Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание литературы

М.Е. Салтыков-Щедрин. Штрихи к портрету

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 275

Самойлова Галина Владимировна, учитель русского языка и литературы

Страница первая. Афоризмы М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Старинная мудрость завещала такое множество афоризмов, что из них камень по камню сложилась целая несокрушимая стена.
М.Е. Салтыков-Щедрин

Преподаватели русской литературы при изучении творчества того или иного писателя с большой пользой для себя могут ознакомиться с его афоризмами, которые помогут понять философские, жизненные позиции писателя, осмыслить его мировоззрение, разобраться в сложных проблемах художественного творчества. Учащиеся среди этих высказываний найдут эпиграфы к сочинениям, творческим работам. Также афоризмы писателей и поэтов помогут педагогам наставить на путь истинный наше юное поколение, привить ему устойчивые гражданские понятия любви к Родине, Отечеству и соотечественникам. Также это прекрасный материал для написания сочинений разных жанров, для подготовки к экзаменам.

Патриотизм:

Любовь:

Молодёжь, Воспитание:

Столицы и провинция:

Жизнь:

Природа:

Общество:

Литература, Слово, Мысль:

Пороки:

Страница вторая. Биографическая строка.

Его преследуют хулы:
Он ловит звуки одобренья
Не в сладком ропоте хвалы,
А в диких криках озлобленья.
Н.А. Некрасов

При жизни его боготворили и ненавидели. Чернь в любые времена ненавидит обличителей и учителей, т.к. слепа к собственным порокам. Чернь – понятие внеклассовое. Она готова уничтожить всё яркое, оригинальное, самобытное, покушающееся на её сытое спокойствие. Её требования – «хлеба и зрелищ» высмеивал ещё Ювенал.

Всю жизнь ощущал Салтыков смердящее дыхание толпы, обвинявшей его в «весёлонравии», в том, что он «покушается на святая святых России: её историю, традиции, государственность, семью, собственность».

По-разному оценивали современники личность Салтыкова-Щедрина.

«Салтыков-Щедрин составляет коллекцию своих героев»: от его взгляда невозможно спрятаться (худ. А. Лебедев, 1844)

«Лицам, мало его знавшим, он казался человеком злым» (русский общественный деятель, адвокат Алексей Мих. Унковский (1829-1893)

Князь Оболенский В.А., рисуя портрет Салтыкова, отмечал мрачность, нервозность, … а отрывочные фразы… «прпоизводили впечатление скорее рычания, чем человеческие речи».

Николай Конст. Михайловский (1842 – 1904), русский социолог, публицист, литературный критик, соредактор Салтыкова-Щедрина по «Отечественным запискам» вспоминал: «Врагов у него было много… Любезность не оставляла его специальности. Он часто был грубоват, резок, раздражителен, несдержан в выражениях. Внешность… усиливала впечатление его грубоватой манеры…»

Художник Н. Крамской (1879): «Мысль и страдание застыли навеки в глазах человека, чьим оружием был смех».

Современники, хорошо знавшие его, отмечают, что под покровом суровости скрывался «добрый человек».

Этот резкий человек всегда готов был придти на помощь нуждавшемуся. Гнев его был страшен, но он обрушивался на фальшивого и неискреннего.

В осуждении зла непременно кроется любовь к добру: [негодование на общественные язвы, болезни – предполагает страстную тоску о здоровье]
Ф.М. Достоевский

Родился будущий писатель 15 (27) января 1826 года в с. Спас-Угол Тверской губернии в семье столбовых дворян Салтыковых

Страница третья. Из истории сатиры.

Сатира создаётся тогда, когда появится писатель, который сочтёт несовершенной текущую жизнь и, негодуя, приступит к художественному обличению её. Полагаю, что путь такого художника будет весьма и весьма трудным.
М. Булгаков

Сатира стара как мир, пришла из античности (в античности – насмешливо-обличительный жанр), но, как и другие жанры, претерпела качественные изменения.

«Satyra» (лат) – «смесь»

Главное направление сатирыборьба против «главного существенного зла» (Добролюбов), против несправедливости и угнетения, против отрицательных черт, формируемых обществом.

Идут годы, меняются формы государственного устройства, но сатирические персонажи переживают своих авторов. Как же велика опасность сил, тормозящих движение к идеалу!

Страница четвёртая. Очень грустные сказки.

У Вас есть всё, что нужно, – сжатый, сильный, настоящий язык, характерность, оставшаяся у Вас одних, не юмор, а то, что производит весёлый смех, и по содержанию – любовь и потому знание истинных интересов жизни народа...
Из письма Л.Н.Толстого

В 1862-1886 гг. М.Е. Салтыков-Щедрин написал целую серию сказок. Форму сказки он выбрал закономерно, так как всегда тяготел к фантастике. Его коньком было иносказание. Он говорит с публикой не открыто, а намёками, ак бы предлагая читателю замысловатую интеллектуальную игру. Но такова и народная сказка. В неё обязательно содержится намёк, который может быть скрыт за безыскусной, простодушной формой.

Салтыков-Щедрин писал сказки для взрослых. Он сочинял невероятные истории не ради увлекательного сюжета. Его сказки – развёрнутые аллегории. Писатель говорит о нравственных и социальных проблемах, облекая свои мыли, раздумья в форму полушутливого повествования о животных, птицах и рыбах.

Цикл состоит из 32 сказок, большая часть опубликована при жизни писателя. Сказки очень разнообразны:

Эту литературную форму (сказку) можно условно назвать очерком- фантазией: точная документальность сочетается с невероятной выдумкой, гротеск, овеществление метафоры.

Жанр сказки Щедрин выбрал не случайно. В качестве причин его интереса к этому жанру исследователи называли: условия цензуры; воздействие на писателя фольклорной и литературной традиции; появление нового читателя, представлявшего демократические слои русского общества; популярность сказки как излюбленного жанра пропагандистской литературы наряду с песней, органическая близость сказки художественному методу Салтыкова-Щедрина.

Сказки, по мнению критиков, отразили особенности идейно-художественных исканий писателя. Можно условно выделить 4 основных тематических блока:

  1. тема власти: её антинародного характера («Медведь на воеводстве»), псевдопросветительской деятельности самодержавия («Орёл-меценат»), взаимоотношений власти и народа («Дикий помещик» и др);
  2. тема народа: его трудолюбия, тяжёлого положения, покорности («Повесть о том…»), стихийности протеста («Медведь на воеводстве»), вечно живущего в народе стремления к правдоискательству («Ворон-челобитчик»);
  3. тема интеллигенции: осуждение её стремления приспособиться к любым формам тоталитарной власти («Вяленая вобла»), осмеяние разных форм подчинения насилию («Самоотверженный заяц»), критического отношения к прекраснодушным мечтателям («Карась-идеалист»);
  4. нравственно-этические темы («Пропала совесть»).

Типы сказок:

  1. направлены против сильных мира сего, высмеивают их паразитизм и самодурство («Повесть о том…»);
  2. расправа с осторожными либералами («Карась-идеалист» и др);
  3. о жизни народа («Коняга»);
  4. лирические, или исповедальные. Автор говорит о себе, подводит итоги жизни и творчества («Приключение с Крамольниковым» и др).

М.Е. Салтыков-Щедрин не умел благословлять. Он был гением проклятий. Фольклорные традиции в сказках Салтыкова-Щедрина.

Главное – опора на пушкинские традиции.

Своеобразие сказок Щедрина (отличие от народных):

Везде литература есть воистину благороднейшая и драгоценнейшая выразительница народного гения.
М. Салтыков-Щедрин.