Наблюдая за поведением детей во время уроков и во внеурочное время я заметила, что очень многие учащиеся имеют такие вредные привычки, как курение, неправильное использование жевательной резинки, у них недостаточная экологическая культура.
Проанализировав ситуацию, решила, что разумное сочетание исследовательской проектной деятельности, познавательного интереса детей, их стремление к самостоятельным наблюдениям и опытам позволит сформировать конкретные знания о курении и культуре использования жвачки, о воздействии никотина и химических веществ, входящих в состав жевательной резинки на организм человека, создаст благоприятные условия для формирования экологической культуры старших школьников. В качестве примера хочу предложить исследовательские проекты.
Эколого-оздоровительный проект “Нерезиновая” резина.
Цель проекта для учащихся: Узнать отрицательные и положительные стороны жевательной резинки.
Обоснование: Подростки начинают жевать жевательную резинку с раннего возраста, необходимо вести разъяснительную работу о вреде и пользе жвачки.
Гипотеза: Если жевательная резинка оказывает негативное влияние на здоровье человека, то, как можно это предотвратить.
Цели педагога:
Методы проведения исследования:
Начат: сентябрь 2006г.
Исследовательский этап: сентябрь–декабрь 2006.
Обобщающий этап: январь 2007 г.
План выполнения исследования:
Участники: учитель химии, школьный психолог, учащиеся, родители
Средства реализации проекта:
Предполагаемый результат: Осознанная потребность детей и взрослых в правильном использовании жевательной резинки и замены ее на природную смолу из хвойных пород деревьев
Результативность проекта:
1. У детей заложены навыки поддержания чистоты в различных местах: дома, в школьном кабинете, в школьном дворе, на природе и правила использования жевательной резинки.
2. Дети вместе с родителями приняли активное участие в выставке плакатов о вреде жевательной резинки, о ее заменителе - жевательной смоле из хвойных деревьев.
3. Составлена памятка по использованию жвачки. (Приложение №1)
4. Выявлены психологические аспекты жевания жевательной резинки. (Приложение №1)
5. Разработана технология изготовления жевательной смолы их хвойных
пород деревьев (Приложение №1)
6. Проведена практическая работа по определению содержания серы и многоатомных спиртов в жевательной резинке. (Приложение №1)
7. Проведены профилактические беседы в младших и старших классах школы №1945 г. Москва.
8. Выступление на конкурсах: Всероссийском конкурсе «Мы и биосфера» Окружном конкурсе г. Москва «Ярмарка идей на Юго-Западе 2007». (Приложение №3)
9. Разработана технологическая карта для проведения занятия «Жевательная резинка: за и против» для элективного курса «Химия и повседневная жизнь». (Приложение №2)
Исследовательский проект “Курить - здоровью вредить”
Начат: сентябрь 2005г.
Исследовательский этап: сентябрь-декабрь 2005.
Обобщающий этап: январь 2006 г.
Актуальность темы: С каждым годом возрастает производство и курение сигарет. Подростки начинают курить уже в школьном возрасте, необходимо вести разъяснительную работу о вредном влиянии табачного дыма и никотина на здоровье.
Цель педагога:
Цель учащихся: внести свой вклад в борьбу с курением.
Гипотеза: Если курение оказывает негативное влияние на здоровье человека, то какими способами можно отказаться от этой привычки.
I. План выполнения исследования.
II. Результаты.
1. Изучена история табакокурения.
2. Психологические причины курения.
В младенчестве, когда ребенок питается материнским молоком, весь процесс удовлетворения потребности в еде связан с получением удовольствия. В память закладывается опыт получения этого чувства через сосание, через ощущения связанные с раздражением рецепторов губ и ротовой полости. Период кормления ребенка грудью или через соску, называется оральным периодом.
С возрастом дети заменяют соску сосанием пальца, если они взволнованы и нуждаются в ощущении безопасности, любви удовольствия. Это делается неосознанно. Ребенок не может объяснить, почему он сосет палец, но и отучиться от этого ему сложно. С годами палец заменяют сосалки - карамельки, жвачки, а в старшем возрасте - сигарета. Базовое ощущение безопасности и удовольствия удовлетворяется уже через курение. Неумение адекватно выражать и принимать свои эмоции также компенсируется сигаретой.
Сексологи считают, что одним из проявлений любви являются поцелуи, которые помимо эротического эффекта оказывают такое же возбуждение чувствительных рецепторов губ, связанных с удовлетворением и базовым опытом любви и насыщения, что и соска для младенца.
Диетологи считают, что курящие люди заменяют процесс принятия пищи и естественное насыщение иллюзорным насыщением, связанным с выкуриванием сигареты.
3. Состав табачного дыма.
Курильщик при глубокой затяжке вдыхает в себя большое количество дыма. Оно соответствует жизненной емкости легких, т.е. 3-4 л у взрослых и 2-2,5 л у подростков. Такое количество дыма не удаляется из легких даже после 15-20 спокойных дыхательных движений, так как при спокойном выдохе удаляется всего 300-400 мл воздуха у взрослых и 200-250 мл у подростков.
Составлена Таблица№1 «Токсичность табачного дыма по наиболее важным ингредиентам». (Приложение №1)
Вредное воздействие на организм человека оказывают:
Никотин
по свойствам и воздействию близок к наркотическим препаратам и вызывает развитие зависимости: психологическое и биологическое;
повышает кислотность желудочного сока, способствует развитию язвы и гастрита желудка; раздражает нервные окончания, повреждает эмаль зубов и вызывает кариес.
Угарный газ
быстрее чем кислород соединяется с гемоглобином крови и образует карбоксигемоглобин, тем самым затрудняются окислительные реакции в организме, усиливает отложение холестерина в стенках аорты и артерий, что ведет к развитию атеросклероза
Оксиды азота, акролеин, формальдегид
оказывают вредное воздействие на организм
Табачный дым содержит более 4000 компонентов, многие из которых являются активными, токсичными, мутагенными и канцерогенными.
4. Изучены статистические данные ,которые показывают:
5. Найдена формула расчета зависимости заболеваемости от курения.
Методами, аналогичными применяемыми при расчете скорости химических реакций, доказано, что повышение заболеваемости (F) людей, подвергающихся пассивному курению, может быть строго рассчитано по формуле: F=(1+58(S+0.26)&)/(1+15&)
где: S-количество сигарет, в среднем выкуриваемых в окружении некурящего в течение часа; &-коэффициент, характеризующий данное заболевание.
В таблице №2 «Зависимость заболеваемости от коэффициента заболевания» приведены величины коэффициента & и F при S=1 сигарета /ч (Приложение №1)
6. Составлена таблица №3 «Зависимость смертности от количества ежедневно выкуриваемых сигарет»
Таблица №3.Зависимость смертности от количества ежедневно выкуриваемых сигарет (по данным ВОЗ)
Количество сигарет в день | Смертность(на 100000чел.) |
0,5пачки | 95,2 |
0,5-1пачка | 107,8 |
1-2 пачки | 229,2 |
более 2 пачек | 264,2 |
некурящие | 12,8 |
III. Обобщающий этап.
1.Составлены памятки «Как отказаться от курения».
Способ 1:
Способ 2.
2. Разработана технологическая карта для учителя по проведению занятия о вреде курения по элективному курсу «Химия и повседневная жизнь» (Приложение №2)
3. Создана папка плакатов учащихся «Курить – здоровью вредить» (50 плакатов)
Заключение:
В результате исследовательской деятельности и наблюдений, мы пришли к выводам: