Цели использование ИКТ:
Цель: создать условия для формирования представлений о нефти как природном источнике углеводородов.
Задачи:
Образовательные: расширения представления учащихся о нефти и нефтепродуктах, их влиянии на живые организмы; раскрыть сущность экологических проблем, возникающих в связи с использованием нефти и продуктов её переработки;
Литература:
Место данного урока в общей системе преподавания учебного предмета:
Продолжительность: 40 мин.
Формируемые умения: самостоятельно работать с дополнительной информацией; работать в коллективе; проводить эксперимент; вести дискуссию и аргументировать свои мысли; применять знания в повседневной жизни.
Оборудование: стаканы химические (150 мл) с водой и нефтью, пробирки с машинным маслом, кисточки и перья птиц, коллекция “Нефтепродукты”, выставка рисунков-плакатов, книг, видеофильм “Важнейшие продукты нефтепереработки”.
Девиз урока: “Жить- значит узнавать” (Д.И.Менделеев).
Форма урока: Интегрированный урок
Тип урока: Урок изучения новых знаний.
Методы обучения:
Формы организации учебной деятельности: работа в режиме “Обучение сообща”
Необходимые условия: сотрудничество учитель-ученик.
Ход урока | |||||||||||||||||
Стадия (фаза) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методические рекомендации | ||||||||||||||
1. Стадия вызова | |||||||||||||||||
Организационный момент | Определяет готовность учащихся к работе. Формирует группы, проверяет оборудование | Подготовка к уроку | |||||||||||||||
Актуализация опорных знаний. Стадия вызова и целеполагание Демонстрация презентации Слайд | Представьте, что вы оказались на самом большом нефтеперерабатывающем заводе, скажите, пожалуйста | Создание проблемной ситуации | |||||||||||||||
1. Что вы знаете о нефти? | 1.Учащихся отвечают на вопрос. | ||||||||||||||||
2. Дает инструкцию по составлению кластера (Приложение 1) | 2. Работа в группах:“Вспоминают”, что им известно по изучаемому вопросу, систематизируют информацию в графический кластер | ||||||||||||||||
3. Организует фронтальную беседу по кластеру. Учитель комментирует, дополняет ответы с демонстрацией презентации. | 3. Обсуждение содержания кластера | ||||||||||||||||
4. Учитель задает вопрос: Что бы вы хотели еще узнать об природном источнике углеводородов? СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я ХОЧУ... Познавательные цели Узнать... Научиться: ставить вопросы... Что ещё? (Дополнить.) (Приложение 2) Запишите поставленные цели в тетрадь. | 4. Учащиеся проговаривают, что бы они хотели бы узнать о нефти и нефтепродуктах. Ученики работают с инструкцией 1 (Приложение 2), записывают поставленные цели в тетради. | ||||||||||||||||
2. Стадия осмысления | |||||||||||||||||
Работа с текстом Демонстрация презентации Слайд | 1. Предлагает работу с текстом в течении 10–15 минут используя специальные пометки на полях.(Тексты) | 1.Индивидуально работают над текстом. | Метод активного чтения “Пометки на полях”(частично-поисковый) “V” – “это я знаю”; (Обратить внимание уч-ся на информацию, требующую пояснения “?”, именно она может инициировать домашнее задание) | ||||||||||||||
2. Предлагает заполнить и обсудить таблицу из 5 столбцов, используя информацию из текста (это дает им возможность проанализировать текст повторно) Количество и смысл знаков заранее оговаривается (Приложение 7) | 2. Индивидуальная работа. Заполняют таблицу.
| ||||||||||||||||
3.Предлагает в группе обсудить записи в таблице. Дополнить по возможности. (Демонстрация презентации) | 3. Работа в группах. Обсуждают и дополняют информацию в таблице | ||||||||||||||||
Проведения эксперимента Демонстрация презентации Слайд | 1. Демонстрирует образцы нефти. 2. Дает инструкцию по ТБ, выполнению опыта. | Самостоятельная работа учащихся в группах по выполнению эксперимента: опыт “Растворимость нефти в воде”, опыт “Влияние нефти на перьевой покров птицы” | |||||||||||||||
3. Стадия размышления и рефлексии | |||||||||||||||||
Рефлексия Демонстрация презентации Слайд | 1. Предлогаю учащихся вернуться к кластеру и внести изменения, дополнения на основе изученной информации и подготовиться к презентации. | 1.Работа в группах. Учащиеся работают с кластером. Готовятся к презентации кластеров | Установление причинно-следственных связей между блоками информации. | ||||||||||||||
2. Организует защиту каждой группы. | 2. Презентация кластера | ||||||||||||||||
3.Предлогаю вернуться к целям на стадии вызова: Достигли ли поставленных целей? Какие затруднения встретились? (Обращение к таблице с стадии осмыслении. | 3. Коллективное обсуждение кластера | ||||||||||||||||
4. Учитель предлагает заполнить Инструкция 2 “Подведение итогов” (Приложение 8) | 4. Индивидуальная работа по выполнению инструкции. | ||||||||||||||||
5. Предлагает выполнить тест. | 5. Выполнение теста (Приложении 9) | ||||||||||||||||
6.Контроль и оценка Демонстрация презентации Слайд | 1. Предлагает осуществить самопроверку теста с помощью ключа (заранее написанного на слайде) | 1. Индивидуальная работа: учащиеся осуществляют самопроверку. | Таблица 1
| ||||||||||||||
2. Предлогает заполнить “Ведомость открытого учета знаний” (Таблица 1) | 2. Заполнение таблицы- “Самооценка” (Приложении 10) | ||||||||||||||||
7. Домашнее задание Демонстрация презентации Слайд | Предлагает индивидуальные творческие задания по непонятным вопросам стадии осмысления. | Индивидуальные задания записывают и уточняют с учителем индивидуально. |
Приложения 8, 9, 10 можно посмотреть, связавшись с автором статьи!