В современной России, пожалуй, нет необходимости убеждать кого-либо в том, что выпускники школ, которым предстоит принимать ответственные решения, как в повседневной, так и в общественной жизни страны, должны знать основы рыночной экономики. Для многих наших соотечественников рынок является одновременно и притягательным, завораживающим и непонятным пугающим феноменом. Тем важнее уже в школе начинать объяснять смысл, значение и роль рынка в жизни общества.
Современная действительность требует формирования у учащихся определенного набора экономических компетенций в сфере познавательной деятельности, трудовой и бытовой сферах, гражданско-общественной и социальной деятельности. Данные компетенции позволяют осознанно и успешно выполнять роли гражданина, избирателя, потребителя, необходимы для успешной социализации в будущей взрослой жизни. Они развивают экономическое мышление современного человека, расширяют общую культуру личности, готовят школьника к хозяйственной деятельности в условиях сложной рыночной экономики современной России и мира в целом.
В этих условиях особенно важно соответствие содержания образования потребности общества в формировании нового типа работников – предприимчивых, экономически грамотных, профессионально образованных, способных быстро адаптироваться в различных рыночных ситуациях.
В связи с этим одной из основных целей перехода к профильному обучению является расширение возможности социализации учащихся, в частности создание более эффективной системы подготовки выпускников к профессиональному самоопределению в новых экономических условиях. От того, насколько молодые люди будут готовы к жизни и активной работе в условиях рынка, зависит путь развития нашего общества в настоящем и будущем.
Любой, желающий определить свое место в жизни страны, должен обладать знаниями о функционировании новой экономической системы. Ведь в условиях рыночной экономики каждый гражданин должен выполнять различные функции (например, функции предпринимателя, потребителя, владельца капитала, избирателя, представителя различных объединений, менеджера, политика). Позицию каждого гражданина можно определить только с учетом общих экономических взаимосвязей, а также индивидуальных и коллективных интересов других лиц, групп людей и организаций. С этой точки зрения изучение данного элективного курса можно рассматривать как необходимый духовный ресурс не только для понимания, но и для дальнейшего развития рыночной экономики.
Все вышесказанное обуславливает актуальность изучения элективного учебного курса “Ты и Рынок”.
Настоящая программа предназначена для учащихся 10-х и 11-х классов в объеме 34 учебных часа.
Основной целью данного курса является содействие профессиональному самоопределению и социальной адаптации учащихся путем приобретения ими специальных знаний и представлений о рынке и рыночных отношениях, знакомство с рыночными механизмами и инструментами, которые составляют основу рыночной экономики.
В соответствии с данной целью в программу курса включен материал, способный вызвать познавательный интерес у учащихся и представляющий для них несомненную ценность. Степень обобщенности включенных в программу знаний соответствует основной цели обучения.
Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств. Для реализации содержания обучения по данной программе, основные теоретические положения дополняются и закрепляются практическими заданиями, решением ситуационных задач, чтобы учащиеся на практике, в конкретных жизненных ситуациях могли применять полученные знания. Предполагается также использование таких активных методов обучения, как деловая игра.
Программа обладает достаточной для проведения контроля конкретностью определения результатов подготовки по каждому разделу и по программе в целом. Контроль проводится для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений и навыков, а также выявления уровня развития учащихся с целью корректировки методики обучения. Выполнение практических работ по завершении основных разделов программы курса помогает установить степень усвоения материала. Итоговый контроль проводится по окончании занятий в форме итогового тестирования.
Тематическое планирование курса “Ты и Рынок”
№ п/п | Наименование тем | Количество |
I | Современная рыночная система. | 10 |
1.1. | Введение. Цели и задачи курса. | 1 |
1.2. | Понятие рынка и его функции. | 1 |
1.3. | История возникновения и развития рынка. | 1 |
1.4 | Основные факторы рыночного саморегулирования. | 1 |
1.5 | Проблемы выбора и ограниченности ресурсов. | 1 |
1.6 | Плюсы и минусы рынка. | 1 |
1.7 | Виды рынков. | 1 |
1.8 | Модели современного рынка и их признаки. | 2 |
1.9 | Участники рыночной деятельности. Модель кругооборота деловой активности. | 1 |
II | Механизм функционирования рынка: спрос и предложение. | 10 |
2.1. | Понятие о спросе. Закон спроса. | 1 |
2.2. | Факторы, влияющие на изменение спроса и величины спроса. | 1 |
2.3. | Взаимосвязанные (дополняющие и заменяющие) товары. | 1 |
2.4. | Эластичность спроса по цене. | 1 |
2.5. | Понятие о предложении. Закон предложения. | 1 |
2.6. | Факторы, влияющие на изменение предложения и величины предложения. | 1 |
2.7. | Механизм взаимодействия спроса и предложения на рынке. | 1 |
2.8 | Анализ взаимосвязанных рынков. | 2 |
2.9 | Анализ спроса и предложения на конкретном рынке. | 1 |
III | Предприятие в рыночной системе. | 7 |
3.1. | Понятие о предприятии (фирме). Основные признаки предприятия. | 1 |
3.2. | Общая производственная структура предприятия. | 1 |
3.3. | Понятие производительности труда. Факторы, влияющие на производительность труда. | 1 |
3.4. | Расчет и анализ производительности труда, в зависимости от заданных условий. | 1 |
3.5. | Понятие стоимости производства (издержках). | 1 |
3.6 | Понятие о выручке и прибыли. | 1 |
3.7 | Расчет издержек, выручки и прибыли предприятия, исходя из конкретных условий. | 1 |
IV | Профессиональное самоопределение и карьера в условиях рынка. | 7 |
4.1. | Типы профессий. Тест “Профессиональные предпочтения” (ДДО) (по классификации типов профессий Е.А. Климова). | 1 |
4.2. | Рынок и его требования к профессионалу. | 1 |
4.3. | Виды профессий экономической направленности. | 1 |
4.4. | Предпринимательство – профессия или призвание? | 1 |
4.5 | Характеристика предпринимателя. Его роль в социально-экономической жизни общества. | 1 |
4.6 | Азбука предпринимательского мышления. | 1 |
4.7 | Итоговое занятие-зачет по курсу “Ты и Рынок”. | 1 |
Итого: | 34 |
Введение. Цели и задачи курса. Понятие рынка, его функции. История возникновения и развития рынка. Основные вопросы рыночной экономики (что производить, как производить, кто получит результаты). Основные факторы рыночного саморегулирования. Ограниченность ресурсов по сравнению с потребностями. Необходимость выбора. Плюсы и минусы рынка. Виды рынков. Основные модели современного рынка: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Участники рыночной деятельности. Модель кругооборота деловой активности.
Написание рефератов на тему:
Выполнить задание:
1. Подготовка презентации на тему: “Основные типы экономических систем и их отличительные черты”.
Понятие о спросе. Закон спроса. Величина спроса. Спрос. Шкала спроса. Кривая спроса. Факторы, формирующие спрос. Изменение величины спроса и изменение спроса. Факторы,
влияющие на изменение величины спроса и спроса. Взаимосвязанные (заменяющие и дополняющие) товары
Эластичность спроса по цене. Коэффициент эластичности спроса по цене. Основные факторы, определяющие эластичность спроса по цене. Типы эластичности спроса по цене.
Понятие о предложение. Закон о предложении. Величина предложения. Предложение. Шкала предложения. Кривая предложения. Факторы, влияющие на предложение. Изменения величины предложения и изменение предложения.
Механизм взаимодействия спроса и предложения на рынке. Рыночное равновесие. Равновесная цена и равновесное количество. Влияние изменений спроса и предложения на равновесные цены и равновесное количество.
Практическая работа.
“Анализ взаимосвязанных рынков”.
“Анализ спроса и предложения на конкретном рынке” (деловая игра “Market game”).
Понятие о предприятии (фирме). Основные признаки предприятия.
Производственный цикл. Основные формы организации производства. Основной капитал. Классификация элементов основного капитала. Оборотный капитал. Роль оборотного капитала в процессе производства
Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда.
Понятие о стоимости производства: постоянные и переменные издержки производства. Общие (валовые), средние и предельные издержки. Краткосрочный и долгосрочный периоды производства.
Выручка фирмы: общая, средняя и предельная выручка фирмы. Прибыль фирмы. Условие максимизация прибыли: равенство предельных издержек и предельного дохода.
Практическая работа.
“Расчет производительности труда, в зависимости от конкретных условий” (деловая игра “Книжная фабрика”).
“Расчет издержек производства”.
Написание рефератов на тему:
1. Методы расчета производительности труда.
Типы профессий. Типичные ошибки при выборе профессии. Тест “Профессиональные предпочтения (ДДО) (по классификации топов профессий Е.А.Климова).
Структурная перестройка экономики. Понятие о менеджменте, маркетинге, предпринимательстве. Рынок труда. Безработица, ее виды. Кто может считаться безработным.
Предпринимательство – профессии или призвание? Характеристика предпринимателя, его роль в социально-экономической жизни общества. Основные черты и качества современного предпринимателя. Азбука предпринимательского мышления.
Практическая работа.
“Выявление и оценка предрасположенности к предпринимательской деятельности”.
Итог: Итоговое занятие-зачет по курсу “Ты и Рынок”
Литература:
Учебники:
Методическая литература:
Дополнительная литература: