Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание литературы

Модель урока в режиме проблемного обучения. Урок литературы в 7-м классе Кто честным кормится трудом - того зову я знатью (по творчеству Р.Бернса)

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 501

Михеева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы

Цели:

  1. Обучающие:
    а) познакомить с личностью Р.Бернса, дать понятие о ее многогранности;
    б) познакомить с творчеством поэта, с гуманной направленностью его поэзии;
    в) продолжить работу над литературоведческими понятиями «тема» и «идея».
  2. Развивающие:
    а) развивать умение читать и анализировать поэтические тексты;
    б) развивать творческие способности;
    в) расширить детский кругозор.
  3. Воспитывающие:
    а) создать атмосферу открытости, сотворчества в общении;
    б) формировать умение отстаивать свою позицию;
    в) воспитывать любовь к поэзии.

Обеспечение: слайдовая презентация по теме урока (см. приложение).

Тип урока: Урок анализа стихотворения.

План урока

  1. Слово учителя. Постановка проблемы.
  2. Проблемная ситуация. Познавательные задачи.
  3. Выдвижение гипотез.
  4. Проверка решения. Знакомство с поэтом. Чтение и анализ стихотворения Р.Бернса «Честная бедность».
  5. Итоги. Введение решения в систему знаний.
  6. Творческая работа.
  7. Домашнее задание

Ход урока

I. Слово учителя. Постановка проблемы.

У: Начать сегодняшний урок мне хочется с вопроса: «Задумывались ли вы когда-нибудь серьезно о таких понятиях как честь, честность, богатство?» (Слайд 1). Я предлагаю задуматься. В этом вам поможет романс в исполнении А. Калягина «Любовь и бедность». Из этого романса вы будете выписывать слова, связанные с предложенными вам понятиями. Слова, которые вы выпишете, помогут в дальнейшем в творческой работе, которую мы будем выполнять. Чтобы вам было проще работать со словами – ассоциациями, расчертим в тетради небольшую таблицу, состоящую из 3-х столбцов.

Образец таблицы:

Существительные

Прилагательные

Глаголы

II. Проблемная ситуация.

Д: Прослушивают романс, записывают слова в таблицу.

Д: Называют и записывают слова в таблицу на доске, все дополняют в тетради.

У: Ребята, а теперь подберите свои слова-ассоциации, связанные со словами «честь», «честность», «благородство», «богатство». Какие слова к ним притягиваются? Обратите внимание на один корень слов «честь» и «честность». Запишите их в таблицу.

Дети обдумывают свои ассоциации.

У: Прочитайте свои варианты.

Д: читают, дописывают на доске и в тетради.

У: Мы часто употребляем такое выражение: «честное слово». А задумываемся ли, что в него вложено, чего он стоит. Ну а слово «честь» мы вообще редко используем в своей речи при характеристике какого-либо человека или ситуации. А о ком вы сами сказали или слышали: «Он человек чести?» Зато в нашем современном мире у всех на устах: богатство, богатый. Какой же смысл вложен в эти три замечательных слова? Я прошу вас составить предложения, включив эти слова в них:

Быть честным – значит …
Услышав слово «честь», я представляю…
Богатство для меня… (Слайд 2).

III. Выдвижение гипотез.

Д: Читают свои высказывания (На этом этапе ученик анализирует свою работу, сопоставляет ее с другими, обогащает свой опыт).

Несколько учеников высказываются. Обсуждают, доказывают свое мнение, приводят доводы.

У: Сверим наше толкование слов с толкованием, которое дается в словаре Ожегова (Слайд 3).

Д: Сверяют, делают выводы, ключевые слова записывают в таблицу.

У: Вы уже давно знаете, что творческие люди, в частности, писатели и поэты, часто обращают внимание на то, что мы просто не замечаем в повседневной жизни; им дан особый дар – умение всматриваться, вслушиваться, проникать в тайные причины поступков, высвечивать то, что остается незамеченным другими.

Сегодня нам предстоит познакомиться со стихотворением одного из них. Это Роберт Бернс, поэт, живший еще в далеком 18 веке в Шотландии, поэт, который ставил перед собой вопросы и пытался на них ответить – что есть Добро и Зло, что такое Долг Человека (Краткий рассказ о поэте) (Слайд 5).

Роберт Бернс родился 25 января 1759 года в селе Аллоуэй (графство Эйшир), ), в семье крестьянина. (Слайд 6). В 1765 году его отец взял в аренду хозяйство Маунт-Олифант, и мальчику пришлось батрачить наравне со взрослыми, терпя голод и другие лишения. С 1783 года Роберт начинает сочинять стихи на эйширском диалекте. Бёрнс, хоть и обучался в сельской школе, но его преподавателем был человек с университетским образованием — Джон Мёрдок, которому он обязан своими успехами в поэзии. Как свидетельствуют рукописи, Бернс писал на шотландском, хотя литературным английским языком владел безукоризненно — это был осознанный выбор поэта.

Шотландия славилась своей природной красотой, поразительным горным рельефом и незабываемыми видами многочисленных озер, о которых слагались легенды. Много произведений создал Бернс, воспевая красоту своего края (Слайд 7).

Шотландия тогда переживала пик национального возрождения, была одним из самых культурных уголков Европы, в ней насчитывалось пять университетов. А сейчас перед вашими глазами Национальная галерея Шотландии (Слайд 8).

В 1784 году умирает отец, и после ряда неудачных попыток вести сельское хозяйство Роберт с братом Гилбертом переезжает в Моссгил. В 1786 году выходит первая книга Бёрнса, и поэт быстро становится знаменитым.

Уже в 1787 поэта принимают в Великой Ложе Шотландии; выходит первое эдинбургское издание поэм; он совершает поездки по Шотландии. Спустя 6 лет – второе эдинбургское издание стихов в двух томах. А еще через 2 года, в декабре 1795 Бернса постигает тяжелая болезнь, от которой через полгода, 21 июля 1796 Роберт Бернс умирает в городе Дамфрис. (Слайд 9).

Первый русский перевод Бернса появился уже в 1800 г. – через 4 года после смерти поэта. Поэзия Бернса получила широкую популярность в России благодаря переводам С.Я.Маршака. Изначально многие произведения Бернса создавались как песни. Поэзия его проста, ритмична и музыкальна, не случайно и в русском переводе многие стихи ложились на музыку.

А.Т.Твардовский говорил о Бернсе: « Роберт Бёрнс – удивительное и редкостное явление в поэзии. Сын шотландского крестьянина и сам крестьянин, нередко слагавший свои стихи за работой в поле, он – живое и яркое свидетельство огромной духовной творческой силы народа…» (Слайд 10)

IV. Проверка решения.

У: Стихотворение Р.Бернса, которое мы с вами будем сегодня читать, называется «Честная бедность».

Запишите тему нашего урока:

Кто честным кормится трудом – таких зову я знатью.

У: Записывает тему на доске. Читает стихотворение.

У: Какова интонация этого стихотворения? (Интонация грусти сквозь бодрый ритм стихотворения. Грусть из-за того, что еще не настал черед «уму чести» на всей земле ).

В чем идея стихотворения? (В том, что истинная знать – это не тот, кто много имеет, а тот, кто честно трудится.)

Какова позиция автора по отношению к тем, кто стыдится своей бедности?

Как вы понимаете строчки:

Богатство – штамп на золотом,
А золотой – мы с вами.

(Главная ценность – человек.)

Объясните смысл слов: «судите не по платью». (Богатство не делает человека лучше.)

У: Позиция человека по отношению к богатству и чести может быть разной, но у Бернса она именно такая, какой мы видим ее в стихотворении. Она очень близка к позиции народа. Народная мудрость выражается через многочисленные пословицы: «Правда любого врага одолеет», «И сила уму уступает», «Лучше жить бедняком, чем разбогатеть с грехом» (Слайд 12).

Д: Высказывают свое мнение о том, как они понимают эти пословицы и какая из них в большей степени отражает мысль стихотворения. Главные слова, на которых делают акцент и которых еще нет в таблице, записывают.

V. Итоги.

Д: Делают вывод, что же такое истинное человеческое богатство, честь и честность. Стихотворение еще раз читается учениками.

VI. Творческая работа.

У: В заключение нашего урока вы, ребята, попробуете сами написать небольшое стихотворение по теме нашего сегодняшнего урока – синквейн. Слово «синквейн» произошло от французского числительного «пять». Это стихотворение, которое состоит из пяти строк, написанных по определенным правилам. При его написании вы можете пользоваться теми словами, с которыми мы сегодня работали, и записи которых у вас сохранились в виде таблицы (Слайд 14).

1 строка – название синквейна.

2 строка – 2 прилагательных.

3 строка – 3 глагола.

4 строка – фраза на тему синквейна.

5 строка – существительное. (Слайд 15).

На работу дается 5-7 минут, затем зачитывается несколько стихотворений, отмечаются наиболее удачные.

VII. Домашнее задание.

Подберите поговорки и пословицы, которые подойдут для выражения основной мысли стихотворения; какие русские афоризмы совпадают по смыслу с афоризмами Бернса.