Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание иностранных языков

Возможности эффективного применения ИКТ на уроках английского языка

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 252

Асадчева Татьяна Сергеевна, учитель английского языка

Глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техник. В связи с развитием процесса информатизации и образования изменяется объем и содержание учебного материала, происходит переструктурирование программ учебных предметов, интеграция некоторых тем или самих учебных предметов, что приводит к изменению структуры и содержания образования.

Современное образование ставит определенные цели и задачи, при решении которых меняют подходы к организации трудовой деятельности: акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетентности. Происходит переориентация на личностно-ориентированный подход. Школы обеспечиваются современными компьютерами, электронными ресурсами, доступам к Интернету. Именно это и способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс. По мнению Э.Г. Азимова информационные технологии – это «Система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютера и компьютерных линий связи». В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно.

Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании иностранного языка. Современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют целый комплекс средств для обучения иностранным языкам: мультимедийные обучающие программы и словари, прикладные и специализированные лингвистические программы, огромное разнообразие ресурсов Интернета – учебные и аутентичные материалы на иностранных языках (электронные версии зарубежных газет и журналов, публикации), корпоративные и образовательные веб-сайты, аудио-и видеоресурсы.

Применение информационно-коммуникационных технологий в обучении способствует совершенствованию практических умений и навыков учащихся; позволяет эффективно организовать процесс обучения; повышает интерес к уроку; активизирует познавательную деятельность школьников. Использование компьютера на уроках дает высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету; развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с материалом, изучаемым на уроках. Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить уровень знаний обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.

Уроки с использованием информационных технологий имеют практические, теоретические и познавательные результаты. Ученику интересно при помощи компьютера осваивать новый материал, проверять свой уровень знаний. Анкетирование, проведенное в средних и старших классах нашей школы, показывает следующее: 80% учащихся отмечают, что уроки с применением компьютера намного интереснее; 60% считает, что ИКТ помогает лучше усвоить материал; 70% опрошенных привлекает возможность проявить творчество в подготовке мультимедийной презентации; 60% нравится работать с тестами на компьютере; 70% утверждает, что программа компьютерного тестирования дает возможность субъективности оценки.

Таким образом, можно сделать вывод, что ИКТ ускоряют процесс обучения; способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету; улучшает качество усвоения материала; позволяют индивидуализировать процесс обучения; дают возможность избежать субъективной оценки.

Специфика компьютера как средства обучения связана с такими его характеристиками как комплексность, универсальность, интерактивность. Используя компьютер, можно организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы. Однако необходимо помнить, что компьютер не может заменить учителя на уроке. Необходимо тщательно планировать время работы с компьютером и использовать его именно тогда, когда он действительно необходим.

В своей работе широко использую мультимедийные программы. Термин “мультимедиа” означает: много сред. Такими информационными средами являются: текст, звук, видео. Программные продукты, использующие все эти формы представления информации, называются мультимедийными. Использование мультимедийных презентаций известных фирм и самостоятельно выполненных учителем и учащимися позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным и творческим. При этом соблюдается принцип доступности и учитывается индивидуальный темп работы каждого ученика.

Традиционно изучение темы или раздела заканчивается повторением, закреплением и обобщением. Все эти элементы можно объединить, предложив учащимся на завершающем каждую тему этапе, создать мультимедийный проект, вместо традиционного реферата. Создавая презентацию, ученикам предоставляется великолепная возможность систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения, а также возможность реализации интеллектуального потенциала и способностей. Очень важно учащимся почувствовать интерес к самостоятельной творческой работе, ощутить значимость результатов своей работы, т.к. презентация – это готовый методический материал для урока, а также ощутить собственную успешность.

Необходимо отметить, что учащиеся выполняют мультимедийные презентации с большим интересом. Это еще один стимул к развитию интереса учащихся к изучению языка и культуры страны изучаемого языка. Из практики хочу отметить, что такие задания ученики начинают выполнять с 4-го класса. Интерес представляют такие темы, как “Праздники”, “Животные”, “Времена года”, “Сказки”.

Использование компьютерных презентаций облегчает работу учителя на уроке: экономит массу времени, дает возможность предоставить дополнительный интересный материал, увеличить коэффициент эффективности урока, но создание презентации требует и кропотливой подготовительной работы.

Как показывает практика, обладая элементарной компьютерной грамотностью, учитель способен создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают обучающихся на успешные результаты в компьютерной программе PowerPoint.

При наличии соответствующего оборудования эти программы обладают почти неограниченными графическими и цветовыми возможностями, позволяют представить любой вид деятельности в форме картинок и анимации.

Я вижу целый ряд преимуществ презентации PowerPoint в:

Целью презентации на уроке может быть:

Слайды презентации можно использовать во время объяснения, закрепления или создавать проблемную ситуацию на уроке.

Отбор материала для презентации должен соответствовать принципам научности, доступности, наглядности.

Наиболее продуктивными зарекомендовали себя презентация, в которых после объяснения или предъявления материала, вставлены упражнения на закрепление или контроль. Эти упражнения учащиеся проделывают прямо с экрана индивидуально или фронтально. Возможность показать правильный ответ позволяет организовать взаимо- или самопроверку быстро и эффективно.

Особое значение приобретает простота использования этой программы. Разнообразные информационные объекты: тексты, лексический и грамматический материал, изобразительная наглядность, я объединяю в тщательно выверенную методически оправданную последовательность работы над тем или иным учебным материалом.

Привожу пример применения презентации по семантизации лексического материала 6-го класса по теме «Великобритания», основанная на учебном материале New Millennium (Приложение).

Таким образом, творческий подход позволяет учителю максимально эффективно использовать в своей работе очень важный инструмент – компьютер, представляемый современными компьютерными образовательными технологиями. Применение компьютерных образовательных программ в процессе обучения английскому языку не мешает решению коммуникативной задачи, а наоборот, повышает её эффективность, так как учитель может построить такой урок, который мог бы наиболее эффективно достичь поставленной учебной цели.

Литература:

  1. Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация PowerPoint и ее возможности при обучении иностранным языкам, ИЯШ №4, 2008, с. 36.
  2. Л.Р. Садыкова, Поликультурное воспитание: принципы, функции, содержание, способы, «ТИБСИ».
  3. Ефременко В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка, ИЯШ №8, 2007, с.18.
  4. Макаревич И.Г. Первые шаги в Интернете, ИЯШ №6, с. 36.
  5. Денисова Ж.А., Денисов М.К. Мультимедийная презентация языкового материала как методический прием, ИЯШ №3, 2008, с. 20.