Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание экологии

Урок экологии в 8-м классе по теме Состав леса

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 259

Озерова Надежда Васильевна, учитель биологии

Вид урока: обобщающий урок по теме.

Тип урока: интегрированный.

Цель: закрепить знания учащихся о составе лесов разных видов.

Задачи:

Материалы к уроку:

Интерактивная доска, гербарные образцы веток различных деревьев (ель, сосна, дуб, берёза, липа, клён, осина и др.), репродукции картин: И.С. Остроухов “Первая зелень”, “Золотая осень”, Куинджи “Берёзовая роща”, И.И.Шишкин “Корабельная роща”, “Дубовая роща”, “Лесная поляна” и др.

Предварительная подготовка: учащимся (индивидуально или в малых группах) дается задание подобрать к уроку репродукции картин, на которых изображен лес, а также краткую информацию о художниках, авторах этих картин.

Ход урока

Ученик

Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.

А будет жажда мучить –
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться –
И видно всё до дна.
Течет вода-водица,
Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.

Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану –
Присяду на пенёк.

Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.

С. Никулина

Слово учителя:

Друзья! В курсе лесохозяйственной экологии мы начали изучать лес, как экосистему. Мы говорили о значении леса для планеты, для нас с вами, говорили об экологической обстановке (площадь лесов на планете уменьшается), говорили, к чему это может привести.

Мы прислушивались к прогнозам учёных, к языку цифр, примеряли на себя практическое значение.

Это, безусловно, нужно знать каждому человеку.

Но есть на земле люди, которые среди логики и прогнозов способны разглядеть прекрасное и поделиться этим с нами. Давайте прислушаемся и к ним.

К этому уроку вам было дано задание подобрать репродукции картин, на которых изображен лес, и сделать сообщение об этой картине и её авторе.

Выступления учащихся.

(Сообщения по 2 – 3 минуты; репродукции проецируются на интерактивную доску). (См. Приложение 1)

Практическая часть.

1. К доске вызываются по одному учащемуся. Задание: из предложенных картин выбрать те, на которых изображен:

а) название леса,

б) лесообразующая порода,

в) характерные особенности леса,

г) видовое разнообразие.

2. Определить, на каких картинах изображены деревья (леса) первого класса бонитета. Пояснить свой выбор.

3. Рассмотреть гербарные образцы. Ответить, к какому типу леса относятся данные растения?

4. Какие леса есть в нашем районе?

5. Послушайте два стихотворения, подумайте о каких экологических проблемах идёт в них речь.

Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слёз.
Сколько тут было кудрявых берёз!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – и вон убежал.

Н.Некрасов

Лесной пожар

Забывчивый охотник на привале
Не заметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костёр.
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростёр.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зелёный лес пошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.

В. Шефнер

Ответы учащихся

Рефлексия

Закончите фразу: “ Сегодня на уроке я…”

Подведение к выводу урока: На Земле много лесов разных видов. Лес является не только источником пищи, сырья для промышленности, древесины, но и источником вдохновения для художников и поэтов. И чем меньше проблем будет у леса, тем больше замечательных стихов и картин мы увидим.

Подведение итогов урока, выставление оценок.

Презентация