На сегодняшний день экологическое образование можно рассматривать как активно развивающееся направление. Изменились и цели экологического образования – от формирования экологической ответственности до достижения учащимися экологической компетентности, комплексного интегрального качества личности, включающего экологическую культуру, коммуникативные, организационные навыки, навыки самореализации при осуществлении проектов, значимых для социоприродного окружения и т.п. Накоплен богатый потенциал форм, методов, средств и технологий осуществления экологического образования, в т.ч. «метод проектов», «технология критического мышления» и другие.
Однако оценка результатов учащихся по предмету «экология» осуществляется традиционным способом, не учитывается специфика и современное понимание «экологии» и «экологического образования» – метапредметность, универсальность, социоприродная направленность; не учитываются достижения учащихся, вовлеченных в практическую и проектную деятельность, имеющую социоприродную значимость.
В связи с этим возникла идея изменения системы оценки таким образом, чтобы учитывались не только традиционные когнитивные достижения, но и результаты практической деятельности учащихся. В основу идеи положены работы известных ученых И.Я. Лернера [1], В.П. Симонова и Е.Г. Черненко [2], А.Ю. Либерова, Н.А. Менчинской [3], А.В. Хуторского [4]. В ходе реализации идеи весь спектр возможных образовательных достижений учащихся был определенным образом классифицирован. В основу классификации положен уровень усвоения содержания учебного материала, при этом учитывалась целесообразность формирования, в первую очередь, общеучебных умений. Классификация представлена в таблице 1:
Таблица 1
Уровни усвоения | Общеучебные результаты экологического образования школьников |
Описательный (умение выполнять учебные задания ОПИСАТЕЛЬНОГО типа) | – ОПИСЫВАЕТ и воспроизводит факты, сведения, законы, явления, версии, закономерности; их содержание, специфику, сходства и различия, смысл терминов и понятий; значение науки для решения задач, возникающих в жизни; – различает факты и мнения; – на основе внешних признаков сравнивает, классифицирует, обобщает, характеризует, описывает; – приводит примеры факторов, явлений, законов и т.п.; – способен извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров, выявлять основную и второстепенную информацию; адекватно, подробно или сжато, выборочно передает содержание текста; |
Объяснительный (умение выполнять задания ОБЪЯСНИТЕЛЬНОГО типа, навыки работы с информацией) | – ОБЪЯСНЯЕТ сущность процессов и явлений, специфику, закономерности и т.п., необходимость учета норм и правил; – устанавливает причинно-следственные связи возникновения и развития явлений; – рассматривает различные мнения, точки зрения; – выбирает источники информации, осуществляет их внешнюю и внутреннюю критику, анализ; – представляет результаты изученного в форме конспекта, схемы, графика, таблицы и т.п.) |
Уровень элементарной деятельности (характеризует умение выполнять задания ПРАКТИЧЕСКОГО типа – включает поступки, деятельность, коммуникативные и организационно-деятельностные умения) | – ОСУЩЕСТВЛЯЕТ те или иные поступки, позитивные для социоприродного окружения (как природы, так и общества); – заботится об окружающей социоприродной среде (реальная деятельность по улучшению экологической обстановки ближайшего окружения); – осуществляет поиск, систематизацию, анализ и преобразование информации, представленной в различных знаковых системах (таблицы, графики, схемы, карты, текст), используя в том числе методы электронной обработки и перевода информации из одной знаковой системы в другую; – использует приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни; – умеет применять знания на практике (показывать, проводить опыты, эксперименты, наблюдения, ухаживать, соблюдать правила, оценивать состояние); – оценивает эстетический потенциал ближайшего социоприродного окружения и осуществляет деятельность по усилению его значимости; – участвует в диспутах, дискуссиях, обсуждении экологических проблем, формулирует собственную позицию и аргументирует ее на основе знаний по экологии; |
Уровень проектной деятельности (характеризует умение выполнять задания ПРОЕКТНОГО типа – включает все общеучебные умения, ценностно-смысловое самоопределение, самостимулирование, рефлексию) | – ПРОЕКТИРУЕТ собственную траекторию решения экологических познавательных задач на основе личностного самоопределения в системе ценностей, включая формулирование проблемы и цели своей работы, определение адекватных экологическому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными экологическими знаниями, используя различные информационные технологии; – составляет планы и тезисы статей различных жанров, создает творческие работы различных видов; – определяет ключевые моменты диалога или дискуссии, формулируя собственную позицию по обсуждаемым вопросам, отстаивает ее, дает устную и письменную аргументированную оценку различных точек зрения и формулирует собственную позицию по отношению к обсуждаемым вопросам, явлениям, процессам, проблемам, фактам, используя экологические сведения, учитывая различные мнения и интегрируя идеи; – участвует в групповой исследовательской работе, организовывая работу группы, представляя результаты индивидуальной и групповой работы в формах конспекта, реферата, сочинения, мини-исследования, исследовательского проекта, а также умеет публично презентовать результаты своей работы; – умеет прогнозировать события, развитие процессов и результаты деятельности (понимать: «что произойдет, если…»); проводит экологические исследования социоприродного окружения, демонстрируя умение ставить задачи и организовывать собственную деятельность по их достижению без внешнего контроля и понуждения; самостоятельно создает алгоритмы деятельности при решении широкого круга проблем, в том числе творческого и поискового характера; – занимает активную экологически целесообразную позицию в вопросах, касающихся состояния окружающей среды, готов к экологически целесообразной деятельности, ведет пропаганду экологически целесообразного поведения. |
Поскольку каждый последующий уровень образовательных достижений качественно выше предыдущего, целесообразно выразить это соотношение количественно:
Таблица 2
Описательный | Объяснительный | Элементарная деятельность | Проектная деятельность |
Баллы, набранные учащимися в ходе определенного этапа деятельности, суммируются, затем (при необходимости) переводятся в традиционную 5-балльную систему по следующему принципу: набравшие не менее 50% от максимального числа баллов, получают отметку «3», набравшие не менее 60% – отметку «4», и набравшие не менее 75% – отметку «5».
Апробация данной системы оценки осуществлялась на базе Областного многопрофильного лицея-интерната № 1 г. Читы в 8а и 8б классах в ходе реализации регионального компонента экологического образования по учебнику «Региональная экология» [5].
На подготовительном этапе эксперимента задания учебника были распределены на 4 группы в соответствии с таблицей 1. Частично результаты анализа и распределения представлены в таблице 3.
Таблица 3
Уровни заданий, представленных в учебнике | |||
Описательный | Объяснительный | Элементарная деятельность | Проектная деятельность |
1 параграф задание 1 | 1 параграф тема для обсуждения 1, 2, задание 2 | ||
3 параграф тема для обсуждения 1 | 3 параграф задание 1 | ||
4 параграф тема для обсуждения 1 | 4 параграф задание 1 | ||
5 параграф тема для обсуждения 1 | 5 параграф задание 1, 2, 3, 4 |
Были разработаны дополнительные задания практического и проектного уровней. Эти образовательные достижения в течение года можно выявлять на предметном содержании, выбрав из комплекса заданий (таблица 6) или создав по аналогии свое (с учетом особенностей класса, социоприродного окружения школы).
Таблица 4
Элементарная деятельность | Проектная деятельность |
Выполнять практические задания, например, по уходу за цветами; осуществлению наблюдения в природе; | Создать, оформить и реализовать (например, в рамках школьного конкурса проектов, НПК) проект, направленный на исследование, улучшение социоприродного окружения; проект социальной направленности (включающие постановку цели, разработку плана, оценку необходимых ресурсов и материалов, определение сроков, участников, ответственных, планирование результатов, презентацию проекта и его реализацию); |
Принять участие в рейде по очистке территории; по озеленению класса, школы и т.п.; | |
Составить и оформить схему, таблицу, график, например, по одной из изучаемых тем для использования в учебном процессе; | |
Создать агитационные материалы (плакат, листовки) по какой-либо теме, возможно для внеклассного мероприятия "День Земли"; | Принять участие в научно-практической конференции (различного уровня), подготовив исследовательскую работу на тему экологической направленности; |
Подобрать литературные источники, например, по одной из изученных тем (включая Интернет-источники), грамотно их оформить; | Подготовить статью, например, по теме "Проблемы сохранения растительного и животного мира в Забайкалье" и добиться ее издания в средствах массовой информации, в т.ч. в Интернет. |
Написать и оформить реферативный доклад по понравившейся теме; | |
Принять участие в одном или нескольких этапах деятельности, связанных с использованием социоприродного окружения: – организовать и провести экологическую игру; Выполнить отдельный элемент проектной деятельности, например, в группе с распределением обязанностей – организовать презентацию проекта, составить список участников и ответственных за осуществление мероприятия и т.п. | Осуществлять виды деятельности, связанные с использованием социоприродного окружения: – инициировать создание и обеспечить активную работу экологической тропы, проведение экологических рейдов, десанта; |
Были разработаны рекомендации педагогу для осуществления оценки результатов экологического образования:
Составлена контрольная работа на основе заданий, предложенных Региональным стандартом по экологии [6], и дополнительно разработанных.
Далее, на основном этапе эксперимента, в течение 2007 – 2008 учебного года осуществлялось текущее и итоговое оценивание учащихся 8а по экспериментальной системе оценки, а 8б и по традиционной, результаты которой сообщались учащимся, и по экспериментальной (для последующего анализа учителем). Причем задания всем учащимся предлагались одинаковые.
В ходе работы учителем были отмечены следующие важные моменты. По мере привыкания учащихся экспериментального класса, да и самого учителя, к работе по новой системе оценки результатов экологического образования школьников, наблюдалось повышение интереса учащихся к такой работе, повышалась степень активности выбора учащимися уровня выполняемого задания. Ситуация выбора всегда ставит взрослого человека, а тем более ребенка, в нелегкую ситуацию предварительной оценки своих сил, возможностей, склонностей. Поэтому можно говорить об определенном воспитательном значении данной работы. Диагностика, проведенная учителем, позволила выявить некоторые закономерности, говорящие в пользу данной системы оценки:
У учащихся экспериментального класса динамика выбора изменяется в пользу заданий более высокого уровня, оценивающихся, соответственно, более высоко. У учащихся контрольного класса такой закономерности выявить не удалось, поскольку за выполнение задания любого уровня ставились одинаковые баллы. Здесь изменения обусловлены, в первую очередь, содержанием задания, степенью его доступности, привычности и понятности.
Динамика выбора заданий учащимисч экспериментального класса
Динамика выбора заданий учащимисч контрольного класса
Результаты диагностики дополняют данные анкетирования, проведенного среди учащихся. Один из вопросов звучал следующим образом: «В ситуации выбора заданий: легкие – мало баллов (1 – 6), сложные – много баллов (7 – 12), – какие задания вы будете выбирать чаще? Почему?» Отвечая на вопрос, учащиеся экспериментального класса в 64% случаев выбрали и легкие, и сложные задания, в 20% – только сложные, 16% – только легкие. А учащиеся контрольного класса: 52% и сложные, и легкие, 11% – только сложные, 37% – только легкие. Таким образом, непроизвольное стремление получить больше баллов заставило учащихся преодолевать трудности при выполнении заданий практического и проектного типа, чего не наблюдалось у учащихся контрольного класса. Причем учащиеся, выбирающие сложные задания, мотивировали это следующим образом: «Я буду стремиться к усовершенствованию, да и баллы при этом будут выше», «Сложные задания будут в наибольшей степени тренировать ум и показывать готовность к решению сложных проблем», «Чтобы повысить свои знания и умения».
Контрольная работа, проведенная среди учащихся обоих классов, подтверждает большинство выводов, кроме того, анализ выполнения заданий (Приложение 2) позволяет внести коррективы в образовательный процесс.
Выполнение 1 и 2 блоков заданий (описательного и объяснительного уровней) не показали принципиальных отличий между учащимися контрольного и экспериментального классов.
3 блок заданий (уровень элементарной деятельности):
Некоторые трудности возникли при составлении схемы (выбор 20% и 5% учащихся экспериментального и контрольного класса соответственно) – недостаточно умений вычленить все взаимосвязи между объектами и явлениями и показать их схематично. Недостаточно творчески подошли и к оформлению плакатов (выбор 20% и 45% учащихся), ярких и нестандартных было немного, однако в целом все их можно отнести к высокому уровню, все были защищены достойно. Написание и оформление листовок (выбор 10% и 0% учащихся) вызвало наибольшие затруднения – учащиеся незнакомы с такой формой работы, недостаточно понимают суть предложенного задания и назначение листовок. Работа с докладами (выбор 50% учащихся) затруднений не вызвала. Среди замечаний – недостаточное количество дополнительного материала, отсутствие четких выводов, итога работы.
4 блок заданий:
Далее были проанализированы итоги работы обоих классов:
Таблица 5
Класс | Традиционная | Экспериментальная | Результат контрольной работы | Объективность с точки зрения наблюдения учителем | Результаты диагностики по методике «Натурафил» |
Контрольный | 80% | 45% | 40% | Традиционная – завышает оценки, поскольку балл 5 (4, 3) ставится независимо за выполнение любого из 4 типов заданий | Средний уровень по показателям «натуралистическая эрудиция» и «перцептивно-аффективный», по остальным – ниже среднего |
Экспериментальный | – | 78% | 68% | 90%, поскольку и учитель, и учащиеся в течение определенного периода времени привыкали к новой системе | Средний уровень по всем показателям, кроме «натуралистическая эрудиция» – выше среднего |
В заключение опишем возможные трудностей, возникающие у учителя при работе с данной системой оценки, и положительные результаты, проявляющиеся в ходе ее использования.
Таблица 6
Трудности | Положительные результаты |
Ведение отдельной тетради для фиксации результатов | Объективность оценки результатов |
Дополнительный подбор заданий практического и проектного уровня | Ситуация выбора побуждает учащихся к выполнению того задания, в котором он будет наиболее успешен |
Дифференцирование заданий учебника, которые учитель планирует использовать в течение образовательного процесса | Побуждает учащихся к активности, ибо это отражается на общем количестве баллов, на итоговой оценке |
Подсчет баллов | Широкий спектр заданий позволяет учащимся проявить себя с различных сторон |
Поиск эффективных методов, средств, форм работы, видов деятельности, вовлекая в которые учащихся, можно способствовать повышению их достижений | Выполняемые на оценку задания различных типов выполняют не только контролирующую функцию, но и, в большей степени, формирующую, воспитывающую. |
Опыт показывает, что трудности эти временные и преодолимые, кроме того, получаемые положительные результаты оправдывают их.
Объективность полученных в ходе эксперимента результатов подтверждают:
Литература:
1. Современная дидактика: теория – практике./ Под научной редакцией И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. – М.: изд. ИТП и МИО РАО, 1993.– 228 с.
2. Симонов В.П., Черненко Е.Г. Образовательный минимум: Измерения, достоверность, надежность. //Педагогика, 1994, N4. (Стр. 30 – 34)
3. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 224 с.
4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование, 2003. – № 5. – с. 55
5. Горлачёв В.П., Корсун О.В, Игумнова Е.А., Золотарева Л.Н. Региональная экология: Учебник для общеобразовательных учебных заведений Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. – Издание 2-е, испр. И доп. – Чита: Экспресс-издательство, 2007. – 210 с.
6. Региональный образовательный стандарт по экологии для общеобразовательных школ Читинской области. / В.П. Горлачев, Е.А. Игумнова, О.В. Корсун, Е.И. Никифорова; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. – Чита, 2006. – 62 с.