Тип урока: повторение изученного материала.
Цель: повторение и закрепление материала по теме “Проценты”, “Массовая доля” при решении задач на растворы.
Оборудование: раздаточный материал с текстами задач.
Организационный момент.
1-й этап. Устная работа. Актуализация знаний.
В ходе беседы основные формулы фиксируются на доске.
Учитель математики.
– Сегодня на уроке мы повторим и систематизируем знания по теме “Проценты”. Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят еще раз.
– Что такое процент? (Сотая часть.)
– Сформулируйте правило нахождения процента от числа. (Надо число умножить на соответствующую дробь.)
– Как найти целое число по его проценту? (Надо часть, соответствующую этому проценту, разделить на дробь.)
– Как определить, сколько процентов одно число составляет от второго? (Надо первое число разделить на второе и результат умножить на 100.)
– Выразите в виде десятичной дроби 1%, 17%, 20%, 63,2%.
– Вычислите 3% от 100; 25% от 88,8; 15% от а, а% от в.
– Найдите целое число, если его 10% равны 25; его 30% равны 90.
– Определите, сколько % составляет число 24 от 200, 40 от 1000?
– В каких сферах жизни вы встречаетесь с понятием “ процент”? Приведите примеры. (В магазине, на кухне, в медицине …)
– На каких уроках, кроме математики, вы используете знания о процентах? (Химии,...)
Учитель химии.
– В каких темах мы применяем понятие “процент?” (При решении задач на растворы.)
– Что такое раствор? (Однородная система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.)
– Какое вещество чаще всего используется в качестве растворителя? (Вода.)
– Что является количественной характеристикой раствора? (Концентрация.)
– Концентрация характеризует содержание растворенного вещества в определенном количестве раствора. Назовите известный вам способ выражения концентрации. (Массовая доля.)
– Что такое массовая доля растворенного вещества? (Отношение массы растворенного вещества к общей массе раствора.)
– Вспомните формулу для вычисления массовой доли растворенного вещества и производные от нее (w = m (р.в.)/m (р-ра ) ; m (р.в.)= m (р-ра) ×w ; m (р-ра) = m (р.в.)/ w )
– По какой формуле можно рассчитать массу раствора? (m(р-ра) = m (р.в.) + m (р-ля))
2-й этап. Решение задач.
1) Решение задач 1-го уровня сложности.
Учитель химии предлагает решить учащимся одну из трех задач (1-й ряд – № 1, 2-й ряд – № 2, 3-й ряд – № 3) и вызывает по одному представителю к доске для оформления и объяснения решения задачи. Остальные учащиеся оформляют решение всех задач в тетрадях.
№ ряда | Тип задачи | Задача |
1 | Расчет массы растворенного вещества и массы растворителя | Для засолки огурцов приготовили 3 кг. 6%-ного раствора поваренной соли. Вычислите, какие массы соли и воды необходимо взять для приготовления такого раствора. (Ответ: 0,18 кг. соли, 2,82 кг. воды) |
2 | Расчет массы приготовленного раствора | Перед посадкой семена томатов дезинфицируют 15%-ным раствором марганцовки. Какую массу такого раствора можно приготовить из 6 г марганцовки? (Ответ: 40 г.) |
3 | Расчет массовой доли растворенного вещества | Хлорид цинка используется в качестве вяжущего и асептического средства. Фармацевт аптеки “Панацея” в 100 г. воды растворил 5 г. хлорида цинка. Определите массовую долю полученного раствора. (Ответ: 4,8%) |
Учитель математики.
– Давайте посмотрим на эти задачи с точки зрения математики. Какое правило на проценты вы применили при решении первой задачи? (Правило нахождения процента от числа.)
– Какое правило вы применили при решении второй задачи? (Правило нахождения целого числа по его проценту.)
– При решении третьей? (Как определить, сколько процентов одно число составляет от второго.)
– Как видите, задачи, которые вы встречаете на химии, можно решать на уроках математики без применения химических формул.
Решение задач 2-го и 3-го уровней сложности.
Учитель математики предлагает учащимся решить на выбор одну из двух задач (№ 4 или № 5). 2 ученика работают у доски с дальнейшими краткими пояснениями.
№ | Уровень сложности | Задача |
4 | 2 | Смешали 300 г. 5%-го раствора серной кислоты и 200 г. 15%-го раствора серной кислоты. Сколько процентов серной кислоты в получившемся растворе? (Ответ: 9%) |
5 | 3 | При смешивании 40%-го раствора соли с 10%-м раствором получили 800 г. раствора с концентрацией соли 21,25%. Сколько граммов каждого раствора было для этого взято? (Ответ: 300 г. и 500 г.) |
Учитель химии.
– Вы решили последние две задачи математическим способом без использования химических формул. А можно ли их решить с помощью формул на массовую долю раствора? (Да.)
– А может кто-то уже решил их химическим способом? (Предложенные решения обсуждаются и оцениваются.)
3-й этап. Подведение итогов урока.
Учитель химии.
– Посмотрите на содержание всех решенных сегодня задач. Что их объединяет? (Задачи на растворы.)
– Действительно, во всех задачах фигурируют водные растворы; расчеты связаны с массовой долей растворенного вещества; и если вы обратили внимание, задачи касаются разных сторон нашего быта.
Учитель математики.
– Посмотрите на эти задачи с точки зрения математики. Что их объединяет? (Задачи на проценты.)
Учитель математики помогает учащимся сделать вывод, что решая задачи на растворы с помощью математических правил или с применением химического понятия “доля”, по сути, они выполняют расчеты на нахождение части от целого.
Учитель химии.
– Недаром венгерский ученый, лауреат Нобелевской премии Дьёрдь де Хевеши сказал: “Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока не удается связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые”
4-й этап. Домашнее задание.
Решить две задачи.
Литература.