Пояснительная записка
Письменный экзамен по алгебре за курс основной школы является обязательным для выпускников 9-х классов. С 2005 года в России появилась новая форма организации и проведения этого экзамена. В Смоленской области с 2006 года обновлена система государственной аттестации учащихся 9 классов по алгебре, которая позволяет более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся. Экзамен предполагает проверку усвоения материала на базовом и повышенном уровнях. Данный эксперимент помимо аттестации учащихся, выявления уровня их обученности предлагает произвести профильную дифференциацию учащихся с целью зачисления их в профильные классы.
Особенности такого экзамена:
Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой. Так как экзаменационная работа состоит из 16 заданий первой части, направленных на проверку базовой подготовки выпускников в её современном понимании, и 5 разноуровневых заданий второй части, направленных на дифференцированную проверку повышенных уровней подготовки, необходимо и целесообразно начинать подготовку к экзаменам на ранних стадиях обучения.
В школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также во внеурочное время: на факультативных и индивидуальных занятиях.
Оптимальной формой подготовки к экзаменам являются элективные курсы, которые позволяют расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу.
Учитывая новую форму сдачи государственных экзаменов за курс основной школы, предлагается элективный курс по алгебре «Интенсивный курс подготовки к экзамену», который рассчитан на 34 часа в 8 классе с последующим продолжением в 9 классе.
Данный курс имеет основное назначение:
Экзаменационные материалы реализуют современные подходы к построению измерителей, они обеспечивают более широкие по сравнению с действующим экзаменом дифференцирующие возможности, ориентированы на сегодняшние требования к уровню подготовки учащихся.
Цель элективного курса: подготовить учащихся к сдаче экзамена в новой форме аттестации в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами:
Задачи курса:
Ожидаемые результаты:
На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут следующих результатов:
Выработают умения:
Основные методические особенности курса:
Подготовка будет осуществляться по основным темам курса 5-7 классов /повторение/ и по мере прохождения учебного материала по курсу 8 класса по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали» от простых типов заданий первой части до заданий со звездочкой второй части;
Работа с тематическими тестами, выстроенными в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего; выполненный сегодня тест готовит к пониманию и правильному выполнению завтрашнего и т. д.;
Работа с тренировочными тестами в режиме «теста скорости»;
Работа с тренировочными тестами в режиме максимальной нагрузки, как по содержанию, так и по времени для всех школьников в равной мере;
Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.
Структура курса
Курс рассчитан на 34 занятия. Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление следующих разделов алгебры 5-8 классов:
Формы организации учебных занятий
Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы, тренинги по использованию методов поиска решений.
Основной тип занятий комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини-лекции. После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления.
Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала. Каждому ученику по окончании занятия предлагается блок заданий для самостоятельного решения.
В ходе обучения периодически проводятся непродолжительные, рассчитанные на 5- 10 минут, контрольные работы и тестовые испытания для определения глубины знаний и скорости выполнения заданий. Контрольные замеры обеспечивают эффективную обратную связь, позволяющую обучающим и обучающимся корректировать свою деятельность.
Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.
Контроль и система оценивания
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических работ. Присутствует как качественная, так и количественная оценка деятельности.
Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации учащихся, их общественном поведении, самостоятельности в организации учебного труда, а так же оценке уровня адаптации к предложенной жизненной ситуации (сдачи экзамена по алгебре в новой форме аттестации).
Количественная оценка предназначена для снабжения учащихся объективной информацией об овладении ими учебным материалом и производится по пятибалльной системе.
Итоговый контроль реализуется в двух формах: традиционного зачёта и тестирования.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Формы проведения | Образовательный продукт | ||
Всего | Лекции | Практикум | ||||
1 | Числа и выражения. Преобразование выражений. | 4 ч. | 0,5 ч. | 3,5 ч. | Мини-лекция, урок-практикум, тестирование. | Актуализация вычислительных навыков. Развитие навыков тождественных преобразований. |
2 | Функции и графики | 3ч. | 0,5ч. | 2,5ч. | Семинар, тестирование, самоконтроль | Обобщение знаний о различных функциях и их графиках. |
3 | Арифметический квадратный корень | 2ч. | 0,5 | 1,5ч | Мини-лекция, уроки-практикумы | Овладение различными способами преобразования выражений, содержащих квадратный корень |
4 | Уравнения. Системы уравнений | 5 ч. | 1ч. | 4ч. | Комбинированный урок, индивидуальная работа, самоконтроль | Овладение умениями решать уравнения различных видов, различными способами. Овладение разными способами решения линейных и нелинейных систем уравнений. |
5 | Текстовые задачи. | 4ч. | 0,5ч. | 3,5ч. | Мини-лекция, групповая работа, тестирование | Овладение умениями решать текстовые задачи различных видов, различными способами. |
6 | Неравенства. Системы неравенств. | 3 ч. | 0,5 ч. | 2,5 ч. | Комбинированный урок, урок-практикум, тестирование | Овладение умениями решать неравенства и системы неравенств |
7 | Уравнения и неравенства с модулем. | 3 ч. | 0,5 ч. | 2,5 ч. | Мини-лекция, работа в парах | Овладение умениями решать уравнения и неравенства с модулями. |
8 | Уравнения и неравенства с параметром. | 3 ч. | 0,5 ч. | 2,5 ч. | Мини-лекция, урок-практикум исследовательского характера | Овладение умениями решать уравнения и неравенства с параметрами. |
9 | Степень с целым и натуральным показателем. | 3ч. | 0,5ч. | 2,5ч | Мини-лекция, урок-практикум | Овладение умениями преобразования выражения применяя свойства степени |
10 | Обобщающее повторение | 4 ч. | 4ч. | Зачет Тестирование | Умение ориентироваться в заданиях первой части и выполнять их за минимальное время. Умение работать с полным объемом тренировочной работы. |
Содержание программы
Тема 1. Числа и выражения. Преобразование выражений
Тема 2. Функции и графики
Тема 3. Арифметический квадратный корень
Тема 4. Уравнения и системы уравнений
Тема 5. Текстовые задачи
Тема 6. Неравенства. Системы неравенств.
Тема 7. Уравнения и неравенства с модулем
Тема 8. Уравнения и неравенства с параметром
Тема 9. Степень с целым и натуральным показателем.
Тема 10. Обобщающее повторение
Не все темы могут быть разобраны за курс 8 класса, поэтому рекомендуется продолжить проведение элективного курса в 9 классе. Планируется особое внимание уделить в 9 классе следующим разделам и подразделам:
Большую часть времени 9 класса следует посвятить разбору решения задач из второй части экзаменационной работы, тренировке правильного заполнения бланков ответов, структуре проведения экзамена, психологическому настрою учащихся и учителя.
Список литературы:
Для учителя:
Для ученика: