижеры.)