Введение.
Преподаватель заранее делит группу на несколько подгрупп, в каждой подгруппе выбирается лидер. Как правило, это студенты, проявившие склонность к предмету, умеющие работать с текстовыми материалами, картой, схемами. Лидеры — это помощники преподавателя, вместе с ними преподаватель заранее готовит все необходимое к новому уроку: карточки для каждой подгруппы, где могут быть теоретические и практические задания, проблемы, задачи, тренировочные упражнения по карте, оборудование к уроку, необходимый раздаточный материал. Руководители подгрупп могут знать ответы на поставленные вопросы и подходы к решению той или иной проблемы, поэтому во время урока контролировать работу и оценивать ответы подгрупп можно поручить им.
Так, при изучении темы «Рациональное природопользование и охрана экосистем Республики Башкортостан» преподаватель использует учебник «Экология Башкортостана», автор Миркин Б.М., и вместе с лидерами готовит задания для групповой работы.
Студенты, получив задание, приступают к работе, читают самостоятельно текстовый материал, работают по карте, составляют диаграммы, советуются, делают записи в рабочие тетради и представители подгрупп по очереди выступают. Лидер предлагает задавать вопросы отвечающим, а также продумать вопросы для второй подгруппы, последняя готовит вопросы для третьей. Если какая-то из подгрупп затрудняется или неверно отвечает, то дает пояснения, дополнения задающая вопросы группа. Лидер, а не преподаватель решает, какая из подгрупп будет отвечать или задавать вопросы. Этим вносится соревновательный интерес.
Удачным считается применение КСО на уроках обобщения. В этом случае студенты, отвечая, проговаривают известные им сведения, у них развивается логика суждений, способность выделять главное, делать выводы. На обобщающих уроках можно предложить группам задания по решению социальных, технологических, экономических, экологических проблем.
Желательно преподавателю заранее предупреждать студентов о том, что на следующем занятии они будут работать в группах или парах, чтобы решили, с кем они будут работать, кто лидер в группе.
Применение КСО на уроках экологии помогает преподавателю добиваться поставленной цели, создает творческую, соревновательную атмосферу среди студентов. Свободная форма общения способствует меньшей их утомляемости, повышает работоспособность, воспитывает навыки взаимоконтроля, самоконтроля, готовит к практической трудовой деятельности.
Учебно-воспитательные цели:
Формы и методы учебной деятельности: изучение нового материала, первичное закрепление, коллективная работа.
Практическая работа: выделение основных нарушений экосистем и поиск путей решения экологических проблем.
Алгоритм хода урока:
Алгоритм работы группы 1.
Группа 1. Тема «Лесные экосистемы»
Цели: Изучить значение лесных экосистем. Выявить спектр экологических нарушений и отразить результаты в виде таблицы. Прогнозировать рациональное природопользование в РБ.
№ | Название учебных элементов | Источники информации |
1. | Повторите термины экосистема, сукцессия. | Учебник, с.45, 56 |
2. | Дайте краткую характеристику лесным экосистемам, выявите их значение в биосфере. Ответьте на вопрос: чем отличаются главное и побочное лесопользование? Составьте диаграмму «Породный состав лесов» и подберите иллюстрационный материал. Какие группы лесов по режиму использования вы знаете? Найдите и покажите на карте Уфимское плато. | Учебник, с 71-74, Иллюстративный материал. Атлас РБ. Настенная карта Башкортостана. |
3. | Заполните таблицу «Нарушения лесных экосистем в РБ». | Образец таблицы. |
4. | Первичное закрепление. Сделайте общий вывод группой. Предложите способы рационального использования лесных ресурсов. | Учебник, с 71-74. |
5. | Выберите выступающего с результатами вашей работы и заключительными выводами. | Конспект. |
Таблица (образец)
№ | Нарушения лесных экосистем | Последствия экологических нарушений |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
8 |
Алгоритм работы группы 2.
Группа 2. Тема «Естественные кормовые угодья»
Цели: Изучить значение степных и луговых экосистем. Выявить спектр экологических нарушений и отразить результаты в виде таблицы. Прогнозировать рациональное природопользование в РБ.
№ | Название учебных элементов | Источники информации |
1. | Повторите термины экосистема, сукцессия, пастбищная дигрессия. | Учебники, с.45, 56, 188. |
2. | Выявите отличительные черты степных и луговых экосистем. Дайте характеристику степям Башкортостана. Приведите примеры растительного мира степной зоны. Назовите и покажите на карте степные районы Башкортостана. Дайте характеристику луговой экосистемы Башкортостана. Приведите примеры растительного мира луга. Назовите и покажите на карте распространение пойменных, суходольных и низинных лугов на территории Башкортостана. | Учебники, с.74-77. Атлас РБ. Настенная карта Башкортостана. Иллюстративный материал |
3. | Заполните таблицу «Нарушение степных и луговых экосистем Башкортостана». | Образец таблицы. |
4. | Первичное закрепление. Сделайте общий вывод группой. Предложите способы рационального использования степей и лугов. | Учебники, с.74-77. |
5. | Выберите выступающего с результатами вашей работы и заключительными выводами. | Конспект. |
Таблица (образец)
№ | Название экосистемы | Экологические нарушения | Пути восстановления степей и лугов. |
1. | |||
2. |
Алгоритм работы группы 3.
Группа 3. Тема «Водные, болотные и горные экосистемы»
Цели: Изучить значение экосистем. Выявить спектр экологических нарушений и отразить результаты в виде таблицы. Прогнозировать рациональное природопользование в Башкортостане.
№ | Название учебных элементов | Источники информации |
1. | Повторите термины экосистема, сукцессия. | Учебники, с.45, 56. |
2. | Назовите и покажите на карте крупные реки, озера и водохранилища Башкортостана (отметьте на контурных картах) Выявите значение водных экосистем для населения. Ответьте на вопрос «Почему болотные экосистемы необходимо охранять?». Назовите три типа болот и дайте им краткую характеристику. Назовите и покажите на карте главные хребты системы Уральских гор. Ответьте на вопрос «В чем состоит своеобразие горных экосистем?». Нужно ли превратить все горные территории Башкортостана в национальные парки как в развитых странах мира? | Учебники, с.78-81. Атлас РБ. Настенная карта Башкортостана. Иллюстративный материал |
3. | Заполните таблицу «Нарушение водных, болотных и горных экосистем Башкортостана». | Образец таблицы. |
4. | Первичное закрепление. Сделайте общий вывод группой. Предложите способы рационального использования водных, болотных и горных экосистем. | Учебники, с. 78-81. |
5. | Выберите выступающего с результатами вашей работы и заключительными выводами. | Конспект. |
Таблица (образец)
№ | Название экосистемы | Экологические нарушения | Основные направления охраны экосистем |
1. | |||
2. | |||
3. |
Домашняя работа: стр.71-81. Творческое задание «Экосистемы Башкортостана» (написать рассказ, эссе, сказку, стихотворение; нарисовать фрагмент любой экосистемы).
Литература: