Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание математики

Компетентностный подход при подготовке учащихся к ЕГЭ

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 226

Пунанцева Валентина Алексеевна, учитель математики

Понятийный аппарат проблемы «Компетентностный подход в образовании»

1. Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причём в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Набор ситуаций зависит от специфики образовательного учреждения. Компетентностный подход, это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования (Д.А. Иванов).

2. Образовательная компетенция. Различные подходы к осмыслению сущности понятия «компетенция»:

3. Компетентность:

4. Профессиональная компетентность:

Ключевые образовательные компетенции:

Базовые компетентности: «Базовые компетентности отражают специфику определённой профессиональной деятельности, необходимы для осуществления основных видов профессиональной деятельности, жестко привязаны к определённой профессии. Они востребованы специалистами смежных профессий и являются макропрофессиональными» (Присяжная А.Ф.).

Специальные компетентности:   «Специальные компетентности отражают специфику конкретной предметной сферы профессиональной деятельности, помогают осуществлению конкретного вида профессиональной деятельности» (Присяжная А.Ф.).

Классификации ключевых образовательных компетенций

Классификация, предложенная Хуторским А.В.:

  1. Ценностно-смысловая компетенция, включающая мировоззрение, ценностные ориентации ученика, способность видеть, понимать окружающий мир. Выбирать целевые установки для своих поступков. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика.
  2. Общекультурная компетенция, обеспечивающая осведомлённость в национальной и общекультурной культуре, закладывающая основы духовно- нравственной жизни человека.
  3. Учебно-познавательная компетенция, предполагающая возможность самостоятельной познавательной деятельности. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, самооценки познавательной деятельности.
  4. Информационная компетенция формирует умение самостоятельно при помощи информационных технологий искать, анализировать, отбирать, преобразовывать, сохранять и передавать информацию.
  5. Коммуникативная компетенция включает знания необходимых языков и способов взаимодействия с людьми, навыки работы в группе.
  6. Социально-трудовая компетенция означает владение знаниями и опытом в сферах гражданско-общественной, социально-трудовой, экономической, семейной и т. д. Ученик овладевает минимально необходимыми навыками социальной активности и функциональной грамотности.
  7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития. Выражается в развитии необходимых личностных качеств.

Классификация, предложенная Зимней И.А.:

1. Компетенции, относящиеся к самому человеку, как личности, субъекту деятельности и общения:

2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы:

3. Компетенци, относящиеся к деятельности человека:

Классификация, предложенная Селевко Г.

  1. Математическая – уметь работать с числом, числовой информацией (владеть математическими умениями).
  2. Коммуникативная – уметь вступать в коммуникацию, быть понятым, непринуждённо общаться.
  3. Информационная – владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.
  4. Автомизационная – быть способным к саморазвитию, способность к самоопределению, самообразованию, конкурентноспособности.
  5. Социальная – уметь жить и работать с людьми, с близкими, в трудовом коллективе, в команде.
  6. Продуктивная – уметь работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них.
  7. Нравственная – готовность, способность и потребность жить по нравственным законам.

Отличие компетентностного подхода от классического

  1. Формирует у учащихся не только теоретическое мышление, но и практическое, направленное на преобразование действий.
  2. Ориентирован на практическое действие, решение реальных задач: проблемные ситуации, практикумы, презентации, эксперименты, …
  3. При организации обучения учитель выступает в роли консультанта.
  4. Ученик активен, осознаёт, что от его труда зависит результат обучения.
  5. Усиливается роль самооценки и экспертной оценки.
  6. Многоуровневый контроль при оценке результатов (умение применять знания в новой ситуации).

 Подготовка обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ по математике (из опыта работы)

ЕГЭ – серьёзный шаг в жизни каждого выпускника, обдумывающего выбор своего будущего, стремящегося самореализоваться в новой социокультурной ситуации, продолжить образование и овладеть профессиональными навыками.

Подготовка к сдаче ЕГЭ по математике должна идти через приобретение и освоение конкретных математических знаний. Только это обеспечит выпускнику успешную сдачу экзамена.

В своей работе применяю следующие принципы подготовки к ЕГЭ.

Первый принцип – тематический. Эффективнее выстраивать такую подготовку, соблюдая принцип от простых типовых заданий к сложным.

Второй принцип – логический. На этапе освоения знаний необходимо подбирать материал в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного следует другое. На следующих занятиях полученные знания способствуют пониманию нового материала.

Третий принцип – тренировочный. На консультациях учащимся предлагаются тренировочные тесты, выполняя которые дети могут оценить степень подготовленности к экзаменам.

Четвёртый принцип – индивидуальный. На консультациях ученик может не только выполнить тест, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение.

Пятый принцип – временной. Все тренировочные тесты следует проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя - за какое время сколько заданий они успевают решить.

Шестой принцип – контролирующий. Максимализация нагрузки по содержанию и по времени для всех учащихся одинакова. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.

Следуя этим принципам, формирую у учеников навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.

Моя цель состоит в том, чтобы помочь каждому школьнику научиться быстро решать задачи, оформлять их чётко и компактно. Развиваю способность мыслить свободно, без страха, творчески. Стараюсь давать возможность каждому школьнику расти настолько, насколько он способен.