Проблема введения материала по истории развития науки очень остро стоит для многих предметов, преподаваемых в школе, в том числе для алгебры и геометрии. С одной стороны, никто не отрицает необходимость введения исторических сведений, с другой стороны, в связи с уменьшением количества часов, которые выделяются на преподавание математики, времени на введение такого материала практически не остается.
Обычно сведения по истории вводятся во время конкретных уроков в форме доклада и не носят системного характера. В результате, у учеников не создается представления о науке как о постоянно развивающемся организме.
В курсе геометрии 7 класса к истории обращаются, как правило, в самом начале года. Но к этому времени учащиеся еще не владеют терминологией, не знают об основных геометрических понятиях, аксиомах, теоремах. Поэтому уровень подачи материала в это время должен быть очень простым.
К началу третьей четверти учащиеся 7 классов уже владеют данными понятиями. И к моменту изучения аксиомы “параллельных прямых” уже умеют доказывать некоторые простые теоремы.
В это время в учебнике во второй раз приводится исторический материал, где очень кратко говорится о Евклиде, и немного о геометрии Лобачевского.
Я считаю, что как раз в это время можно и нужно расширить представления учащихся о геометрии. Рассказать им о периодах ее развития, о наиболее известных геометрах древности, о драматических событиях, связанных с открытием неевклидовых геометрий, назвать имена ученых 19-20 века, которые внесли огромный вклад в развитие данного раздела геометрии. Показать детям то, какую малую часть этой огромной науки они изучают в школе.
Этой цели служит урок, который является заключительным по теме: “параллельные прямые”.
Он носит название: “Аксиома “параллельных” и ее место в истории развития геометрии”.
Первая часть урока проводится в виде спектакля, во время которого ученики получают исторические сведения о развитии геометрии. На этом уроке более подробно рассказывается об истории пятого постулата Евклида, о неевклидовых геометриях, и о том, где они применяются.
Вторая часть урока представляет собой опрос в форме викторины по следующим вопросам:
Количество вопросов, которые задаются во время викторины, зависит от продолжительности спектакля (25-35 минут).
В каждом действии спектакля использовались плакаты, которые являлись иллюстрацией к излагаемой информации. Если есть возможность плакаты лучше заменить презентацией.
Так в первом действии необходим плакат, с помощью которого можно доказать теорему о сумме углов треугольника.[5, стр.70]
В третьем действии могут присутствовать следующие плакаты:
В четвертом действии:
В пятом действии можно изобразить бога творца в виде геометра.
В шестом действии нужны плакаты, иллюстрирующие постулаты геометрии.
В седьмом действии:
В девятом действии:
При подведении итогов урока необходимо выделить периоды в развитии геометрии, о которых говорилось в пьесе.
В заключении урока необходимо сделать вывод о том, что это только упрощенная схема, и были в геометрии и другие не менее важные открытия, о которых учащиеся узнают в следующих классах.
Текст пьесы дан в приложении №1.
Список литературы: