Стратегия устойчивого развития изменяет роль образования в обществе. Теперь эта роль состоит не только в передаче знаний из поколения в поколение, но и в том, чтобы ответить на вызов грядущего, чтобы готовить человека к выходу из глобальных кризисов, предотвратить их наступление. Включение в образование наряду с передачей знаний и культурных достижений функции опережения и ориентации на будущее меняет само его понимание. С этой точки зрения оно призвано, посредством знаний и культуры соединять не только прошлое и нынешнее поколения, но и с будущим, чтобы осуществлять опережающую подготовку человека к переходу на стратегию устойчивого развития.
Таким образом, современную экологию следует рассматривать как интегральную науку. Экологическое мировоззрение дает подрастающему поколению ключ к глубинному пониманию происходящего и планированию будущего.
Город ровесник цивилизации. Город преображает лицо планеты, искажает ее рельеф, меняет направление и состав водных и воздушных потоков, синтезирует новый геохимический мир, создает новые биоценозы, стимулирует мутагенез, изобретает новую технологию, рождает новый этнос, образует новую культуру. Необходимость соизмерять деятельность человека с возможностями природы – главная задача дальнейшего развития города.
Экологический кризис. Как с ним бороться? Ответ однозначен: нужно изменить сознание каждого члена общества. Как убедить современного, избалованного цивилизацией человека в необходимости ограничить свои потребности? Это практически невозможно. Но еще не поздно научить будущих политиков и рабочих, врачей и учителей, предпринимателей и домохозяек жить в мире с природой.
Изложить экологические знания нетрадиционно, просто, доступно и одновременно правдиво, не искажая научных фактов, реальной экологической ситуации в городе, ни приглаживая остроты ее проблем, не порождая всеобщего пессимизма, а наоборот заражая верой в наше будущее – это задача нашей программы. Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие.
Особенность авторского подхода в том, что на всех ступенях обучения создаются условия для формирования у гимназистов активной жизненной позиции. При этом учитываются желания, интересы, ценностные установки воспитанников.
Цель программы:
На основе удовлетворения естественного детского интереса к окружающему нас миру создать условия формирования экологической культуры гимназиста, основной чертой которой является ответственное отношение к природе.
В соответствии с поставленной целью формируются и задачи:
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Программа ориентирована на учащихся 7-16 лет. Так как именно в этом возрасте проявляются тенденции развития чувства взрослости, потребность в самостоятельности и стремление к самопознанию и познанию окружающего нас мира.
Программой обучения предусмотрены следующие результаты:
Новизна данного курса в том, что серьезные научные исследования состояния природы адаптированы для обучающихся, не теряя при этом своей научной и социальной значимости. Практическая часть гармонично включается в процесс обучения, иллюстрируя фундаментальные знания фактами и данными о нашем городе. Полученные в результате факты дают представление о состоянии природы родного края, и что наиболее значимо, о степени техногенного воздействия на нее.
Факультативный курс “Город как экосистема” (Приложение 1)
Возраст – 7–10 лет
Цель курса — создать у детей целостную картину мира, сформулировать представление о богатстве природы со всеми взаимоотношениями между организмами, объяснить взаимосвязь и согласованность элементов животного и растительного мира.
Данный курс способствует:
Основные методы и формы организации изучения — рассказ беседа, сюжетная игра, экскурсия, рисунок; используются элементы увлекательности.
Факультативный курс “Урбоэкология” (Приложение 2)
Возраст – 11 – 14 лет
Цель данной программы: вовлечение гимназистов в деятельность, направленную на исследование и поддержания экологического качества городской среды.
Задачи:
Основной формой организации занятий является работа в малых группах сотрудничества, что позволяет эффективно использовать рабочее время и выполнять несколько работ одновременно, но на разных участках. В дальнейшем группы кооперируются с целью совместного подведения итогов и анализа результатов. Главный вид деятельности – самостоятельная исследовательская работа, связанная с наблюдениями, измерениями, моделированием процессов окружающей среды.
3 ступень
Факультативный курс “Экологические проблемы промышленного города” (Приложение 3)
Возраст – 15–17 лет.
Целью программы является подготовка и развитие знаний и умений, учащихся 9–11 классов в области экологической оценки состояния окружающей среды, а также ее охраны и восстановления.
Задачи:
Работа над проектом предполагает работу с большими объемами информации из печатных и электронных источников, проведение консультаций, семинаров, подготовку презентаций. Темы учебно-научных исследований определяются гимназистами совместно с преподавателями с учетом актуальной проблематики дисциплин.
Список литературы