Цель:
Оборудование:
Ход урока
I. Организационный момент
ЦЕЛЬ: обобщение по теме: «Связь времен в народном искусстве»; формирование навыков работы с пластическим материалом при лепке козули; развитие эстетического вкуса; воспитание чувство уважения к истории и традициям нашей малой Родины Кольского полуострова.
II. Проверка знаний
(Обращая внимание на зрительный ряд.) Мы с вами познакомились с различными видами декоративно-прикладного искусства, возникшими на территории России много лет назад. Все они продолжают жить и сейчас.
Назовите известные виды декоративно-прикладного искусства? (Росписи: гжелъ, хохлома, городецкая, жостовская; игрушки: дымковская, филимоновская, каргополъская, деревянна.)
Как эти промыслы получили свое название?
III. Подготовка к обобщающей деятельности учащихся:
В предверии нового года, рождественских праздников вы украшаете свой дом, готовите подарки своим близким и родным. И сегодня на уроке вы получите те знания о забытом ремесле целого народа - Поморов, познакомитесь его историей, культурой и традицией. Получите умения по выполнению подарков, которые изготавливали в свое время жители нашей малой Родины Кольского полуострова.
А чем же занимались жители нашего Кольского полуострова в канун Нового года? В канун Нового года выпекали из ржаного теста лепные, хлебные культовые фигурки животных. Наиболее часто встречалось изображение козы, возможно и пошло местное название такого печенья - козули, которая считалась культовой фигурой с 12 века. Святочное животное «козел» - знак плодородия - был важным участником рождественских игрищ, колядок.
Козули по названию бывают разные: терские или варзужские (с. Варзуга), мезенские (по названию р. Мезень), холмогорские (Архангельские). Все данные виды козуль в 17 в. объединяют исторически в ПОМОРСКИЕ - по названию административной области Поморье.
А различаются по форме: мезенские выполнены из жгута, терские и холмогорские скульптуры (см. разновидности козуль. Приложение 1).
На Беломорье говаривают: «Без козули и праздник не в праздник».
Фигурки - олени, коньки, бычки, коровки, козлики, птички, тюлени пекли в Рождество перед Новым годом на праздник Коляды, они меняли их или дарили. Козули являлись талисманом, несущие добро, счастье и любовь человеку. Именно с этими пожеланиями дарили или меняли фигурки козуль.
Раньше месили крутое тесто, в основном, мужчины - в этом был особый обряд (мужской дух отгоняет злые силы от творения теста). А особо искусных мастеров водили из дома в дом лепить козули. Лепили по несколько подносов.
Собирались ряженые, ходили на посиделки. Пели поздравительные песни-колядки. Заходили в каждый дом. Хозяев поздравляли, желая им здоровья, счастья, удачи на охоте, богатого урожая. За благопожелание колядники требовали угощения, но непременно козулю. И это было не попрошайничеством, а серьезным заклинанием:
На доске:
Подайте коровку,
Масляиу головку!
Не обкусывайте,
Не обламывайте.
Не общипывайте!
Не подавайте пирога.
А то коровку уведем со двора.
Козуля - это аллегорический образ Счастья, Любви, Здоровья, Удачи. Самая популярная фигурка - это верный помощник жителей тундры - олень. Он может быть: однорогий, двурогий, с рогами, соединенными в виде кольца, «олень-солнце», трехрогий «олень-вождь, предводитель, защитник», олень-лось. (См. приложение 2 и приложение 3.)
Как же выглядят и изготавливаются козули? Давайте посмотрим небольшой отрывок из в/ф «Магия поморских козуль».
Чем понравился и что нового вы узнали из просмотренного фильма?
Обратите внимание на четыре правила изготовления козули:
В старину каждый надрез сопровождался словом-заклинанием или просьбой, которые к сожалению, нам уже неведомы.
IV. Практическая работа
Обратите внимание еще раз на последовательность выполнения козули (карточки, приложение 4).Вы можете использовать этот алгоритм при лепке своей козули.
ЛЕПКА:
В общей сложности при создании козули - 17 надрезов. И вот она миниатюрная стилизованная скульптура животного.
Козули изготавливали вечером, стояли ночь в сенях. Для того, чтобы увидеть недостатки (расползлись ножки, упали рога набок или вниз, упала голова) и лишь утром они выпекались в печи на углях. Треснувшие (на брюшке от высокой температуры) козули съедались поморскими детьми, ведь это как раз те козули, над которыми нужно совершать обряд-игру жертвоприношение.
Козули не раскрашивают, а украшением козуль являются потемневшие кончики рожков да гладкая, блестящая поверхность.
V. Коллективное обсуждение полученных результатов
Ребята чему же вы научились и приобщились на уроке?
(Лепить культовые фигурки козулей, культуре и традициям, истории наследия поморского народа, которые являются коренными жителями Поморья, духовному наследию предков).
Несколько лучших ученических работ демонстрируются классу. Учащиеся по выбору рецензируют эти работы. (См. приложение 5)
VI. Подведение итогов урока
Выставление оценок за монологические ответы учащихся, за работу на уроке, за рецензирование учащегося.
VII. Домашнее задание
Продумайте, как вы можете украсить свой дом в Новый год, какие подарки будете готовить своим близким и родным.
Список литературы: