Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание математики

Программа элективного курса Интенсивный курс подготовки к экзамену

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 299

Банькова Наталья Валерьевна, учитель математики и информатики

Пояснительная записка

Письменный экзамен по алгебре за курс основной школы является обязательным для выпускников 9-х классов. С 2005 года в России появилась новая форма организации и проведения этого экзамена. В Смоленской области с 2006 года обновлена система государственной аттестации учащихся 9 классов по алгебре, которая позволяет более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся. Экзамен предполагает проверку усвоения материала на базовом и повышенном уровнях. Данный эксперимент помимо аттестации учащихся, выявления уровня их обученности предлагает произвести профильную дифференциацию учащихся с целью зачисления их в профильные классы.

Особенности такого экзамена:

Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой. Так как экзаменационная работа состоит из 16 заданий первой части, направленных на проверку базовой подготовки выпускников в её современном понимании, и 5 разноуровневых заданий второй части, направленных на дифференцированную проверку повышенных уровней подготовки, необходимо и целесообразно начинать подготовку к экзаменам на ранних стадиях обучения.

В школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также во внеурочное время: на факультативных и индивидуальных занятиях.
Оптимальной формой подготовки к экзаменам являются элективные курсы, которые позволяют расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу.

Учитывая новую форму сдачи государственных экзаменов за курс основной школы, предлагается элективный курс по алгебре «Интенсивный курс подготовки к экзамену», который рассчитан на 34 часа в 8 классе с последующим продолжением в 9 классе.

Данный курс имеет основное назначение:

Экзаменационные материалы реализуют современные подходы к построению измерителей, они обеспечивают более широкие по сравнению с действующим экзаменом дифференцирующие возможности, ориентированы на сегодняшние требования к уровню подготовки учащихся.

Цель элективного курса: подготовить учащихся к сдаче экзамена в новой форме аттестации в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами:

Задачи курса:

Ожидаемые результаты:

На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут следующих результатов:

Выработают умения:

Основные методические особенности курса:

Подготовка будет осуществляться по основным темам курса 5-7 классов /повторение/ и по мере прохождения учебного материала по курсу 8 класса по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали» от простых типов заданий первой части до заданий со звездочкой второй части;

Работа с тематическими тестами, выстроенными в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего; выполненный сегодня тест готовит к пониманию и правильному выполнению завтрашнего и т. д.;

Работа с тренировочными тестами в режиме «теста скорости»;

Работа с тренировочными тестами в режиме максимальной нагрузки, как по содержанию, так и по времени для всех школьников в равной мере;

Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.

Структура курса

Курс рассчитан на 34 занятия. Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление следующих разделов алгебры 5-8 классов:

Формы организации учебных занятий

Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы, тренинги по использованию методов поиска решений.
Основной тип занятий комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини-лекции. После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления.
Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала. Каждому ученику по окончании занятия предлагается блок заданий для самостоятельного решения.
В ходе обучения периодически проводятся непродолжительные, рассчитанные на 5- 10 минут, контрольные работы и тестовые испытания для определения глубины знаний и скорости выполнения заданий. Контрольные замеры обеспечивают эффективную обратную связь, позволяющую обучающим и обучающимся корректировать свою деятельность.
Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.

Контроль и система оценивания

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических работ. Присутствует как качественная, так и количественная оценка деятельности.

Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации учащихся, их общественном поведении, самостоятельности в организации учебного труда, а так же оценке уровня адаптации к предложенной жизненной ситуации (сдачи экзамена по алгебре в новой форме аттестации).

Количественная оценка предназначена для снабжения учащихся объективной информацией об овладении ими учебным материалом и производится по пятибалльной системе.

Итоговый контроль реализуется в двух формах: традиционного зачёта и тестирования.

Учебно-тематическое планирование

п/п

Тема

Количество часов

Формы проведения

Образовательный продукт

Всего

Лекции

Практикум

1

Числа и выражения.

Преобразование выражений.

4 ч.

0,5 ч.

3,5 ч.

Мини-лекция, урок-практикум, тестирование.

Актуализация вычислительных навыков.

Развитие навыков тождественных преобразований.

2

Функции и графики

3ч.

0,5ч.

2,5ч.

Семинар, тестирование,

самоконтроль

Обобщение знаний о различных функциях и их графиках.

3

Арифметический квадратный корень

2ч.

0,5

1,5ч

Мини-лекция, уроки-практикумы

Овладение различными способами преобразования выражений, содержащих квадратный корень

4

Уравнения. Системы уравнений

5 ч.

1ч.

4ч.

Комбинированный урок,

индивидуальная работа,

самоконтроль

Овладение умениями решать уравнения различных видов, различными способами.

Овладение разными способами решения линейных и нелинейных систем уравнений.

5

Текстовые задачи.

4ч.

0,5ч.

3,5ч.

Мини-лекция, групповая работа, тестирование

Овладение умениями решать текстовые задачи различных видов, различными способами.

6

Неравенства. Системы неравенств.

3 ч.

0,5 ч.

2,5 ч.

Комбинированный урок,

урок-практикум, тестирование

Овладение умениями решать неравенства и системы неравенств

7

Уравнения и неравенства с модулем.

3 ч.

0,5 ч.

2,5 ч.

Мини-лекция,

работа в парах

Овладение умениями решать уравнения и неравенства с модулями.

8

Уравнения и неравенства с параметром.

3 ч.

0,5 ч.

2,5 ч.

Мини-лекция,

урок-практикум исследовательского характера

Овладение умениями решать уравнения и неравенства с параметрами.

9

Степень с целым и натуральным показателем.

3ч.

0,5ч.

2,5ч

Мини-лекция,

урок-практикум

Овладение умениями преобразования выражения применяя свойства степени

10

Обобщающее повторение

4 ч.

4ч.

Зачет

Тестирование

Умение ориентироваться в заданиях первой части и выполнять их за минимальное время.

Умение работать с полным объемом тренировочной работы.

Содержание программы

Тема 1. Числа и выражения. Преобразование выражений

Тема 2. Функции и графики

Тема 3. Арифметический квадратный корень

Тема 4. Уравнения и системы уравнений

Тема 5. Текстовые задачи

Тема 6. Неравенства. Системы неравенств.

Тема 7. Уравнения и неравенства с модулем

Тема 8. Уравнения и неравенства с параметром

Тема 9. Степень с целым и натуральным показателем.

Тема 10. Обобщающее повторение

Не все темы могут быть разобраны за курс 8 класса, поэтому рекомендуется продолжить проведение элективного курса в 9 классе. Планируется особое внимание уделить в 9 классе следующим разделам и подразделам:

Большую часть времени 9 класса следует посвятить разбору решения задач из второй части экзаменационной работы, тренировке правильного заполнения бланков ответов, структуре проведения экзамена, психологическому настрою учащихся и учителя.

Список литературы:

Для учителя:

    1. Примерная программа общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 кл./ сост.Т.А. Бурмистрова. - М.: Просвещение, 2008.
    2. Математика. Подготовка к экзамену. 9 класс: уч. пособие/ авт.-сост. С.А.Юркина. – Саратов: Лицей, 2003.
    3. Алгебра. Тесты для промежуточной аттестации. 7-8 класс/под ред. Ф.Ф.Лысенко. Ростов – на – Дону: Легион, 2008.
    4. Алгебра 9 кл. Тренировочные варианты к экзамену в новой форме/Воробьёва Е.А..-Саратов: Лицей, 2009.
    5. Колесникова Т.В., Минаева С.С. Типовые тестовые задания 9 класс. - М.: «Экзамен», 2007.
    6. Тесты. Математика.5-11 кл. – М.: «Олимп», «Издательство АСТ», 2007.
    7. Алгебра. Тесты. 7-9 классы: учебно-методическое пособие/ П.И.Алтынов. – М.: Дрофа, 2005.
    8. Крамор В.С. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры. – М.: Просвещение, 1993.

Для ученика:

    1. Кузнецова Л.В., Суворова С.Б. и др. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. Алгебра. М.: «Просвещение», 2006.
    2. Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра: Учеб. для 7-8 кл. сред.шк./ под ред.Теляковского. С.А..-М.: Просвещение, 2008.
    3. Мордкович А.Г. Алгебра: учеб. Для 7-8 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2007.
    4. Математика. Весь школьный курс в таблицах/ авт.-сост. Т.С. Степанова – Минск: Современная школа: Кузьма, 2008.
    5. Задачи по алгебре: Пособие для учащихся 7-9 кл. – М.: Просвещение: Учеб. Лит., 1996.
    6. Математика: Справ.материалы: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1992.