Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание экономики

Итоговое занятие контроля знаний. Деловая игра Счастливый случай

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 384

Штомпель Елена Анатольевна, преподаватель спецтехнологии

Итоговый контроль знаний по Закону РФ «О защите прав потребителей» можно провести по типу деловой игры. Общее время проведения игры зависит от контингента аудитории.
Группа обучающихся делится на две команды. Работает жюри. Ведет деловую игру ведущий (необязательно преподаватель).

ЦЕЛЬ:  Добиться осознанного применения Закона РФ «О защите прав потребителей», привить  навыки к самостоятельному оперативному использованию норм, регулирующих отношения между производителями, продавцами, потребителями. (Приложение №1, Слайд 1)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:
1. Изучить Закон РФ «О защите прав потребителей».
2. Сделайте анализ каждой ситуации и примите обоснованные конкретные  решения по защите прав потребителей и ответственности продавцов, производителей, исполнителей.  (Слайд 2)

ХОД ИГРЫ

План:
1. Инструктаж по проведению игры;
2. Первый гейм (разминка);
3. Второй гейм – конкурс: «Ты – мне, я – тебе»;
4. Третий гейм – фронтальный опрос;
5. Четвертый гейм – ситуационные задачи;
6. Пятый гейм – тестирование;
7. Подведение итогов.    (Слайд 3)

В самом начале игры проводится инструктаж; где объясняется цель занятия, содержание, организация проведения и порядок подведения итогов. Командам предлагается вытянуть жребий, чтобы выяснить, кто начинает первым.
В первом гейме (разминка) обучающимся предлагаются вопросы (по 5 каждой команде), ответ должен быть моментальным, его может дать любой член команды. За каждый правильный ответ – 1 очко.  
Вопросы для разминки
I вариант
1. Верно ли, что импортные порошки лучше российских?
2. Какие недостатки признаются существенными?
3. По каким показателям можно отличить некачественную кожу?
4. Что значит «старый час»?
5. Назовите коды Китая и Польши.

I I вариант
1. Неслыханное происходит на автомобильном рынке США, покупатели записываются в очередь на автомобили. О каких моделях идет речь?
2. В центре лечебного питания изобрели лечебный хлеб. Как Вы думаете, из чего он сделан?
3. В результате спроса оборот «Пепси» в России увеличился более чем на 60%. Имеют ли покупатели как участники «Пепсимиллиономании» права потребителя?
4. Какие шампанские вина отечественного производства имеют наибольший рейтинг?
5. Какими продуктами и добавками ароматизируют чай?

Ответы к разминке

I вариант
1. Импортные порошки красиво упакованы, приятно пахнут, значит, в меньшей степени могут вызвать аллергию. Мнение специалиста: они отличаются друг от друга только рекламой. Качество стирки не зависит от торговой марки.
2. Невозможность или недопустимость использования товара по назначению: если не может быть устранен, либо появиться вновь после устранения; для устранения требуются большие затраты.
3. При соприкосновении с кожей ладонь запотевает, не пропускает влагу; нога запотевает, обувь не разнашивается и не принимает форму ноги; плохо поддается формовке, при носке появляются складки.
4. Возраст с момента уборки превышает год – два; настой темно-коричневый, иногда мутный; вкус – горьковатый и затхлый; аромат древесный, говорят: «Пахнет салом».
5. Китая – 690, Польши- 590.

I I вариант
1. Джип-Чероки, Джип-Грант-Чероки, Форд-Мустанг, Шевроле-Сабурбон, Шевроле-Блейзер.
2. Из цельного пшеничного зерна, предварительно проращенного.
3. По правилам гражданского законодательства и пари не устанавливают прав и обязанности сторон, за исключением случаев наличия лицензии на сделки. Кроме того, Закон РФ «О рекламе» запрещает рекламу, которая вводит в заблуждение относительно рекламируемого товара, злоупотребляет доверием покупателей, не содержит информации об условиях использования по назначению.
4. «Новый свет», «Советское шампанское», полусладкое «Надежда».
5. Травами, сухими фруктами, эфирными маслами фруктов; эссенциями, которые являются искусственными  ароматизаторами

Второй гейм: «Ты – мне, я – тебе». Условия игры:
Командам дано домашнее задание: подготовит по пять вопросов. Каждый участник команды задает по одному вопросу участнику другой команды. За правильный ответ команда получает 1 очко. Если ответ был неправильный или ответ не был дан, то очко получает  задающая вопрос команда.
В случае подсказки с команды снимается очко.
Начинает команда, получившая в первом гейме большее количество баллов.
Домашнее задание может быть и другого варианта. Например: реклама товара, включая информацию и его демонстрацию. Для оценки учитывается актуальность темы, соответствие содержания требованиям законов «О рекламе», «О защите прав потребителей», оригинальность, оформление и защита.
В третьем гейме за 10 минут предлагается ответить на максимальное количество вопросов, охватывающих все четыре раздела Закона РФ «О защите прав потребителей».
В качестве примера проводятся вопросы по второму разделу, а также ответы на них для счетной комиссии. Этот гейм осуществляется в виде фронтального опроса, проверяющего знания каждого учащегося.
Учитывается время, точность ответов, количество правильных ответов. За каждый правильный ответ – 2 очка.

 Вопросы по применению Закона РФ «О защите прав потребителей»

Вариант 1:
1. Покупатель пробрел стиральную машину иностранного производства. Инструкции на русском языке нет. Как установить программу для работы машины покупатель не знает. Что делать покупателю?
2. Сроки предъявления требований в случае выяснения существенных недостатков по причинам, возникшим до передачи товара потребителю.
3. С какого дня исчисляется гарантийный срок на товары?
4. Может ли покупатель получить чек на купленные товары в продовольственном  магазине?
5. В каких случаях продавец освобожден от ответственности за неисполнением обязательств перед потребителем?
Вариант 2:
1. Права покупателя при продаже ему товара ненадлежащего качества.
2. Сроки для замены товара ненадлежащего качества.
3. Права потребителей по устранению недостатков в купленном товаре.
4. Может ли покупательница обменять не подошедшую по фасону блузку?
5. Случаи применения неустойки в размере 1% за просрочку требований потребителя.
Ответы
Вариант 1:
1. В данном случае магазин не предоставил полную информацию о товаре. Товар не может быть использован по назначению. Покупатель вправе потребовать предоставления надлежащей информации и, если в согласованный срок информация не будет предоставлена, расторгнуть договор и потребовать возврата уплаченной суммы – ст.10, 18.
2. В течение гарантийного срока или срока годности, а если эти сроки не установлены в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю, но в пределах установленного срока службы, или в течение десяти лет, если срок службы не установлен - ст. 19.
3. Со дня продажи товаров потребителю – ст.19 п.2.
4. Да, на основании ст.18 Закона «О защите прав потребителей» по требованию потребителя продавец обязан выдавать товарный чек или иной документ, удостоверяющий факт покупки.
5. Продавец освобождается от ответственности за неисполнение обязательства перед потребителем, если докажет, что неисполнение обязательства произошло  вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным Законом РФ.
Вариант 2:
1. Безвозмездное устранение недостатков или возмещение расходов на устранение, уменьшение покупной цены, замена на аналогичный товар или другой марки, расторжение договора купли-продажи – ст. 18.
2. В 7-дневный срок со дня предъявления требований покупателя; в 20-дневный срок, если требуется дополнительная проверка качества в течении месяца, если товар для обмена отсутствует – ст. 20.
3.Недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устранены незамедлительно, если иной срок не определен соглашением сторон в письменной форме.
4. Потребитель имеет право обменять (не вернуть) непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар в магазине, где его приобрели. Данное право сохраняется в течение 14 дней со дня покупки. Товар должен иметь первоначальный вид, фабричный ярлык – ст. 25.
5. При нарушении сроков: замены некачественного товара; ремонта, расходов на исправление недостатков потребителям, возмещении убытков, связанных с расторжением договора купли-продажи – ст.23. 

Четвертый гейм представлен ситуационными задачами, которые требуют коллективной выработки ответов. За правильное решение - 3 очка.
Ситуационные задачи
1. 30 ноября 2009 года в магазине Иванов П.С. купил посудомоечную машину «Аристон-457». В январе 2010 года машина вышла из строя, и Иванов П.С. сдал её в магазин на гарантийное обслуживание под расписку, но прошло полгода, а машину не вернули.
Какие права имеет покупатель в данном случае?
2. Поступает много жалоб от покупателей бытовой техники импортного производства, при покупке которой зачастую вручаются инструкции на разных иностранных языках.
В чем заключаются обязанности продавца?
Какие права имеют покупатели в данных ситуациях?
3. Музыкальный центр сломался в течение гарантийного срока. Покупатель обратился в магазин с просьбой о замене. Продавец согласился заменить музыкальный центр в течение месяца со дня обращения покупателя в магазин.
Проанализируйте соблюдение прав покупателя по срокам замены.
4. 20 сентября Сидорова В.И. сдала в мастерскую по ремонту обуви туфли, заплатила за ремонт 450 рублей. Когда в назначенный день Сидорова В.И. пришла за своей обувью, выяснилось, что туфли утеряны. Стоимость туфель работники мастерской возместить отказались.
Определить права Сидоровой В.И. по Закону РФ «О защите прав потребителей».
5. У покупателя автомобиля ВАЗ Серегин И.К. возникли проблемы с купленным автомобилем до истечения гарантийного срока. Он обратился в автосервис с просьбой провести гарантийный ремонт. Ремонт длился более четырех месяцев. Серегин И.К. решил воспользоваться своими правами потребителя и заменить автомобиль на аналогичный.
Определить права покупателя и обязанности продавца (изготовителя) в данной ситуации
Пятый гейм – тестирование  на время и по шкале оценок. Учитывается скорость и правильность ответов. За скорость – 5 баллов. Шкала оценок: 9-10 правильных ответов-5; 7-8 правильных ответов – 4; 5-6 правильных ответов – 3 (Слайд 4).
В конце игры жюри определяет итоговую оценку, команду – победительницу и оценки отдельным участникам игры (приложение 2).