Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание экологии

Программа курса Краеведение. 8-й класс

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 336

Мякшина Анжелика Олеговна, учитель биологии

Презентации к уроку

Загрузить презентацию (2,3 МБ)

Загрузить презентацию (5,15 МБ)

Загрузить презентацию (701 КБ)


Пояснительная записка

«Родина» - понятие, совершенно не поддающееся разъяснению.
Что такое родина знает лишь тот, кто утратил её или вернулся на родину после долгого отсутствия.
(Ф.Гансберг).

Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, экономического характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.

Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

Данная программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета – «Краеведение» и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом в структуре и организации обучения.

Архангельская область — региональное образование со сложившимися природно-климатическими, экономическими, социально - культурными и историческими особенностями.

Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам:

В общей направленности:

В содержании:

В организации:

Цель: главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Задачи:

Образовательные:

Воспитательные:

Развивающие:

Изучение вопросов краеведения позволяют выявить следующие знания: специфику природы Архангельской области, изучить экологические проблемы своего края, дает возможность увеличить объем новых знаний по биологии, географии и конкретизировать наиболее сложные экологические понятия, закономерности, термины.

Региональный компонент способствует активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, содействует развитию у школьников познавательного мышления, наблюдательности, интереса к самостоятельному поиску знаний, развивает поисково-исследовательские умения и навыки.

Система образования с региональным компонентом ориентирована на развитие личности учащегося и имеет большое воспитательное значение.

В процессе изучения курса краеведения в 8 классе учащиеся раскроют особенности природных компонентов и природных комплексов родного края, увидят не только своеобразие и неповторимую красоту Севера, но и новые тенденции современной экологической науки.

Особое внимание в курсе уделено рассмотрению проблем взаимодействия природы и человека. Нерациональное использование природных ресурсов вызывает загрязнение атмосферного воздуха, водоемов, разрушение почв, оскудение растительного и животного мира.

Для преодоления этого требуются специалисты высокой квалификации, обладающие основами естественно - научного образования, способные принимать ответственные решения, действовать самостоятельно и творчески с учетом основных законов развития природы. Изучение краеведения будет способствовать воспитанию этих качеств.

Структура курса

Необходимость решения поставленных задач предопределила структуру данного курса. Изучение курса «Краеведение» в 8 классе рассчитано на 34 часа в год, 1 час в неделю.

Для изучения используется учебные пособия для учащихся «Экология Архангельской области» под редакцией А.Е.Баталова, Л.В.Морозовой и «География Архангельской области» под редакцией Н.М. Бызовой, Я.К.Премининой.

В учебных пособиях сделана попытка включить учащихся в активную познавательную деятельность с целью формирования навыков самостоятельного изучения нового материала. Для этого разработана система вопросов и заданий, расположенных в разных разделах учебника.

Вопросы и задания в тексте помогают активизировать мыслительную деятельность, сознательно усваивать новые знания. Практические задания способствуют развитию исследовательских способностей.

В учебном пособии представлен разнообразный иллюстративный материал, который создает зрительный образ, конкретизирует текст, является самостоятельным источником знаний. Для обеспечения осознанного усвоения нового материала в тексте выделены опорные термины, понятия, экологическая и географическая номенклатура, особым шрифтом представлены внутренние рубрики. В конце учебных пособий имеется словарь новых терминов, список дополнительной литературы, таблицы, приложения.

Предполагаемые результаты обучения.

Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение учащимися способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и её социокультурной позиции. Это предполагает:

Эффективность обучения по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться в форме уроков, сочетающихся с другими формами: викторины, игры, конкурсы, соревнования, выставки.

Формы работы:

Формы контроля:

Текущие:

Итоговые:

Основные требования к ЗУН учащихся

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны уметь:

Список используемой литературы:

  1. География Архангельской области (физическая география) 8 класс, издательство Поморского международного педагогического. университета им. М.В. Ломоносова, 1995г. (учебное пособие для
    учащихся), под редакцией Н.М. Бызовой.
  2. География Архангельской области. Программно-методические
    материалы. Под редакцией Н.М. Бызовой. Архангельск, Поморский
    государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2000 г.
  3. География Архангельской области: Учебное пособие для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы/ Под ред. Н.М.Бызовой, Я.К.Премининой. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 184 с.
  4. Красная книга Архангельской области.
  5. Экология Архангельской области: Учебное пособие для учащихся 9-11 классов общеобразовательной школы/ Под ред. А.Е.Баталова, Л.В.Морозовой. – М.: Изд-во МГУ, 2004. – 152 с.

Приложение 1 (Календарно-тематическое планирование)