При переходе из начальной школы в среднюю учащимся приходится адаптироваться к новым условиям: предметное обучение, соответственно увеличение количества учителей, различные стили педагогической деятельности учителей, новизна изучения учебного материала. Резко изменяется условия привычной жизни четвёроклассников, приводя к несоответствию внешних социальных условий и внутреннего состояния ребёнка. Новые требования школьного обучения иногда превосходят возможности ребёнка, изменяется состояние эмоциональной сферы, вызывая стрессовую реакцию организма учащегося. В результате происходит резкое снижение успеваемости в 5-ом классе. Как предотвратить процесс снижения успеваемости? Как облегчить процесс формирования механизма приспособления ребёнка к новым требованиям и условиям обучения? Как обеспечить успешность последующей учебной деятельности для развития учащихся? Как сохранить здоровье, состояние организма учащихся? Некоторые аспекты проблемы преемственности можно решить, если на протяжении всего года, являющегося последним в обучении в начальной школе, учителя начальной и средней школы будут работать в тесном контакте друг с другом. На решение проблемы преемственности в обучении в нашей школе мной был разработан проект “Преемственность в обучении при переходе учащихся из начальной школы в среднюю”. Идёт третий год эксперимента в нашей школе.
Цель инновации: формирование механизма приспособления ребёнка к требованиям и условиям обучения в переходный период, сохранение достигнутого уровня развития в начальной школе и успешное продвижение учащихся среднего звена.
Сущность инновации. Разработка технологических подходов к организации совместной деятельности учителей начальных классов, учителей-предметников средней школы, классных руководителей, психолога по адаптации детей к новым условиям.
Ожидаемые положительные результаты:
Формирование и укрепление здоровья учащихся путём их адаптации к физическим и психическим нагрузкам.
Возможные неудачи:
1) социальные причины;
2) недостаточность профессионализма отдельных учителей.
Классификация инновации. Область применения
Управление, психология, валеология
Нововведение проходит апробацию, идет третий год. “Погружение” в теорию и методику преобразовательной деятельности, направленной на реализацию модельных представлений по проблеме преемственности между начальной и средней школой.
1. Формирование информационно-методического фонда разработок отдельных педагогов и групп учителей.
2. Отслеживание результативности образовательного процесса.
Препятствия на пути разработки:
Определение участников проектирования.
Этапы и условия успешной реализации программы
I этап. Проектно-мобилизационный (первый учебный год)
II этап. Экспериментально-поисковый (второй учебный год)
III этап. Преобразовательный (третий и четвёртый учебные годы)
3. Отслеживание результативности образовательного процесса.
IV этап. Рефлексивно-обобщающий (пятый учебный год)
В проекте реализуются следующие задачи:
Конкретно выполняются следующие мероприятия:
Уже не первый год тесно взаимодействуют и сотрудничают учителя начальных классов и учителя математики нашей школы. Учителями разрабатываются конкретные мероприятия по данной проблеме, анализируются учебно-воспитательный процесс в 4-5-х классах, выявляются и конкретизируются причины снижения или повышения успеваемости, рассматриваются различные методики, технологии обучения, социально-педагогическая защита учащихся психологического обеспечения адаптации детей на переходном этапе, определяются будущие учителя в пятых классах.
В конце учебного года перед выпуском своих классов учителя начальных классов проводят открытые уроки для учителей математики и будущих классных руководителей с целью показа уровня достижения каждого ученика. Учителя-математики составляют контрольные работы, и для знакомства с учащимися, их индивидуальными особенностями и определения уровня подготовки они посещают уроки, проводят уроки в своих будущих классах, а в начале нового учебного года с приглашением учителей начальных классов показывают открытые уроки по математике. Таким образом, экономится время на знакомство с классом учителей и учащихся с новыми учителями, и адаптация учащихся при переходе из начальной школы в среднюю школу проходит безболезненно, хотя расставание с первой учительницей не может быть лёгким для учащихся.
На семинарах рассматриваются вопросы методики преподавания математики, развивающей системы обучения, технологии “открытия знаний”, вырабатываются единые требования, общие подходы к конкретному теоретическому материалу по математике, что благополучно сказывается на организации учебной деятельности, на психологическом состоянии ученика при переходе в пятый класс.
Для развития интереса к математике и повышения уровня математической подготовки наиболее способных учащихся ежегодно для четвероклассников проводятся математические олимпиады, принимают участие в международном математическом конкурсе по математике “Кенгуру”.
Эффективность данной работы проявляется в дальнейшем в результатах учебных достижений школьников в различных олимпиадах, научно- практических конференциях районного, республиканского, всероссийского уровня. Выпускники подтверждают свои знания при поступлении в вузы, и в дальнейшем проявляют себя в учёбе, при участии в вузовских олимпиадах.
Результатом сотрудничества учителей начальных классов и учителей математики можно назвать внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи развивающего обучения, освоение теории методики развивающего обучения, произошло обновление содержания начального, в частности математического образования, широко используются новые учебники, комплекты как обновлённых традиционных и вариативных (Л.Г.Петерсон, И.И. Аргинская). Преобразование содержания и методики преподавания в начальной школе находит своё продолжение в основной школе :учителя математики работают по новым учебно-математическим комплектам Л.Г.Петерсон. Тем самым не теряется мотивационный компонент учебной деятельности: не снижается интерес к изучаемому содержанию, сохраняется опора на имеющиеся представления и опыт, ощущается продвижение в познании, присутствует переживание ситуации успеха. Результативность при обучении математике во многом зависит от скорости чтения, от компетентности чтения каждого ученика, особенно при решении задач. Поэтому тесное сотрудничество учителей начальных классов и учителей русского языка, истории, иностранных языков определяет успешное продвижение учащихся в дальнейшем в средней школе. Таким образом, выполняется задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Итак, реализация преемственности между ступенями начальной и средней школой является важным условием для успешности и развития школьников.
Литература: