Одной из основных и наиболее перспективных форм экологического образования является исследовательская деятельность учащихся. Бесспорно, что её развитие играет важную роль в воспитании интеллектуальной инициативы школьников, формировании у них сознательного отношения к природе, стойких убеждений и активной позиции в вопросах её охраны и улучшения.
До 2005 года в лицее естественных наук города Кирова научно-исследовательской деятельностью занимались только ученики старших классов в рамках школьного научного общества "Ноосфера" под руководством заместителя директора по научной работе З.П. Макаренко. Также формированием первоначальных исследовательских умений начали заниматься педагоги в ходе проведения ежегодной конференции учащихся младших классов "Планета открытий". Участие учеников среднего звена в научной работе носило разовый характер: так с результатами коллективной работы по экомониторингу территории Пушкинского заповедника в Михайловском Псковской области, выполненном в летнем лагере "У Лукоморья", семиклассники выступали с докладом на Всероссийском конкурсе "Человек на Земле".
Перед педагогами была поставлена задача: помимо уроков экологии разработать и внедрить новые формы воспитательной работы, которые позволят включить учеников 5-7 классов в регулярную научно-исследовательскую деятельность. При этом пришлось столкнуться с рядом проблем:
Определилась цель нового педагогического проекта: построить систему экологического воспитания учащихся 5-7 классов, которая обеспечит формирование исследовательских умений и навыков.
Задачи проекта:
1) дать дополнительные знания, на основе которых можно проводить НИР;
2) познакомить с методиками исследований и обеспечить практику их применения;
3) обеспечить проведение индивидуальной НИР;
4) поддерживать интерес к работе;
5) дать возможность выступать и обмениваться опытом.
С лета 2005 года запущен и успешно осуществляется проект летнего эколого-краеведческого лагеря "Зелёный мир". В его содержании – сочетание учебно-исследовательской, трудовой деятельности, оздоровительных мероприятий и отдыха. Ребята знакомятся с основами ведения НИР в ходе теоретических занятий, учатся разрабатывать индивидуальную научную тему, посещают ряд экскурсий и практических занятий по освоению разных методик, набирают фактический материал во время поездок и походов. (См. Приложение 1 – "Положение об эколого-краеведческом лагере", Приложение 2 – "Отчёт по итогам лагеря за 2008 год")
В таблице представлены темы научных работ, выполненных в лагере за последние 4 года.
Таб.1 "Темы научных работ учащихся лагеря "Зелёный мир"
№ | Направление исследования | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | всего |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Ботаника | 4 | 2 | 2 | 5 | 13 |
2 | Водоёмы | 1 | 4 | 4 | 2 | 11 |
3 | Здоровье, спорт, питание | 3 | 2 | 1 | 4 | 10 |
4 | Зоология | 5 | 1 |
| 2 | 8 |
5 | Замусоренность и утилизация ТБО |
| 4 | 3 | 1 | 8 |
6 | Атмосфера | 2 | 1 | 3 |
| 6 |
7 | Благоустройство территорий | 1 | 2 | 1 | 2 | 6 |
8 | Комплексное исследование |
| 1 |
| 4 | 5 |
9 | Лесное хозяйство |
|
| 2 | 1 | 3 |
10 | Почва |
| 1 |
| 2 | 3 |
11 | Геология | 2 |
|
| 1 | 3 |
12 | Автотранспорт |
| 1 |
| 2 | 3 |
13 | Видеоэкология | 2 |
|
|
| 2 |
14 | Шумовое загрязнение |
|
| 1 | 1 | 2 |
15 | Микробиология |
|
|
| 2 | 2 |
16 | ООПТ |
|
|
| 1 | 1 |
17 | Метеорология |
|
| 1 |
| 1 |
18 | Тепловое загрязнение |
|
|
| 1 | 1 |
| Всего работ | 20 | 19 | 18 | 31 | 88 |
| Работу выполняли | 26 чел. | 32 чел. | 27 чел. | 32 чел. | 117 чел. |
Видим, что выбранная форма экологического воспитания эффективна. За время существования лагеря за последние четыре года 25% учащихся 5-7 классов были включены в индивидуальную исследовательскую деятельность. Все они защищали свои работы на школьной научно-практической конференции, участвовали в городских мероприятиях, а 9 человек были приглашены на соревнования юных исследователей "Шаг в будущее". Сейчас оформляются 11 работ к заявке на участи в текущем учебном году.
Главное противоречие проекта, с которым сейчас пытаются бороться педагоги – это невозможность в условиях лагеря за короткий срок освоить теорию НИР и выполнить качественное исследование. Не все дети могут самостоятельно за каникулы продолжать эксперимент, набирать фактический материал. Каждую осень после проведения школьной конференции мы наблюдаем снижение интереса к исследовательской деятельности. Это не удивительно, ведь мотивацию к трудному для подростка делу нужно поддерживать непрерывно. Кроме того, учёба в лицее отнимает много сил. Мы добились массового участия детей в научно-исследовательской деятельности. Теперь нужно добиться качества.
С этого учебного года решено дополнить проект факультативом "НИР" в каждой параллели учащихся 5-7 классов. Задача факультатива – освоение теории НИР, формирование исследовательских умений и навыков. Практиковаться в освоении разных методик предлагается в ходе лагерей юных исследователей в осенние, зимние и весенние каникулы. А программу летнего лагеря предполагается расширить экспедицией в заповедник "Нургуш" с выполнением коллективной учебной исследовательской работы по заданию научных сотрудников. Так, надеемся, нам удастся перейти от эпизодических теоретических исследований к социально-значимым исследовательским проектам.
Небольшой опыт проектной деятельности уже имеется. Так в 2008 году ученицей шестого класса Исуповой Юлией был обследован государственный памятник природы "Заречный парк города Кирова". С целью реализации научно-познавательной и рекреационной функции парка был предложен проект восстановления экологической тропы. Проект нужен не только педагогам, но важен для сохранения уникального уголка природы в городской черте.
Мотивацию к экологической деятельности на высоком уровне предлагается поддерживать за счёт объединения ребят при проведении различных экологических творческих мероприятий. Так в первой учебной четверти мы приняли участие в "Соревнованиях юных любителей природы", в краеведческом турнире "Знаешь ли ты свой край?" и в соревнованиях Областного Кировского центра детско-юношеского туризма и экскурсий по технике пешеходного туризма. В лицее прошла выставка поделок из природного материала, фотовыставка "Как прекрасен этот мир". Наш театр-студия участвовал в областном конкурсе экологических постановок с мюзиклом "Приключения Кузнечика Кузи". Мы активные участники Всемирных Дней наблюдения птиц. Если к этому добавить участников разовых акций, то можно смело утверждать о 100% охвата учащихся среднего звена лицея экологическим воспитанием. Исследовательская деятельность здесь рассматривается как высшая форма организации экологического воспитания.
(См. Приложение 1, Приложение 2)