Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание информатики

Урок-практикум по теме Вирусы

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 255

Щадин Андрей Викторович, заместитель директора по УВР

Цели: познакомить учащихся с разновидностями и признаками компьютерных вирусов, способами их обнаружения.

Требования к знаниям и умениям:

Программно-дидактическое обеспечение: ПК, медиапроектор, антивирусные программы

План урока:

I. Актуализация знаний. Фронтальный опрос

II. Изложение нового материала

  1. Признаки вируса
  2. Определение компьютерного вируса
  3. Классификация вирусов
    1. По среде обитания
    2. По способу заражения
    3. По особенностям алгоритма
  4. Правила защиты от компьютерных вирусов
  5. Ответственность за создание, использование и распространение вредоносных программ

III. Практикум

IV. Итоги урока

ХОД УРОКА

I. Актуализация знаний. Фронтальный опрос

II. Изложение нового материала

Каждый начинающий пользователь ПК рано или поздно сталкивался с проблемами и неполадками компьютера, возникшими спонтанно, по независимым от него (пользователя) причинам. Например, таким, как:

И это далеко не полный перечень вреда, причиняемых вирусом.

Компьютерные вирусы были и остаются одной из наиболее распространенных причин потери информации. Убытки, приносимые компьютерными вирусами, достигают астрономических величин в сотни миллионов долларов ежегодно. Обычно вирусы скрывают свое присутствие в программах и выполняют какие-то вредные действия. ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ (НЕОБХОДИМЫМ) СВОЙСТВОМ КОМПЬЮТЕРНОГО ВИРУСА является возможность создавать свои дубликаты (не обязательно совпадающие с оригиналом) и внедрять их в вычислительные сети и/или файлы, системные области компьютера и прочие выполняемые объекты. При этом дубликаты сохраняют способность к дальнейшему распространению.

Итак, дадим определение вирусу.

Компьютерный вирус – это целенаправленно созданная программа, автоматически приписывающая себя к другим программным продуктам, изменяющая или уничтожающая их.
Компьютерные вирусы являются программами, которые могут «размножаться» и скрытно внедрять свои копии в файлы, загрузочные секторы дисков. Активация компьютерных вирусов может вызвать уничтожение программ и данных.

В зависимости от среды обитания вирусы можно разделить:

По способу заражения вирусы делятся на:

По особенностям алгоритма вирусы имеют большое разнообразие:

Правила защиты от компьютерных вирусов:

Но не стоит забывать, что вирус – это программа, созданная человеком. При особом усердии (тем более, что выпуск сотен генераторов вирусов облегчил задачу до минимума) практически любой человек, без знания языков программирования, может создать простейший вирус. Но прежде, чем задуматься о создании вредоносных программок, нужно прочесть УК РФ:

* Статья 273. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ

1. Создание программ для ЭВМ или внесение изменений в существующие программы, заведомо приводящих к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сетей, а равно использование либо распространение таких программ или машинных носителей с такими программами - наказываются лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев.
2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности тяжкие последствия, - наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет.
Есть о чем подумать: стоит ли тратить силы и время, чтобы потом сесть в тюрьму на три (а при особом усердии на семь) лет.

III. Практикум

Запустите на вашем ПК антивирусную программу. (Какая у Вас установлена программа и как ее запустить, спросите у преподавателя).

Перенесите в тетрадь таблицу и заполните ее.

Название антивирусной программы
Проверяемый логический или физический диск (диски)
Всего проверено файлов
Число зараженных файлов
Число подозрительных файлов
Число потенциально опасных, но разрешенных к использованию файлов

IV. Итоги урока

Оценка работы класса и учащихся, отличившихся на уроке.

Домашнее задание

Литература.

  1. Информатика: базовый курс. Под. ред. Симоновича С.В. – СПб.: Питер, 2001.
  2. Эндри Ротбом «ПК для «чайников»». 4-е издание М. 2000.
  3. О.А. Соколова «Поурочные разработки по информатике» – Москва «ВАКО» 2007.
  4. Информатика и информационные технологии (Угринович Н. Д.)

Приложение