Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание математики

Урок-путешествие Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (6-й класс)

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 700

Голенкова Ольга Борисовна, учитель математики

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Цели урока:

  1. Образовательные: организовать деятельность учащихся по общению и систематизация знаний в рамках темы «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел», повысить уровень осмысления учащимися изученного материала.
  2. Развивающие: создать условия для развития у школьников вычислительных навыков, внимания, мышления, памяти.
  3. Воспитательные: содействовать развитию у учащихся учебно-познавательных и коммуникативных компетенций.

Используемая технология: педагогическая технология В.М.Монахова

Наглядность:

  1. Математика: Учеб.для 6 класса общеобразоват. учреждений/ М 34 Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург. – 6-е изд. – М.: Мнемозина, 2000. – 304 с.: ил.
  2. Рисунки.
  3. Математическое лото.

Дидактический материал:

Технические средства:

Учебник:

Ход урока

Этапы урока, задачи

Деятельность учителя

1.Организационный этап

Задача: психологически подготовить учащихся к обобщению на учебном занятии

«Друзья мои, здравствуйте! Прошу вас присесть. Я рада вас видеть, и очень хочу работать с вами! Удобно ли вам?»

А проверь-ка, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

(пауза)

Французский писатель 19 столетия Анатоль Франс однажды заметил: «Учиться можно весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Пусть эти слова послужат девизом сегодняшнего урока, урока-путешествия в страну положительных и отрицательных чисел.

Какое сейчас время года? Назовите первые признаки весны?

Какая сегодня температура воздуха на улице? ( +4°С )

Повышение температуры выражается положительным или отрицательным числом? А понижение температуры?

Я позволю себе вас спросить, если сегодня температура воздуха равна +4°, то какой будет температура воздуха через двое суток, если каждые последующие сутки она будет повышаться на два градуса?

Пожалуйста, ответит …

Кто согласен с ответом?

2 этап. Актуализация субъектного опыта учащихся

Задачи:

  • обеспечить мотивацию учения школьников;
  • обеспечить включение школьников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия и плана.
Попробуем предположить, чему же посвящен сегодняшний урок?

Прочитайте, пожалуйста, тему урока, записанную на доске.

Ребята, скажите, пожалуйста, а где мы в практической деятельности еще можем использовать знания по нашей теме урока?

(при решении задач на определение уровня воды в реке за несколько суток, задачи на движение в положительном и отрицательном направлении, в играх, когда штрафные очки выражаются отрицательными числами, а заработанные очки – положительными числами)

Чему же мы будем учиться на уроке?

Спасибо за ваши ответы. Да, сегодня мы обобщим и систематизируем знания по умножению и делению положительных и отрицательных чисел.

Давайте составим план нашего путешествия на уроке, исходя из предложенной цели.

(учитель дополняет план, написанный на доске заранее)

  1. Проверка (д/з)
  2. Повторение …(правил)
  3. Путешествие по стране… (положительных и отрицательных чисел)
  4. Подведение ... (итога урока)

Спасибо.

Ребята, а что у нас принято на уроке?

А еще сегодня нам на уроке пригодятся:

  • хорошее настроение;
  • важение друг к другу;
  • знание материала;
  • желание открыть истину;
  • добросовестная работа;
  • осмысление произведенной деятельности

Проверка д/з.

Запишем в тетрадях число ..., классная работа и тему урока. (проверить посадку при письме).

Какой вид транспорта мы выберем для нашего путешествия? Это мы узнаем, ответив на несколько вопросов. Отвечаем на поставленный мною вопрос, записывая в тетради лишь первую букву ответа. Из записанных букв составим слово, которое определит вид транспорта

  1. Как называются два числа, которые отличаются только знаками?
  2. С какого числа начинается счет натуральных чисел?
  3. Если -48 : (-8),то получится …
  4. Число, показывающее положение точки на координатной прямой, называют …
  5. Числа, записываемые со знаком минус, называются …
  6. Расстояние в единичных отрезках от начала координат до заданной точки – это…

- какой вид транспорта получился?

- чтобы быть физически здоровыми, сильными нужно больше двигаться, а в наши рюкзаки мы берем хорошее настроение и знания.

3 Этап. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Образовательные задачи:

  1. Обеспечить формирование у школьников целостной системы ведущих знаний .
  2. Обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпредметных знаний.
Внимание, свое путешествие мы начинаем со станции «Сигнальная», выполняем работу по электронным пособиям. Тема «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел», задания 1-3 на «удовл.», 1-5 на «хорошо», 1-6 на «отлично». Прочитайте задание, выполните его и проверьте себя с помощью компьютера.

Проверка. Отвечаем «цепочкой».

Продолжаем наше путешествие. Ребята, давайте встанем, выйдем из-за парт и пойдем к следующей станции ( шаг на месте под музыку)

Прошу вас присесть. Вижу по глазам, что вам отчаянно хочется поскорее узнать задания следующей станции.

А станция «Вычислительна» большая, она состоит из нескольких улиц и, чтобы успешно выполнили задания, будем работать в парах.

А как же это работать в парах? ( вопрос для учащихся )

Первая улица, на которой мы побываем, называется «Художественной» сюда отправляются ребята 1 группы, экскурсоводом вашей группы будет…

(экскурсовод – это специалист, дающий пояснение экскурсантам)

(Задания по рядам)

1 группа – нам необходимо раскрасить гномика, выполнив предварительно задания одного из предложенных вариантов.

1 вариант- задание на воспроизведение изученных правил

2 вариант – задания в измененных ситуациях

Ваше право выбрать любой вариант, решить его и полученный ответ поможет определить цвет для раскраски отдельных частей гнома. При возникновении вопросов обращайтесь к экскурсоводу.

2 группа (2ряд) переходим на улицу «Строительную». У вас экскурсоводом будет …

Предлагается наборное полотно и карточки из пяти заданий. Каждое задание содержит четыре варианта ответов, один из которых – верный. В результате выполнения действий на наборном полотне мы построим «заборчик» из верных ответов. Будем строить «заборчик» в парах.

3 группа побываем на улице «Реставрационной». У вас экскурсоводом будет … Он поможет нам заполнить математическое лото. (Приложение1)

Вы имеете право выбрать любой из предложенных вам вариантов, найти значение выражений и закрыть карточкой число на карточке лото, соответствующее вашему ответу, перевернув ее. При правильно выполненном задании у вас получится красивый рисунок. Будем реставрировать рисунок в парах.

Внимание! Все три группы встречаются через 6 минут на площади «Домашнего задания»

4 этап. Контроля и самоконтроля

Образовательные задачи

  1. Выявить качество усвоения учащимися знаний и способов действий.
  2. Установить причины выявленных недостатков.
  3. Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям
Но что это такое? Один человек из этой группы заблудился и попал на улицу «Информационную», чтобы выйти с этой улицы он должен заполнить таблицу, предложенную электронным учебным пособием и выполнить самоконтроль.

( через 6 мин - самоконтроль по выполненным заданиям, сверка с ответами на доске)

Ребята, поднимите руку у кого получились такие же рисунки?

А кто допустил ошибки? На какое правило?

Повторить еще раз необходимые правила.

(Поблагодарить детей за выполненную работу.)

А сейчас, ребята, проведем минут отдыха для наших глаз.

Сидя, поставьте руки на пояс. Поверните голову направо и посмотрите глазками на локоть правой руки, затем поверните голову прямо, потом налево и посмотрите на локоть левой руки и снова прямо.

Выполняем упражнение под счет.

Итак, ребята, мы на площади «Домашнее задание».

Нам предлагаются задания по уровням. Из ряда чисел 8/9; -5/1; -¾; 3; - 15; ¼; 24 нужно составить с помощью математических знаков всевозможное количество

  1. равенств (это на «удовлетворительно»)
  2. равенств и сложных уравнений; (на «хорошо»)
  3. равенства, сложные уравнения и две задачи в несколько действий( на «отлично»)

Условие: использовать только один раз предложенное число.

Что необходимо знать для выполнения домашнего задания? Если забудете какое-то правило, то вам на помощь придет учебник. Откроем математику на с.304 – это оглавление, какие темы включены в параграф 7 и на каких страницах мы можем найти необходимые нам правила.

5 этап. Занимательная математика

Образовательная задача:

  1. Развивать интерес к предмету.
Внимание, продолжаем наше путешествие, выйдем из-за парт и весело пошагаем.

Прошу всех присесть. Мы на привале, давайте немного отдохнем.

Милые знатоки математики, попробуйте решить задачи:

«Три человека ждали поезд три часа. Сколько времени ждал каждый?»

«Ты пилот, твой самолет летит из Барнаула в Москву. Сколько лет пилоту?»

«Что тяжелее, один килограмм железа или один килограмм ваты?»

6 этап. Связь с жизнью предмета математики.

Образовательная задача:

  1. Показать практическую значимость изучаемого материала
Итак, перед нами станция «Загадочная», чтобы попасть на нее нам нужно решить задачу.

Прочитаем задачу, написанную на карточке. Вслух читает …

  1. Анализ задачи

- что известно в задаче?

- чему равно значение а?

- положительное число показывает повышение или понижение уровня воды в реке?

- а что показывает отрицательное число?- что необходимо узнать в задаче?

- зная, что уровень воды изменяется за каждый час на 1/4 дм или на -1,6 дм можно ли узнать, как изменится уровень воды в реке за 2 1/3 суток?

- как перевести сутки в часы? Какое действие необходимо выполнить? А можно составить выражение к этой задаче?

а (2 1/3· 24) (записать на доске)

  1. Решение задачи у доски Кто хотел бы поработать у доски?

2 1/3 ·24 = 56 (ч)

1/4 56= 14 (дм) – повысится уровень воды в реке -1,6 56 = - 89,6 (дм) – понизится уровень воды в реке)

  1. Проверка выполненного решения

Что это значит?

- 7/9 ?=1/2

7/49 : ?= - 7

-4*1/4=-1

-3*(-4)= 1/4

7 этап. Подведение итогов учебного занятия.

Образовательные задачи этапа

  1. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
Наше путешествие подошло к концу. Позвольте спросить, реализовали ли мы цели урока?

Выполнили ли мы план урока? Учились ли мы общаться друг с другом?

А кто из вас научился выбирать задания в соответствии со своим уровнем знаний? Я благодарю вас за сотрудничество на уроке, мне было приятно с вами работать, потому что у вас хорошие знания по теме «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел», ответы грамотные, логичные, вы уважаете друг друга, умеете работать в парах, формулировать цели урока и составлять план деятельности на уроке, внимательны , выполняете самоконтроль, проявляете интерес к предложенным заданиям и умеете их выполнять . Вы бы видели, какие у вас красивые лица, когда вы отвечаете.

8 этап. рефлексия

Образовательные задачи этапа

  1. Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками.
Сегодня вместо оценок за вашу хорошую работу я дарю вам закладки для учебников. Они помогут нам бережно обращаться с книгой и быстро находить необходимый материал.

( раздавать закладки и мобилизовать учащихся на рефлексию) А кому из вас понравилось путешествовать?

Какие затруднения возникли и как вы их преодолевали? А сейчас давайте, ребята, попробуем заполнить «Рефлексивную карту». (Приложение 2)

Спасибо за работу, мне повезло, что я проводила урок в вашем классе. Передайте вашим родителям, что они могут гордиться своими детьми, до свидания.