Традиционно подготовка учителя в среднем профессиональном педагогическом образовательном учреждении отличается от вузовской большей практической направленностью. С переходом педагогических училищ в статус колледжей повышенный уровень квалификации выпускников обеспечивается, в том числе, увеличением доли общекультурной фундаментальной подготовки студентов. Однако, пока еще по–прежнему срабатывает стереотип, в соответствии с которым наиболее важными и значимыми считаются дисциплины общепрофессиональной и предметной подготовки. К общим гуманитарным и социально–экономическим дисциплинам отношение иное – как к общеразвивающим, в целом конечно нужным, но второстепенным. Например, образовательным стандартом среднего педагогического образования на изучение фундаментальных наук отводится в среднем от 32 до 68 аудиторных часов (на философию – 44 часа, на отечественную историю – 62 часа, на мировую художественную культуру – 64 часа), в то время, как на прикладные науки – в несколько раз больше (методики преподавания отдельных предметов – от 78 до 124 часов). Соответственно, отличаются и требования к уровню подготовки студентов по этим предметам. Если по общепрофессиональным дисциплинам и дисциплинам предметной подготовки выпускник должен “знать” и “уметь”, то изучив общие гуманитарные и социально–экономические предметы, он должен чаще всего лишь “иметь представление”. Но ведь именно эти общие гуманитарные и социально–экономические дисциплины имеют мировоззренческое значение и могут способствовать формированию ценностных установок не только по отношению к будущей профессиональной деятельности, но и по отношению к миру людей и вещей. Одним из путей разрешения возникающего противоречия может стать уровневая (ступенчатая) система контроля качества подготовки студентов по дисциплинам общекультурной подготовки, и частности по “Мировой художественной культуре”.
Предмет “Мировая художественная культура” (МХК) изучается в Каменск–Уральском педагогическом колледже, как правило, на 1–2 курсах (конкретный семестр и объем различаются на разных специальностях). Целью курса МХК является изучение разнообразных проявлений художественной деятельности различных народов и наций в каждой конкретной исторической эпохе от древности до наших дней. При этом сумма конкретных знаний призвана стать средством для готовности и способности студентов к самостоятельному изучению художественных ценностей, познанию себя в мире культуры и мира культуры в себе.
С учетом факторов, обозначенных выше, была разработана система контроля, призванная не только оценивать степень достижения каждым студентом требований образовательного стандарта (“иметь представление об основных этапах развития мировой художественной культуры, ее направлениях и стилях, о становлении современной системы искусств”), но и дающая возможность каждому студенту выбрать для себя уровень освоения дисциплины (и соответственно оценку). Данная система контроля мотивирует студентов к развитию у себя ряда как общеучебных, так и профессионально–значимых умений, а также способствует становлению и проявлению их ценностного отношения к явлениям художественной культуры.
Теоретической основой для создания разработанной системы контроля явились разработки В.П.Беспалько.
В ходе изучения курса МХК предполагается три уровня усвоения учебного материала (из четырех возможных, предложенных названным исследователем). Первый уровень предполагает действия с подсказкой (деятельность по узнаванию, уровень знакомства). Второй уровень – действия по памяти (деятельность по воспроизведению, алгоритмический уровень). И наконец, третий уровень – продуктивная деятельность с опорой на схожие алгоритмы (эвристический уровень). Выход на четвертый, творческий уровень контрольными заданиями не предполагается, так как, для продуктивной деятельности в новой области, для продуцирования объективно новой информации необходим иной уровень преподавания (и освоения) учебного материала, большее количество аудиторных часов. Однако для отдельных студентов, готовых к исследовательской деятельности, возможны индивидуальные творческие задания.
С итоговыми требованиями студенты знакомятся на первом уроке. Контроль достижения каждым студентом цели курса осуществляется в ходе семинарских занятий и итогового экзамена. Любой семинар (и экзамен) предполагают два этапа: тест и устное задание. Выполнение теста является обязательным для всех, второе задание выполняется либо не выполняется (по желанию студента). Наличие оценки за каждый семинар – обязательной условие получения положительной оценки за семестр.
Таким образом, каждый студент имеет возможность выбрать уровень, на котором он хочет освоить и освоил курс МХК. Если студент считает возможным для себя освоить предмет на уровне репродуктивном и получить за это оценку “3”, то он и на семинарах, и на экзамене ограничивается выполнением только тестовых заданий. Если студент претендует на оценку “4” или “5”, то предполагается, что он и на семинарах, и на экзамене кроме обязательного для всех теста выполняет задания с частично–поисковой или творческой направленностью. Примеры заданий, предлагаемых студентам на семинаре на итоговом экзамене, приведены в приложении.
Достоинством такой системы контроля и, одновременно, затруднением, имеющим образовательное значение для учащихся, является, прежде всего, сама ситуация выбора: выбора уровня усвоения учебных элементов дисциплины, предполагаемой оценки, возможности самореализации в данной области знания. Для преподавателя данная система дает возможность объективности, систематичности контроля, “прозрачности” для студентов параметров и критериев оценочной деятельности педагога. Кроме того, появляется возможность диагностики не только уровня знаний и умений студентов, но и интереса, мотивации к изучению предмета.
Однако необходимо отметить, что описанная система контроля может применяться только на предметах общекультурного блока, которые в качестве стандарта предполагают уровень ознакомления с предметом изучения. Кроме того, она предпочтительна лишь на 1–2 курсах, так как на следующей ступени обучения к студентам предъявляется более высокий уровень требований.
Семинар “Художественная культура эпохи Возрождения”
1 этап Тест на знание основных терминов, упоминаемых в учебнике и конспекте, а также имен выдающихся мастеров эпохи Возрождения (Итальянского и Северного) и названий их произведений. Максимально возможная оценка “3”.
2 этап На выбор:
Если претендовать на оценку “4” – составление сравнительной таблицы “Итальянское и Северное Возрождение”. Параметры сравнения выбираются самостоятельно.
Задачи работы (и показатели оценивания):
Если претендовать на оценку “5” – ответ на уроке на один из вопросов (на выбор студента):
Произведение искусства будет предложено непосредственно на уроке. На подготовку ответа будет дано до 15 минут. Работу можно выполнить либо индивидуально, либо в паре.
Для выполнения работы необходимо знать “свою” художественную культуру, ее правила, нормы, ценности, типичные сюжеты и т.д., а также суметь выразить свое отношение к “чужой” художественной культуре, которое может сформироваться в сравнении со “своей”.
Задачи работы (и показатели оценивания):
Экзамен по мировой художественной культуре
Первая часть экзамена – тест (обязательный для всех), вторая часть экзамена – для тех, кто написал тест на положительную оценку и желает попробовать получить более высокую оценку
Экзаменационный тест
Выберите один ответ из предложенных
Выберите несколько правильных ответов.
Установите соответствие: буква – цифра.
Напишите ответ на вопрос.
Вопросы для устной части экзамена (возможные оценки – от “3” до “5” баллов)
Взяв на экзамене билет с одним из приведенных ниже вопросов, в течение 1,5 часов, работая в библиотеке с любыми источниками, необходимо приготовить и представить группе сообщение (фрагмент урока) продолжительностью 15 минут, раскрывающее заявленную тему.
Критерии оценки устного выступления: