Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание ОБЖ

Ориентирование по компасу, Солнцу, Луне, звездам

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 336

Гордин Александр Владиславович, преподаватель-организатор ОБЖ

Цели урока.

Обучающие.

  1. Обеспечить понимание учащимися место данной темы по ориентированию в общей теме “Способы ориентирования человека в природной среде”.
  2. Организовать деятельность учащихся по изучению способов ориентирования и умения использовать их на практике.

Развивающие.

  1. Обеспечить развитие у школьников умения ориентироваться в природной среде
  2. Создать условия для практического применения теоретических сведений.
  3. Содействовать развитию у учащихся логического мышления, умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные.

  1. Содействовать развитию у детей умения рассуждать, общаться, работать самостоятельно.
  2. Воспитывать у учащихся умения ориентироваться на местности, проявляя чувство коллективизма и товарищества.

Оборудование урока:

Ход урока

1. Организационный момент.

Готовность учащихся к уроку (учебники, дневники, тетради, ручки, компасы, карты-схемы).

Пусть хорошее настроение поможет нам решить все задачи и усвоить тему урока.

2. Вводная часть.

Сейчас вы изучаете большую тему “Способы выживания человека в природной среде”.

Тема сегодняшнего урока является частью этой общей темы. А определить её вы должны будете самостоятельно.

Попробуйте правильно ответить на задания весёлого теста.

Этот тест составил Вася Шутилкин для своего дедушки Ориентиркина Петра Фёдоровича. Вам нужно выбрать 2 правильных ответа.

1 слайд (тест). Презентация

В поход обязательно нужно взять:

  1. Бумагу и ручку (на случай, если заблудишься, напишешь письмо)
  2. Компас (чтобы найти дорогу домой)
  3. Сапоги – болотники (чтобы не намочить ноги)
  4. Кирпичи (чтобы сложить небольшую походную печку)
  5. Хлеб, соль, спички

3. Изучение нового материала.

2 слайд (карта-схема)

Итак, перед вами карта-схема (Приложение 2) нашего урока. Во время урока она нам поможет. Как вы видите, заполнена она не до конца, а заполнить мы её должны будем по ходу урока.

Вы уже сказали, что одним из главных предметов, необходимых в походе является компас. Ну, а если дедушка забыл взять компас и заблудится, то ему могут помочь в этом солнце, звёзды, луна.

Посмотрите на свои карты-схемы, для начала нам нужно определить тему урока.

В самом центре карты-схемы написано латинское слово “oriens”.

3 слайд (oriens)

В каком русском слове есть такой же корень “ориен”? (Кстати, и в фамилии дедушки есть такой корень).

Ответы учащихся…

Молодцы! А теперь давайте запишем тему урока “Ориентирование”.

4 слайд (тема: ориентирование по компасу, Солнцу, Луне, звёздам)

Что же такое ориентирование?

5 слайд (Ориентирование - умение определять на местности стороны горизонта по компасу,
Солнцу, звёздам и местным признакам).

Стр 49. (Некоторые факты)

Итак, сегодня мы узнаем, как ориентироваться по компасу, звёздам, Солнцу, Луне.

Познакомимся с понятиями азимут, гномон

Первый способ ориентирования по компасу. В картах-схемах напротив компаса поставьте знак “+”.

А теперь внимание на доску.

6 слайд

Компас изобретён около 3 тысяч лет назад, в Китае, посмотрите, какими они были. В наше время компасы уже другой формы, более удобны, но, принцип работы тот же.

(Раздать компасы)

Перед вами компасы.

Компас – это прибор, который помогает определить стороны света.

Для работы его нужно положить на ровную горизонтальную поверхность или ладонь. Красная стрелка всегда показывает на юг, а синяя на север. Справа будет восток, а слева запад.

Определив стороны света нужно выбрать направление для движения. Для более точного выбора направления введён термин азимут.

7 слайд (рисунок по определению азимута)

В ваших картах-схемах есть рисунок, на котором вы должны подписать азимут.

Азимут – это угол между направлением на север и на какой либо предмет местности, он измеряется в градусах.

Сейчас я предлагаю вам определить азимут на … (коробку, стоящую на столе).

Для определения азимута совмещаем синюю стрелку с “0”. Затем от центра компаса в направлении коробки кладём ручку. Угол между “0” и линией направления будет являться магнитным азимутом.

Следующий способ – ориентирование с помощью Солнца. В ваших картах-схемах поставьте знак “+” напротив Солнца.

Чтобы узнать стороны света с помощью Солнца, нужно определить полдень.

8 слайд (гномон)

Для этого втыкаем в землю колышек и время от времени отмечаем конец тени, самая короткая тень будет в полдень. Это приспособление называется гномон. (Подпишите рисунок в своих картах-схемах)

9 слайд (солнечный полдень)

Перед вами рисунок, как правильно определить стороны света.

Если в полдень встать спиной к солнцу, то тень от головы будет указывать на север и т.д.

Следующий способ – ориентирование по звёздам. В ваших картах-схемах поставьте знак “+” напротив Звёзд.

10 слайд (поиск Полярной звезды)

Оказывается, определить стороны света ночью ещё проще, чем днём - не нужно даже компаса, потому что Полярная звезда неизменно будет указывать на север.

Для её определения нужно отрезок, соединяющий крайние звёзды БМ отмерить 5 раз в сторону ММ. Конечная точка будет полярной звездой. (Принцип циркуля).

В ваших картах-схемах подпишите рисунок - “Поиск Полярной звезды”.

Следующий способ – ориентирование по Луне. В ваших картах-схемах поставьте знак “+” напротив Луны.

11 слайд (полнолуние, растущая, убывающая луна)

В полночь полная Луна будет указывать на юг.

Растущая - на Запад.

Убывающая – на Восток.

(Подпишите на рисунке в ваших картах-схемах полную, растущую и убывающую луну)

(Как определить растущую и убывающую Луну)

12 слайд (карта-схема)

Как вы видите, в вашей карте-схеме остался ещё один способ определения сторон света – по часам.

Этот способ ориентирования вы отработаете дома. А так же повторите то, что мы изучили с вами на сегодняшнем уроке.

4. Закрепление.

А что мы узнали сегодня на уроке?

Чему научились?

Вывод.

Какой вывод можно сделать? Нужно ли уметь ориентироваться на местности? (Да, нужно)

Сегодня мы познакомились с ориентированием по компасу, звёздам, Солнцу, Луне, а на следующем уроке вы узнаете и другие способы ориентирования.

Вот вы ребята определили азимут на эту коробку, а ведь эта коробка не простая, в ней пожелание для вас. (Приложение 3)