Цель урока: Ознакомить учащихся с предметом "композиция". Дать элементарные понятия ритма.
Задача урока: Создание ритма. Организация плоскости листа путем чередования различных элементов.
Оборудование: Наглядные пособия, бумага, гуашь, кисти, губка (поролон), трафарет, тряпки, палитра пластиковая <Рисунок 1>.
Ход урока
1. Вступление.
Основой любого произведения искусства является композиция, придающая ему единство и цельность. Композиция в изобразительном искусстве связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Картины, написанные в разные эпохи, в совершенно различных стилях, поражают наше воображение и надолго запоминаются во многом благодаря четкому композиционному построению.
Отсутствие возможности внести изменения в законченную картину подтверждают силу действия законов и правил композиции.
Композиция ставит перед художником сложные вопросы, ответы на которые должны быть точными, оригинальными, неповторимыми.
В композиции важно все - масса предметов, их зрительный "вес", размещение их на плоскости, выразительность силуэтов, ритмическое чередование линий и пятен, способы передачи пространства и точка зрения на изображаемое. Распределение светотени, цвет и колорит картины, позы и жесты героев, формат и размер произведения и многое другое.
Художники используют композицию как универсальное средство, чтобы создать живописное полотно или произведение декоративно-прикладного искусства, добиться образной и эмоциональной выразительности. Композиция же - не только мысль, идея произведения, ради выражения которой художник берется за кисть и карандаш, это и определенная, созвучная душе художника и требованиям времени пластическая форма выражения.
Построение картины можно рассчитать заранее. Постоянные упражнения в композиционном искусстве развивают композиционные навыки, можно научиться приемам построения композиции.
2. Раскрытие темы.
У композиции есть свои законы, складывающиеся в пароцессе художественной практики и развития теории. Этот вопрос очень сложный и обширный, поэтому здесь пойдет речь о правилах, приемах и средствах, которые помогают построить сложную композицию, воплотить идею в форму художественного произведения.
Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность.
Таким образом средства композиции - это все, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы и правила. Они разнообразны, иначе их можно назвать средствами художественной выразительности композиции.
Ритм - универсальное природное свойство. В природе мы постоянно встречаем ритмические повторы и умеем ценить их красоту. Они - в стройном рисунке лепестков цветка, в отчетливых линейных повторах волн, набегающих на берег. Последовательно чередуются зерна в колосе спелой ржи, ветер укладывает пески в затейливые складки. Любой ручной труд ритмичен, и чем более он подчиняется ритму, тем менее утомителен.
Ритм всегда подразумевает движение.
Ритм в жизни и в искусстве - это не одно и тоже. В искусстве возможны перебои ритма, ритмические акценты, его неравномерность, не математическая точность, а живое разнообразие, находящее соответствующее пластическое решение.
В произведения изобразительного искусства, как и в музыке, можно различать активный, порывистый, дробный ритм или плавный, спокойный, замедленный.
Ритм - это чередование каких-либоэлементов в определенной последовательности.
Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета.
Произведения искусства, в которых присутствует движение, характеризуются как динамичные.
Почему же ритм передает движение? Это связано с особенностью нашего зрения. Взгляд переходя от одного изобразительного элемента к другому, ему подобному, сам как бы участвует в движении.
Динамичность композиционной схеме придает сочетание резких вертикальных, угловатых или округлых линий.
Существуют правила передачи движения:
Если композиция формируется прямыми, горизонатльными или слегка наклонными линиями, создается впечатление покоя, либо размеренного, легкого движения.
Правила передачи покоя:
Так можно сделать заключение, что преобладание горизонталей придает картине покой, наличие вертикалей вносит в нее напряженность, диагонали поддерживают движение.
На доске представлены пособия <Рисунок 2>, <Рисунок 3>.
3. Самостоятельная работа учащихся.
Далее учащиеся приступают к выполнению самостоятельной работы.
Преподаватель выдает листы формата А3, трафареты с элементами фигуры птицы (туловище, крылья) <Рисунок 4> губки, тряпки.
Сначала учащиеся покрывают поверхность листа гуашью - делают фон. Как правило - это изображение неба в верхней части и в нижней части - элементы пейзажа (крыши домов, деревья, поле и т. д.) <Рисунок 5>.
Затем на высохшей поверхности листа при помощи трафарета наносятся изображения птиц в различных позах. Учащиеся могут варьировать изображение крыльев, направление движения птиц и т. д. Создается ритм. Цередуются расположение птиц в листе (выше, ниже и т. д.), расположение крыльев, цвет и тон. <Рисунок 6>
В дальнейшем изображение птиц дополняется деталями (глаза, перья и т. д.).
По окончанию занятия проводится просмотр и анализ выполненных работ. Учащиеся раскладывают их на столах и выявляют наиболее удачные работы, так же принимают участие в анализе работ. < Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10>.
Список использованной литературы: