Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание географии

Открытый урок по географическому краеведению в 6-м классе по теме Вот где нам посчастливилось родиться

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 254

Частухина Валентина Петровна, учитель географии, истории

Цели и задачи:

Оборудование: карта Саратовской области, план-схема ЗАО ПЗ «Трудовой», презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительная беседа.

(слайд 1)

Учитель: Тема урока – "Вот где нам посчастливилось родиться".

– Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь? (…)

– Правильно. Сегодня мы вспомним, что изучали ранее о своем крае. О его прошлом, настоящем, назовём достопримечательности нашей местности и людей, которые всё это создавали и берегли.

3. Беседа о Родине.

Учитель: (слайд 2) Ребята, как называется страна, в которой мы живём? Чем она является для нас? (Россия. Родина )

Родина, Отчизна, Отечество – единственное, для каждого человека место, данное ему судьбой и завещанное ему предками. Как известно, понятие “Родина” имеет для нас несколько значений:

– Посовещавшись между собой отметьте: Какие значения имеет для нас слово Родина (…)

Слайд 3 “Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил: “Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия.

– Как вы понимаете эти слова

Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила языку, как мать защищает и бережёт нас… Одна у человека родная мать, одна у него и Родина”.

Послушайте стихотворение Никитина «Русь».

Ученик читает стихотворение А. Никитина “Русь” (Слайды 4-10)

Под большим шатром
Голубых небес
Вижу даль степей
Зеленеется.
И на гранях их,
Выше тёмных туч,
Цепи гор стоят великанами…
Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!
И во всех концах
Света белого
Про тебя идёт
Слава громкая.
Уж и есть за что
Полюбить тебя,
Назвать матерью…

Учитель: Ребята о чём это стихотворение. Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране.

Ученик: (слайды 11-12)

Что такое Родина? Это запах хлеба,
Солнышко лучистое, голубое небо,
Это травы сочные, это реки быстрые,
Это степи пыльные и луга душистые.
Что такое Родина? Всё, что людям свято,
И могила павшего за Родину солдата.
Пусть восходит солнце над отчизной нашей,
Нет любимей Родины и милей и краше.

Учитель:

– Скажите.чем интересно место, в котором мы живём?

– Есть ли у вас любимое место в селе, за околицей (ответы…

А вы знаете, как проходило заселение этой территории, кому мы обязаны освоением этого уголка Заволжья?

– Правильно, мы обязаны империатрице Екатерине II.

– Предоставим слово Колохматовой Даше она нас познакомит с историей села .

Ученик: (слайды 13-17)

4 декабря 1762 г. Екатерина Великая, опубликовала Манифест (о позволении иностранцам селиться в России, документ был витиеватый).

Через полгода, 22 июля 1763 г. был издан ещё один Манифест (о дозволении всем иностранцам, въезжающим в Россию, селиться в разных губерниях по их выбору, где оговаривались их правах и льготы).

Для доставки переселенцев были заключены контракты с иностранными предпринимателями. Наиболее активным вызывателем стал Барон Кано де Борегард с товарищем.

Новые организаторы живо взялись за дело. Они вели агитацию: «Идите с нами в Россию, там открыла Екатерина, сама немка, для своих бедных мужиков рай».

Барон Борегардт де Кано основал двадцать шесть колоний.

Названия колониям поселенцы давали по месту своего прежнего проживания или в честь основателя или старосты колонии. Первую и главную свою колонию Борегард назвал име­нем императрицы – Катариненштадт, вторую – в честь наследника российского престола Павла Петровича – Паульская (Павловка). Паульское – колония была основана 7 июня 1767 года. Колония поселена на луговой стороне р. Волги.

Ученик: Ребята ответьте на мой вопрос почему первые поселенцы выбрали это место. (луговая сторона, рядом с рекой)

Учитель: (слайд 18) Вспомним какие реки протекают по левобережной стороне Волги? Показать на карте. (Бол. и Мал.Караман, Бол и Мал. Иргиз, Бол. и Мал.Узень, Камелик, Еруслан ...)

Учитель: Вдоль Волги всегда росли леса. Трифонов Антон назовёт какие деревья встречаются сейчас в лесничестве.

Ученик: Мой дедушка Козлов Виктор Иванович 14 лет проработал лесником в лесхозе. Он сказал что в наших лесах растут: дуб, тополь чёрный, осина, ясень, вяз, липа, сосна, клён остролистный, тутовник, тополь пирамидальный, ива, берёза, акация белая, тополь белый, клён ясенелистный.

Учитель: (слайд 19) Дома для первых поселенцев их было 12 человек, построили крестьяне Вольского округа. А в дальнейшем поселенцы уже выстраивали дома сами. Всё больше и больше людей расселялось по территории заволжья.

С каждой переписью численность населения росла (слайд).

Сейчас в селе проживает 1714 человек.

Ученик: (слайды 20-22)

Жители колонии занимались исключительно сельским хозяйством в частности табаководство. Здесь практиковался трехпольный севооборот, при котором наблюдалось такое чередование посевов: одно поле засевали рожью, картофелем, второе – пшеницей, третье оставляли на «пар».

Землю обрабатывали при помощи деревянного плуга с железным ножом, в плуг впрягали пару, а то и тройку лошадей. Созревший хлеб убирали косою, собирали в стога. Большинство колонистов старались обмолотить их как можно скорее при помощи тяжёлых, каменных катков.

Выращенный табак шёл не только на местную табачную фабрику (в Екатериненштадт), его начали экспортировать.

В колонии Паульской широко развито было такое ремесло как соломоплетение. Этим ремеслом занималось все население.

Самым необычным ремеслом было изготовление курительных трубок.

Оно зародилось в непосредственно в нашем селе Паульское Николаевского уезда Самарской губернии в конце XVIII нач. XIX в.в., затем перекочевало в другие уезды Саратовской губернии. Сырьём служили корни и стволы берёзы и клёна.

Учитель. Ребята,чем сейчас занимаются жители нашего села работающие в ЗАО ПЗ «Трудовой».

Учитель: Я знаю что со своим классным руководителем вы работаете над проектом «Заслуженные работники ЗАО ПЗ Трудовой». Назовите их и за что они занесены на доску Почёта.

4. Обобщение знаний.

– Ребята. Что вы узнали сегодня на уроке? (…)

Чтобы закрепить весь полученный материал вы с вами проведём игру.

Игра «Своя игра» (слайды с 23 и дальше)

– За что вы любите своё село?

– Чем прекрасна наша малая родина?

– Хотели ли вы остаться здесь жить?

– Что надо сделать для того, чтобы сохранить наше село?

5. Подведение итога урока.

Оценки за урок

По игре:

от 18 до 22 – 5;
от 14 до 17 – 4;
от 10 до13 – 3.

Поблагодарить за урок.