Сегодня большое внимание уделяется охране природы, бережному отношению и любви к ней. Но для того, чтобы охранять, беречь, любить природу ее нужно знать. А всегда ли мы знаем деревья, цветы, животных, птиц, насекомых, которые нас окружают. Знаем ли мы природу родного края? Практика показывает, что у многих учащиеся наблюдается пробел в этих знаниях. Так, для учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста мною разработан творческий урок-игра “Виват весна, Виват природа”.
Цель урока: развитие и углубление знаний по биологии и экологии, привитие учащимся любви к природе, и бережному отношению к ней.
Для проведения игры необходимо следующее оборудование: компьютер, мультимедийная установка, диски, колокольчики, жетоны.
Правила игры:
В уроке - игре участвует весь класс, который делится на три команды. В каждой из трех команд выбирается капитан.
1 тур “Вопрос ответ”: Командам задаются вопросы, на которые они должны дать ответ. Каждый из 9 вопросов предполагает 6 вариантов ответов. Ответы составлены по анкетам школьников 4-11 классов лицея. В опросе участвовали 200 учащихся. Всем ученикам задавали один и тот же вопрос, ответы на который были разные. Все варианты ответов правильные, но та команда, участник которой даст наиболее точный ответ, получает наибольшее количество баллов.
Капитаны команд получают небольшие колокольчики, и как только прозвучит вопрос, право первого ответа получает та команда, чей колокольчик зазвенит раньше. Члены команды называют ответы и если они верные, то они открываются на экране. Каждая команда играет до первого неправильного ответа, после ошибки право называть варианты ответов переходит к другой команде. Если варианты ответов у команд закончились, а на экране остались закрытые ответы, то они просто открываются не принося командам баллов. Жюри следит за ходом игры и подсчитывает баллы каждой из команд. Членам команд также раздаются жетоны за каждый правильный ответ.
Вопросы 1 тура:
Вопрос №1 Назовите первые признаки весны?
Варианты ответов | Баллы |
Светит яркое солнце | 6 |
Появились проталины | 5 |
Прилетели перелетные птицы | 4 |
Набухли почки | 3 |
Расцвели подснежники | 2 |
На реках ледоход | 1 |
Вопрос №2 Как Вы считаете, какие птицы прилетают к нам первыми?
Варианты ответов | Баллы |
Жаворонок | 7 |
Утки, гуси | 6 |
Скворцы | 5 |
Зеленушки | 4 |
Зяблики | 3 |
Трясогузки | 2 |
Грачи | 1 |
Вопрос №3 Какие птицы гнездятся колониями?
Варианты ответов | Баллы |
Грачи | 6 |
Ласточки | 5 |
Стрижи | 4 |
Цапли | 3 |
Чайки | 2 |
Гуси | 1 |
Вопрос №4 Какие звуки можно услышать в пении скворца?
Варианты ответов | Баллы |
Кваканье лягушки | 6 |
Скрип телеги | 5 |
Трель соловья | 4 |
Свист | 3 |
Мяуканье | 2 |
Лай | 1 |
Вопрос №5 Назовите лучшего певца в лесу?
Варианты ответов | Баллы |
Соловей | 6 |
Дрозд певчий | 5 |
Славка черноголовая | 4 |
Зарянка | 3 |
Жаворонок | 2 |
Коноплянка | 1 |
Вопрос №6 Какие деревья и кустарники распускаются в лесу первыми?
Варианты ответов | Баллы |
Ольха | 6 |
Орешник | 5 |
Ива козья (верба) | 4 |
Тополь | 3 |
Береза | 2 |
Вяз | 1 |
Вопрос №7 Назовите первые весенние цветы, которые в народе называются подснежниками?
Варианты ответов | Баллы |
Гусиный лук | 6 |
Мать-мачеха | 5 |
Фиалка | 4 |
Хохлатка | 3 |
Тюльпан дубравный | 2 |
Пострел или сон трава | 1 |
Вопрос №8 Какие плодовые деревья зацветают первыми?
Варианты ответов | Баллы |
Абрикос | 6 |
Слива | 5 |
Вишня | 4 |
Черемуха | 3 |
Яблоня | 2 |
Груша | 1 |
Вопрос №9 Как вести себя в гостях у природы?
Варианты ответов | Баллы |
Не рвать (цветов, редких растений и т.п.) | 6 |
Не разорять (гнезд, муравейников и т.п.) | 5 |
Не шуметь | 4 |
Не жечь (костры, прошлогоднюю траву) | 3 |
Не ломать (веток, молодых деревьев) | 2 |
Не ловить и не убивать (зверей, насекомых) | 1 |
2 тур “Конкурс капитанов”: В этом туре участвуют капитаны команд, которым также предлагается ответить на 6 вопросов. Как только прозвучит вопрос, право первого ответа получает тот капитан, чей колокольчик зазвенит раньше. Каждый капитан в этом туре может дать только два неверных ответа, после чего ход переходит к другому капитану команды. Если капитан затрудняется ответить, то он может один раз взять помощь команды, но при этом теряет один балл.
Жюри следит за ходом игры, подсчитывает баллы каждого капитана и суммирует их с баллами, которые набрала его команда в 1 туре. Членам команд также раздаются жетоны за правильную подсказку капитану.
Вопросы 2 тура:
Вопрос №1 Что скрипит в лесу весной?
Варианты ответов | Баллы |
Дерево | 3 |
Сверчок | 2 |
Снег | 1 |
Вопрос №2 Кто поет на болоте?
Варианты ответов | Баллы |
Жабы | 3 |
Лягушки | 2 |
Комары | 1 |
Вопрос №3 Кто спит с открытыми глазами?
Варианты ответов | Баллы |
Рыбы | 2 |
Змеи | 1 |
Вопрос №4 Какие птицы поют весенней ночью?
Варианты ответов | Баллы |
Соловей | 2 |
Зарянка | 1 |
Вопрос №5 Какие животные весной выходят из анабиоза?
Варианты ответов | Баллы |
Мухи | 6 |
Бабочки | 5 |
Ящерицы | 4 |
Ежи | 3 |
Змеи | 2 |
Черепахи | 1 |
Вопрос №6 Какие животные и растения упоминаются в стихах о весне?
Варианты ответов | Баллы |
Ласточка | 6 |
Соловей | 5 |
Черемуха | 4 |
Сирень | 3 |
Подснежник | 2 |
Ландыш | 1 |
3 тур “Музыкальный конкурс”: В 3 туре необходимо по мелодии определить песню или животное, растение, упоминающиеся в ней. В музыкальном конкурсе участвуют три команды, сформированные в начале первого тура. Как только прозвучит мелодия, право первого ответа получает та команда, чей капитан зазвонит в колокольчик раньше. Если команды затрудняются с ответом, то на экране появляется подсказка с изображением того животного или растения, о котором идет речь в песне. По подсказке команды должны назвать песню и спеть ее.
Жюри следит за ходом игры и подсчитывает баллы каждой из команд. Членам команд раздаются жетоны за каждый правильный ответ.
Музыкальные произведения для учащихся младших классов:
1 произведение – В траве сидел кузнечик.
2 произведение – Два веселых гуся.
3 произведение – Черный кот.
4 произведение – 33 коровы.
5 произведение – А может быть ворона.
6 произведение – Собачья песня.
7 произведение – Улыбка.
8 произведение – Песня Красной шапочки.
Музыкальные произведения для учащихся средних и старших классов:
1 произведение – Т. Миансарова “Черный кот”.
2 произведение – Малиновка.
3 произведение – АССОРТИ “Ивушка”.
4 произведение – Н. Дорда “Ландыши”
5 произведение – Песня про зайцев
6 произведение – Л. Лещенко “Соловьиная роща”
7 произведение – А. Ведищева “Песня о медведях”
8 произведение – группа ЛЮБЕ “Скворцы”
9 произведение – группа Р@машка “Ромашки”
10 произведение – Березы
Частичная (из за большого объема) версия урока – игры “Виват весна, виват природа” представлена в приложении №1.
Музыкальный конкурс для младших классов представлен в приложении №2
Музыкальный конкурс для средних и старших классов представлен в приложении №3
Литература