Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание литературы

Интегрированный урок литература + биология по теме Край ты мой, родимый край. 7-й класс

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 332

Желябовская Наталья Евгеньевна, учитель русского языка и литературы Рещикова Наталья Вячеславовна, учитель биологии

Цели урока: расширить представления учеников о русской пейзажной поэзии; показать роль пейзажа в творчестве В.А.Жуковского, И.А.Бунина, А.А.Фета, А.К.Толстого, А.Н.Майкова;

– познакомить учащихся с животным и растительным миром родного края;

– воспитание любви к родной земле, природе, своей малой родине;

– развитие навыков анализа поэтического текста, устойчивого интереса к урокам литературы и биологии.

Методические приёмы: рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста, реализация межпредметных связей.

Оборудование урока: презентация, записи фрагментов пьес из цикла П.И.Чайковского “Времена года”, репродукции картин Шишкина, Левитана, Саврасова, Куинджи.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Запись темы, определение целей и задач урока (слайды 1, 2).

III. Слово учителя.

Природа – неисчерпаемый источник поэзии, музыки, живописи. Пейзаж часто созвучен чувствам, настроениям человека. Эти ощущения и переживания порой невозможно высказать, но можно передать и услышать в поэзии, живописи, музыкальных картинах и зарисовках. ( Слайд 3).

В поэзии издавна осень, зима, весна и лето всегда означали нечто большее, чем обычные времена года. Они связаны с пробуждением и расцветом жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и тоски. Родная природа привлекала поэтов своей скромной простотой. В ней нет показной красоты, она полна спокойствия и раздолья, степенности и величия.

Чувство любви к родной земле для русского поэта – это вера в народ и его возможности. (Слайд 4).

Поэты, художники, композиторы умеют видеть в привычном новое и необычайное. (Звучит фрагмент “Осенней песни” Чайковского). В стихотворениях, как и в музыке, можно услышать звон бубенчиков тройки, бегущей по морозной дороге, почувствовать осеннюю грусть, пережить пробуждение природы весной и жаркий летний день. Произведения искусства убеждают нас в том, что каждое время года прекрасно по-своему. (Слайд 5-6).

Пейзажная лирика имеет определённые цели. Поэт, наблюдая за явлениями природы, передаёт своё мироощущение, настроение, состояние души, любовь к родному краю.

В русской литературе родоначальником пейзажной лирики стал

В. А. Жуковский. (Слайд 7).

IV. Выразительное чтение и анализ стихотворений.

Стихотворения читают ученики.

1. В.А.Жуковский. “Приход весны”. (Слайд 8).

– С чем сравнивает поэт приход весны? (С жизнью души).

– Почему? (Душа человека оживает весной, как и природа).

– Как человеческие чувства “переплетаются” с состоянием природы?

(Звучит фрагмент пьесы “Жаворонок” из цикла “Времена года” Чайковского).

– В этом стихотворении мы слышим звуки весны: “рощи лепет”, “трепет” жаворонка высоко в небе. Эта птица начинает петь с приходом весны. (Слайд 9). Жаворонок полевой – Alauda arvensis

Луговая птица заметно крупнее воробья. Верх серовато-бурый, с широкими темными продольными пестринами, брюшная сторона беловатая, с охристым налетом и темными пестринками на груди. На голове неясно выступающий хохолок, наиболее заметный у самцов в брачный период. По заднему краю крыла узкая белая полоса. Самцы и самки не отличаются.

Репертуар звуковых сигналов весьма разнообразен, основу его составляют трелевые звуки. Подолгу поет, поднявшись высоко в небо, вставляя в бесконечную трель колена из песен самых разных видов. На земле наиболее часто слышна короткая позывка “чрри” (“трри”). Короткие трельки издают на лету и одиночные пролетные птицы. При беспокойстве негромко повторяет мягкое “рь, рь…”.

В нашей области поющих в небе жаворонков можно увидеть или услышать практически в любой точке. Сидящие в траве птицы постоянно взлетают по краям дороги. В Орловской области этот вид не является редким в отличие от жаворонка лесного.

2. А.К.Толстой – русский писатель, поэт, драматург. Создатель баллад, исторических произведений. Автор проникновенной лирики с ярко выраженным музыкальным началом. (Слайд 10).

Работа со стихотворением “Край ты мой, родимый край!”. (Слайды 11– 12).

– Какие чувства выражены в этом стихотворении?

– Какова роль восклицания “Гой ты!”? С какими временами года возникает ассоциация при чтении этого стихотворения?

– Какую иллюстрацию Вы бы сделали к стихотворению?

– В каком значении употребляет автор слово “воля”? (Простор). Какие синонимы Вы подберёте к нему?

– Стихотворение Толстого наполнено звуками природы. О каких животных, птицах пишет автор? (Лошади, волки, орлы, соловьи). Не все виды можно встретить в нашей области. (Слайды 13 – 15).

Обыкновенный соловей немного крупнее воробья, сверху буровато-коричневый, снизу буровато-серый, хвост довольно длинный, закругленный, одного цвета со спиной. Песня — набор повторяющихся свистов и щелканий. Каждый элемент песни (колено), число которых может достигать 12, повторяется несколько раз. Обитает в светлых лесах, поймах рек, садах и парках, обычно по сырым местам. Питается насекомыми. Для гнездования предпочитает места, расположенные вблизи водоема или по крайней мере с сырой почвой. Гнездо устраивает обычно на земле у корней кустарника или древесной поросли, иногда в куче осенних сухих листьев. Строит его из полуистлевших лежалых древесных листьев, стебельков злаков и их листочков, тончайших корешками и конских волосков. Соловей прилетает в первой половине мая, и вскоре можно слышать его замечательную звонкую трель. Пение продолжается до конца июня. В конце мая — начале июня можно встретить гнезда с 4-6 яйцами, оливкового или коричневато – оливкового цвета, а во второй половине этого месяца — с птенцами. Отлет проходит в конце августа — сентябре. Распространен в лесной и лесостепной зонах Европейской части России, на юге Сибири. В Орловской области соловей птица не редкая. Зимует в Южной Европе, Северной Африке, Ближнем Востоке. (Слайд 13)

Волк, серый волк, обыкновенный волк (Canis lupus) — хищное млекопитающее семейства псовых. Волк является прямым предком домашней собаки. Волк — наиболее крупное животное в своём семействе: высотой до 90 см; весом до 62 кг.

В наше время его ареал и общая численность животных заметно уменьшились, главным образом в результате человеческой деятельности. Во многих регионах мира волк находится на грани полного исчезновения. Несмотря на то, что популяция волков продолжает уменьшаться, он до сих пор во многих местах является объектом охоты как представляющий потенциальную опасность для человека и домашнего скота, либо ради развлечения.

Волк обитает в разных ландшафтах, но предпочитает степи, полупустыни, тундру, лесостепь, избегая густых лесных массивов. Волк территориальное существо.

Границы своих территорий они обозначают пахучими метками, устраивают логова для выведения потомства. Основу питания волков составляют копытные животные: лоси, олени, косули, кабаны. Нападают волки и на домашних животных. Волкам свойствен каннибализм. Они моногамны. Для них типичен семейный образ жизни: они живут стаями от 3 до 40 особей. Пары образуются на неопределённо долгий срок — до тех пор, пока один из партнёров не погибает. Внутри стаи наблюдается строго обозначенная иерархия, на вершине которой находится доминирующая пара. Весной появляются щенки. Самки заботятся о потомстве. К сожалению в нашей области, на данное время, волк практически не встречается, это связано со слабой кормовой базой, отсутствием подходящих мест для устройства логовищ и прямого истребления волков человеком. (Слайд 14)

ЗМЕЕЯД, змеиный орёл, карачун, Circaefcus ferox,-редкая птица сем. Ястребиных, с большими жёлтыми глазами. Перья верхней стороны тела птицы землисто-бурые, нижней – светлые с крупными тёмными пестринами. Встречается в Европе, Азии и Сев. Африке. Обитает преимущественно в старых, сильно разреженных лиственных лесах, живёт иногда в почти безлесных горах (в Крыму и Ср. Азии). Змееяд питается преимущественно земноводными и пресмыкающимися (особенно змеями – отсюда название), а также мышевидными грызунами, птенцами, крупными насекомыми. Приносит некоторую пользу, уничтожая животных-вредителей. Занесен в Красную книгу Орловской области. (Слайд 15)

Стихотворение “Колокольчики мои…” (Слайд 16).

– Какие эмоции, чувства вызывает это стихотворение?

– Какие художественные средства использует автор, чтобы передать восхищение красотой цветов?

Действительно, колокольчики – очень красивые цветы. Однако это редкое растение занесено в Красную книгу Орловской области. (Слайд 17).

Колокольчик персиколистный – один из красивейших цветков семейства колокольчиковых. Это многолетнее травянистое растение с ползучим корневищем и стеблями высотой 30– 80 см. Стебли голые, короткоопушенные, прямостоячие, в верхней части разветвленные. Листья кожистые. Нижние – узколопастные, верхние – широколинейные, сидячие, похожие на листья персика. Отсюда и название колокольчика – персиколистный. Цветки ярко-голубые с легким фиолетовым оттенком, крупные, немногочисленные. Соцветие-кисть. Цветет в июне-июле. Нераскрывшиеся цветочные бутоны обращены вверх, раскрываясь опускаются раструбом вниз, чтобы защитить пыльцу цветка от дождя и росы. Венчик сросшийся в колокольчик. Распространено растение по всей европейской части страны, в Западной и Восточной Сибири. Растет в лесах, на лесных лугах, среди кустарников.

Растение – хороший медонос, дает много нектара и пыльцы. В народной медицине надземную часть растения применяли как болеутоляющее средство при желудочных коликах. Листья и стебли этого растения съедобны. Стебли и листья едят свежими, кладут в супы и зеленые борщи. Зелень колокольчика ценится из-за большого содержания аскорбиновой кислоты. Наиболее известны как съедобные растения колокольчик крапиволистный, широколистный (Красная книга Орловской области), молочноцветковый, рапунцель.

3. Один из самых утончённых лириков 19 века – Афанасий Фет. Стихотворения его отличаются тонкостью поэтического настроения и большим художественным мастерством, с необыкновенной силой передают непосредственную радость бытия. Фет – певец русской природы. Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. Природа у Фета всегда спокойная, притихшая, словно замерзшая. И в то же время она удивительно богата звуками и красками, живет своей жизнью. (Слайд 18).

(Звучит фрагмент пьесы П.И.Чайковского “Святки” из цикла “Времена года”).

Выразительное чтение стихотворения “Печальная берёза”. (Слайд 19).

– Какие эпитеты использует Фет, чтобы передать красоту берёзы зимой?

– Почему “траурный наряд” дерева радует взгляд автора?

Можно с полной уверенностью сказать, что белоствольная берёза – символ Средней полосы России. Много берёзовых рощ и на Орловщине. (Слайд 20).

Береза повислая (береза бородавчатая) Betula pendula Roth. (В. verrucosa Ehrh.)

Береза — листопадное дерево высотой до 20 м с повислыми ветвями и гладкой белой, легко расслаивающейся корой. Молодые ветви голые, покрытые бородавочками, годичные ветви красновато-бурые. Листья не крупные, длиной 4-7 см, ромбически-яйцевидные или треугольно-яйцевидные, в основании ширококлиновидные, на конце заостренные, по краю дваждыострозубчатые, с обеих сторон гладкие. Листья и молодые веточки покрыты смолистыми железками, душистые. Мужские и женские цветки в сережках. Мужские (тычиночные) сережки повислые по 2—3 на концах веток, длиной 5—6 см, женские (пестичные) — одиночные, на коротких боковых ветвях, пазушные, прямостоячие или отклоненные, длиной 2,5—3 см. Плод — односемянный плоскосжатый орешек с двумя перепончатыми крылышками. Цветет в апреле — мае, плоды созревают в августе — сентябре. Встречается в смешанных и чистых насаждениях как лесообразующая порода в лесной и лесостепной зоне. Широко распространена в парках, садах, около дорог.

Для медицинских целей используют почки, листья и березовый сок; из древесины получают деготь и уголь. Применяется также березовый гриб (чага).

В творчестве Афанасия Фета, нашего земляка, нашли отражение все времена года. И каждое из них прекрасно по-своему.

Выразительное чтение стихотворения “Весенний дождь”. (Слайд 21).

– Как Вы понимаете строчки: “И что-то к саду подошло, по свежим листьям барабанит”?

– Какими весенними звуками, запахами наполнены фетовские строки?

Конечно, мы чувствуем прежде всего весеннюю свежесть, чистоту. В воздухе “разлит” чудесный липовый цвет. Это дерево часто встречается в нашей области. (Слайд 22).

Липа мелколистная.(Tilia cordata Mill.) – дерево с широкой густой кроной высотой до 30 м. Листья сердцевидные с заостренной верхушкой, цветки желтовато-белые. цветет в июне-июле. Плоды созревают в сентябре. Растет в широколиственных и смешанных лесах, выращивается как декоративное растение.

Цветки липы содержат эфирное масло, в состав которого входит алкоголь фарнезол, дубильные вещества, гликозид гесперидин, слизи, аскорбиновую кислоту, каротин.

Настой цветков липы используют как потогонное средство при гриппе, простуде. Он оказывает противоспалительное, противомикробное действие, снижает температуру, действует как мягкое успокоительное, цветки липы оказывают лечебный эффект при бронхитах, спазмах желудка, атеросклерозе, поносах, сахарном диабете.

4. Иван Бунин – выдающийся русский писатель и поэт. Природа для него – целительная и благотворная сила, которая даёт человеку всё: радость, мудрость, красоту, ощущение разнообразия и целостности мира. (Слайд 23).

(Звучит музыка Чайковского – фрагмент пьесы “Баркарола” из цикла “Времена года”).

Выразительное чтение стихотворения “И цветы, и шмели, и трава, и колосья…” (Слайд 24).

Счастье, как считал Бунин, – это полное слияние с природой. Оно доступно лишь тем, кто внимателен и чуток, кто проник в её тайны, кто “видит и слышит”.

А зрение и слух у поэта были особенные. Мы можем убедиться в этом, читая бунинские строки, посвящённые природе.

Стихотворение “Апрель”. (Слайд 25).

– Какие чувства вызывает у Вас это стихотворение?

– Как создаёт автор неповторимую, загадочную атмосферу апрельского вечера?

“Таинственности” придаёт стихотворению упоминание о летучей мыши. (Слайд 26). В Орловской области встречается 13 видов летучих мышей, 3 из них (Малая вечерница, гигантская вечерница, Двухцветный кожан) занесены в Красную книгу области. Малая вечерница – летучая мышь среднего размера, длина тела 5-7 см, вес 12-20 гр. Ушные рапковины небольшие, крылья узкие и длинные. Волосяной покров густой, высокий, мех волнистый, рыжевато – коричневый, брюшко светлее спины. Летательные перепонки чёрно-бурые. Летучие мыши – дуплогнёздники, селятся на опушках в крупных дуплах. В области появляются в середине мая, в июне у самок рождаются 1-2 детёныша. На зиму улетают. Основа питания – мелкие летающие насекомые. Встречается в г. Орле и в урочище “Стрелецкое” Орловского района. Исчезновение происходит в виду санитарной очистки леса от старых деревьев.

Выразительное чтение стихотворения “Ландыш”.

Лирический календарь природы Бунина утверждает неповторимую ценность всякой минуты, прожитой человеком под открытым небом. Окружающий мир полон звуков, красок, созвучных настроению лирического героя, как, например, в стихотворении “Ландыш”. (Слайд 27).

Ландыш для Бунина – олицетворение молодости, чистоты, начала жизни… Наверняка весной в лесу вы встречали этот нежный цветок. (Слайд 28).

Ландыш майский — convallaria majalis l. — многолетнее травянистое растение с длинным ползучим корневищем, от которого отходят многочисленные тонкие корни.

Листья прикорневые, продолговато-эллиптические, на верхушке заостренные, цельнокрайние, ярко-зелёной окраски с сизым налетом в верхней части и дугообразным жилкованием, длинночерешковые. Цветёт в мае. Цветки мелкие, шаровидно-колокольчатые, душистые, белые, на длинных цветоножках, расположенные на цветочной стрелке, образуют дугообразно изогнутую одностороннюю кисть. Плод — мелкая, оранжево-красная шаровидная ягода. Семена светло-зелёные, округло-яйцевидные.

Растёт в сырых широколиственных лесах и среди кустарников.

В медицинской практике употребляют надземную часть ландыша майского, собранного во время цветения.

Препараты из травы ландыша майского обладают успокаивающим, болеутоляющим и слабительным действием.

Все части растения ядовиты, и рекомендуется использовать их только по назначению врача. Ландыш майский не является редким видом для Орловской области, встречается практически повсеместно.

Ещё об одном красивом цветке мы читаем в стихотворении Бунина “Осень. Чащи леса”. (Выразительное чтение стихотворения, слайд 29). Это – кувшинка. В отличие от ландыша, это растение в нашей области встречается редко. (Слайд 30). Кувшинка чисто-белая(Nymphaea candida) Сейчас в Орловской области этот вид встречается изредка. Отмечена в 6 районах: Дмитровском, Урицком, Мценском, Шаблыкинском, Знаменском и Хотынецком. Цветки белой кувшинки всплывают на поверхность водоема ранним утром и распускаются в виде пышной розы, источая тонкий аромат. Вечером цветок закрывается и погружается обратно в воду.

Кувшинки являются одним из первых травянистых растений на нашей планете, на озерах они появились незадолго до вымирания динозавров.

Кувшинка опыляется насекомыми, и после отцветания ее похожий на ягоду плод уходит под воду. Там же он сгнивает после созревания, а семена, окруженные наполненной воздухом оболочкой, всплывают на поверхность воды.

Кувшинки образуют заросли, служащие нерестилищами для рыб. Корневища и семена растения служат кормом для водоплавающих птиц, ондатр, бобров, выхухолей и других водных животных, благодаря которым разносятся по озерам, прудам и рекам. Численность вида сокращается ввиду загрязнения водоёмов, сбора цветущих растений. (Слайд 30)

Не только растения, но и многие животные изображены Буниным в стихотворениях.

Выразительное чтение стихотворения “Густой зелёный ельник у дороги”. (Слайд 31).

– О каком животном пишет Бунин?

– С каким чувством автор описывает оленя?

Не случайно полное название оленя звучит как “олень благородный”. Познакомимся с некоторыми представителями отряда парнокопытных подробнее. (Слайды 32-34).

Олень благородный — Cervus elaphus. По материалам 2008 года, благородный олень обитает в 7 (из 24) районах области: Болховском, Дмитровском, Кромском, Мценском, Свердловском, Троснянском и Хотынецком. На 2010 год в области насчитывалось 193 экземпляра. После 2007 года численность ежегодно снижается.

Европейский олень — типичный обитатель широколиственных лесов. Питается порослью и корой дуба, осины, клена, ясеня, липы, березы, ивы, лещины, бересклета, рябины, калины, крушины, черемухи, ежевики, малины. Желуди — главный осенний нагульный корм европейского оленя. От урожайности желудей в немалой мере зависит физиологическое состояние животных зимой.

Обычный размер стада оленей — 3–6 голов. Самцы большую часть года ходят поодиночке или небольшими группами. Осенью, в период гона, самцы собирают гарем из 2–3, редко до 15 и даже 20 самок. Иногда к гарему присоединяются подростки, и образуется зимнее смешанное стадо. Весной, перед отелом, такие смешанные стада распадаются. Самки, приносят 1-2 телят. В природе олени живут до 12–14 лет, в неволе — до 25–30 лет. Среди факторов, ограничивающих численность оленя, решающее значение имеют недостаток зимних кормов, браконьерство.

Одним из условий поддержания поголовья оленей следует считать организацию подкормки во время многоснежья.

В последние годы добыча на территории области запрещена из-за снижения численности. (Слайд 32)

Лось. Alces alces. Лось, сохатый, парнокопытное животное; самый крупный вид семейства оленей. Для нашей области это обычный, но немногочисленный вид. Обитает в лесных массивах с наличием полян, вырубок и густых молодых зарослей кустарников. Питается лось однолетними побегами и корой ивы, осины, сосны, дубов, ясеня, рябины, бересклета, можжевельника. Из травянистых кормов предпочитает кипрей узколистный.

Держатся лоси поодиночке или небольшими группами. Гон протекает с августа по октябрь. Моногам. В апреле-мае лосиха приносит 1 – 2 лосят, которых кормит до осени, хотя вскоре же после рождения они начинают поедать зелёный корм. В природе размножатся с 3—4 лет. Продолжительность жизни – 20–25 лет.

Среди факторов, ограничивающих численность лося, решающее значение имеет браконьерство. В охотничий сезон 2010–2011 годов в связи с низкой численностью запрещен к добыче на территории области. (Слайд 33)

КОСУЛЯ (Capreolus capreolus) Косуля — маленький олень легкого и изящного сложения с коротким туловищем. Уши длинные, заостренные, хвост короткий. Окраска одноцветная, летом ярко-рыжая, зимой тусклая, сероватая. Зеркало желтовато-белое. Рога у самцов относительно малы, поставлены почти вертикально, несут обычно по 3 отростка в концевой части. Косуля предпочитает светлые лиственные и смешанные леса с большими травянистыми полянами и лесостепь. Питается травянистой или древесно-кустарниковой растительностью, поедает грибы, каштаны, желуди и ягоды. Во время гона самцы очень возбуждены, издают “чуфыкающие” звуки; между ними часто возникают драки, которые нередко оканчиваются ранением соперника. При одном самце бывает 2—3 самки. Весной у косуль появляется потомство. Новорожденные пятнистые косулята начинают ходить только через 7—8 дней. Самка кормит косулят 2—3 месяца, но в месячном возрасте молодые начинают поедать траву. В августе пятнистый наряд молодых сменяется на однотонную окраску взрослых. Рога у молодых в виде небольших выступов — “дудок” — появляются уже осенью первого года, но полного развития достигают только к апрелю следующего года. Живут косули до 16 лет.

Негативно на численность косули влияют бродячие собаки и браконьерство. В настоящее время специальных мер охраны на территории нашей области не требуется, т.к. насчитывается 3967 особей. (Слайд 34)

5. Тема родного края, русской природы занимает значительное место в творчестве А. Н. Майкова. Выразительное чтение стихотворения “Пейзаж”. (Слайд 35).

– Какие краски использует поэт, рисуя картину осеннего леса?

– Какие художественные средства создают картину?

– Ряд красных мухоморов Майков сравнивает со “сказочными карлами”. Понятно ли Вам это сравнение? А биологи называют этот гриб “мухомором обыкновенным”. (Слайд 36).

Мухомор обыкновенный – произрастает в хвойных, смешанных и лиственных, особенно березовых лесах, повсеместно, одиночно и небольшими группами, часто и обильно, с июня и до осенних заморозков, распространен и обычен на всей территории Орловской области. Гриб до 20 см высотой, с клубневидным утолщением в основании, с широким пленчатым белым, а по краю желтым, мягко повисающим кольцом и вольвой (влагалищем). Шляпка гриба от оранжевого до красного с белыми бородавками.

Видовое название muscarina произошло от яда muscarin (мускарин), который как раз в мухоморе красном содержится в незначительном количестве. Ядовитый гриб, но случаи смерти от отравления им редки – слишком примечательна внешность этого гриба.

Абсолютно смертельная доза яда содержится в 3-4 мухоморах. Издавна мухомор красный использовался народом в качестве средства борьбы с мухами и другими вредными насекомыми, откуда пошло такое грозное название гриба.

6. Выразительное чтение стихотворения А. Н.Толстого “Замолкнул гром, шуметь гроза устала…” (Слайд 37).

– Как Вы думаете, о чём это стихотворение?

– Какова его главная мысль?

– Какие эпитеты использует автор для характеристики человека?

V. Подведение итогов.

Главная мысль стихотворения А. Толстого “Замолкнул гром, шуметь гроза устала…” соответствует главной идее, мысли нашего урока. Природа для человека – неиссякаемый источник радости, вдохновения, творчества, здоровья. Но каждому из нас необходимо не только любить природу, но внимательно и бережно относиться к ней, изучать растительный и животный мир.

VI. Рефлексия.

  1. Назовите виды животных и растений, с которыми вы познакомились на уроке? Какие из этих видов являются редкими, уточните почему?
  2. Назовите виды животных и растений, занесённых в Красную книгу Орловской области.
  3. Какие стихотворения из прозвучавших на уроке вам особенно понравились? Почему?
  4. Рассмотрите репродукции пейзажей русских художников. Соответствуют ли они стихотворениям по содержанию, по настроению?
  5. О каких животных и растениях вы бы хотели услышать ещё? С творчеством какого поэта познакомиться более подробно?

VII. Домашнее задание (дифференцированное).

  1. Подготовить выразительное чтение одного из стихотворений.
  2. Написать сочинение-миниатюру “Природа в творчестве поэтов Орловского края”.
  3. Подготовить сообщение “По страницам Красной книги Орловской области”.

Список литературы.

  1. Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Автор-составитель Коровина В.Я. – Москва, Просвещение, 2011.
  2. И.В.Золотарёва, Н.В.Егорова. Универсальные поурочные разработки по литературе. – Москва, ВАКО, 2006.

За презентацией обращайтесь, пожалуйста, к автору (из-за большого объема не размещена)