Пояснительная записка
Состояние природной среды, следовательно, и существование человека на Земле являются величиной, производной от деятельности человека, основанной на его интеллектуальном и духовном развитии, которое, прежде всего, зависит от системы образования.
Идея разработки дополнительной образовательной программы эколого-биологического отделения научного общества гимназии (ЭБО-НОГ) "Наука. Природа. Человек" возникла по ряду обстоятельств.
Неблагоприятная экологическая ситуация диктует необходимость подготовки социально адаптированного выпускника школы, имеющего внутренне согласованную естественнонаучную картину мира, способного самостоятельно находить ответы на актуальные вопросы, совершенствовать свои жизненные планы в первую очередь в отношении с природой и обществом. Но, как свидетельствует анализ практики, выпускники сегодняшней школы, по-прежнему хорошо владея информацией, в недостаточной степени осваивают специальные умения и навыки, необходимые для успешного разрешения проблем, возникающих при интеграции их в общество.
Согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, происходит переориентация оценки результата образования с понятий "подготовленность", "образованность" на понятие "компетентность" личности. Теорией педагогической науки определено и практикой доказано, что наиболее эффективным средством в достижении требуемого результата является научная деятельность школьников, которая
Курс "Наука. Природа. Человек" является логическим продолжением естественнонаучного образования на старшей ступени обучения посредством системы дополнительного образования. Программа курса не только содержательно обеспечивает эколого-биологическое отделение научного общества гимназии, но и позволяет старшеклассникам освоить ряд экологических компетенций, необходимых для их успешной адаптации в современном обществе (табл.1).
Цель курса: создание дополнительных условий для развития экологической компетентности старшеклассников, под которой мы понимаем мотивированную способность личности актуализировать экологические знания, умения и навыки, опыт деятельности в конкретной ситуации и на основании ценностных установок адекватно выполнять нормы и правила экологического поведения в окружающей среде, преобразовывать её с учетом личных и социальных потребностей.
Формирование и развитие данной компетентности происходит в процессе овладения экологогическими компетенциями, т.е. заданными требованиями к обязательной подготовке ученика в области экологического образования.
Таблица 1. Составляющие экологической компетентности
Компетенции | Содержание компетенций |
Когнитивная компетенция | Знание естественнонаучного материала по экологии; знание методов оценки и способов сохранения состояния окружающей среды; понимание закономерностей развития природы, общества, человека; представление о возможностях благополучия среды в реализации жизненных планов и перспективе личного участия в решении экологических проблем |
Деятельностная компетенция | Умение планировать, осуществлять деятельность природоохранного и характера и оценивать результат; умение обобщать факты, анализировать явления, сравнивать объекты среды на основе принципов концепции устойчивого развития; умение участвовать в коллективной деятельности по пропаганде и популяризации, изучению и решению проблем экологии; умение найти и осмыслить информацию экологического характера, полученную из текстов, графиков, таблиц, схем, с помощью ТСО и в ходе наблюдения |
Творческая компетенция | Способность иметь свою точку зрения и отвечать за свои мысли и поступки в области охраны природы; способность разрабатывать оригинальные методы сохранения своей индивидуальности в процессе адаптации к требованиям современной жизни; умение оперативно проявлять воображение и гибкость ума в решении задач гармонизации социо-природной среды; умение противостоять негативному воздействию тех, кто побуждает к ассциальным действиям, нарушению норм здорового образа жизни, целостности природной среды |
Ценностная компетенция | Устойчивое неприятие различных форм поведения, наносящих ущерб природной среде; объективная оценка возможности реализации своих потребностей в конкретной жизненной ситуации; восприятие взаимообусловленности и взаимовлияния человека как родового существа и природного мира в условиях глобализации |
Мотивационная компетенция | Стремление к пониманию смысла экологически целесообразной и грамотной деятельности; заинтересованность в выполнении норм и правил поведения в природе; потребность развивать и транслировать положительный собственный опыт в области охраны природы |
В итоге, реализация курса помогает решать следующие задачи:
1. Приобретение учащимися ОПЫТА познавательной и других известных способов деятельности в области охраны окружающей среды.
2. Приобретение учащимися ОПЫТА творчества в экологических видах повседневной школьной жизни.
3. Развитие у старшеклассников ОПЫТА ценностных ориентаций и мотивационных установок на активное участие в экологической деятельности на основе умелого сочетания личных потребностей с интересами общества и природы
Содержание и формы организации курса Курс "Наука. Природа. Человек" рассчитан на 70 часов.
Новизна заключается в использовании модульной технологии. Курс подразделяется на четыре образовательных модуля (Теоретический. Исследовательский. Презентационный. Практический) по 17-18 часов каждый (т.е. 8-9 часов в каждом классе).
Для прохождения каждого модуля отводится одна четверть в 10 и в 11 классе.
Учебная четверть | 10 класс Модули | 11 класс Модули |
I | "Теоретический" | "Практический" |
II | "Презентационный" | "Исследовательский" |
III | "Практический" | "Презентационный" |
IV | "Исследовательский" | "Теоретический" |
МОДУЛЬ "Теоретический". Модуль обеспечивает учащихся необходимыми знаниями и представлениями о роли и месте науки в обществе, характерных чертах науки и её отличии от других отраслей культуры, становлении науки и эволюции научного познания, методах естественнонаучного поиска, деятелях науки.
МОДУЛЬ "Исследовательский". В этой части программы деятельность старшеклассников носит проблемно-реферативный и проектно-поисковый характер исследования. Активно используются такие всеобщие методы познания как анализ, абстрагирование, построение логических связей, моделирование и прогнозирование, обобщение и др. В основе исследования лежит работа с информацией: научно-популярные книги, электронные издания, экскурсии, встречи с интересными людьми и пр.
Новизна модуля заключается в том, что выбран проектный метод обучения. Определение темы проекта, его цель, планирование и реализация задач учащимися осуществляются самостоятельно.
Интересно и содержательное наполнение модуля. Особое значение приобретает обращение к выдающимся деятелям науки. Путь от человека к человеку раздвигает рамки программы, в жизнь детей входят удивительные люди, которые выполняют как основное свое назначение, позволяя осмысливать категории наивысших ценностей жизни, так и помогают ввести ученика в научное понимание мира.
МОДУЛЬ "Презентационный". Умение презентовать свои знания, опыт, результат деятельности является необходимым качеством современного человека.
Новизна заключается в том, что в рамках этого модуля учащимся предоставляется возможность предъявить свои знания и опыт в конкретной жизненной ситуации, например, в виде публичного выступления на научно-практических конференциях различного уровня, часто на конкурсной основе. Кроме того, они могут проявить своё гражданское самосознание посредством участия в экологических акциях, волонтерских проектах, маршах, творческих фестивалях, митингах, шествиях, выставках и т.п.
Итоговые занятия предусматривают презентацию с использованием программы PowerPoint.
МОДУЛЬ "Практический". Данная часть программы предусматривает выполнение учащимися практических работ (см. Приложение). Часть работы выполняется в "поле", окончательная обработка материала идет в школьных лабораториях.
Новизна этой части курса состоит в том, что серьезные научные исследования состояния природы адаптированы к школьному возрасту и при этом не теряют своей научной и социальной значимости. Практическая часть гармонично вплетается в процесс обучения, иллюстрируя фундаментальные знания сведениями местного характера. Полученные в результате факты дают представление о состоянии природы родного края, и что наиболее значимо, о степени техногенного воздействия на нее.
10 класс
I четверть модуль "Теоретический"
Тема "Уровни и формы научного познания" (4ч).
Тема "Методы научного познания"(4ч.)
II четверть модуль "Презентационный"
Тема "Формы представления результатов научной деятельности" (5ч.)
Участие в гимназической научно-практической конференции с докладом по проведенному исследованию. Подготовка тезисов к публикации.
Тема "Конкурсная деятельность" (4ч.)
Участие в интеллектуальных конкурсах (олимпиадах, фестивалях, НПК и др.) и других мероприятиях (акциях, операциях, форумах и пр.) разных уровней (муниципальных, региональных, межрегиональных, федеральных) экологического направления.
III четверть модуль "Практический"
Практические работы (9ч.)
IV четверть модуль "Исследовательский"
Тема "Пути решения современных экологических проблем" (7 часов).
Экологические проблемы современности: глобальные, региональные, локальные. Разработка исследовательских проектов "Современные экологические проблемы" (по выбору учащихся). Определение путей решения экологической проблемы: технологическое, мировоззренческое, гражданское и др.
11 класс
I четверть модуль "Практический"
Практические работы (8ч.)
II четверть модуль "Исследовательский"
Тема " Науку делают люди" (9ч).
В.И. Вернадский, А. Швейцер, Э. Геккель, Н. В. Тимофеев-Ресовский, Н.Н. Моисеев, А. Печчеи, В.Н. Сукачев, В.В., С.А. Северцов, Н.П. Наумов, С.С. Шварц и др. Личность ученого и факторы её становления: черты характера, научная школа, соотношение случайностей и закономерностей в биографии.
Разработка исследовательских проектов "Фабрика науки" (по выбору учащихся).
III четверть модуль "Презентационный"
Тема "Жизнь и научное творчество ученых-экологов" (3ч).
Презентация проектов "Фабрика науки" по изучению биографий ученых биологов и экологов (по выбору учащихся).
Тема "Конкурсная деятельность" (6ч.)
Участие в интеллектуальных конкурсах (олимпиадах, фестивалях, НПК и др.) и других мероприятиях (акциях, операциях, форумах и пр.) разных уровней (муниципальных, региональных, межрегиональных, федеральных) экологического направления.
IV четверть модуль "Теоретический"
Тема "Наука как высшая форма знания" (4ч).
Многообразие форм познания. История и этапы становления науки. "Антинаука" и критерии научности.
Тема "Науку делают люди" (4ч)
Наука как форма духовной деятельности людей. Творчество. Индивидуальный и коллективный характер научного исследования.
Список литературы