Цель: познакомить учащихся с экологическими проблемами современности
Задачи:
Оборудование: интерактивное программное обеспечение "Экологии 10-11", таблицы
Ход урока
Оргмомент (1 минута)
Вводное слово учителя: "На сегодняшнем уроке мы продолжаем изучать тему "Экосистема".
- Что называют экосистемой?
Вы знаете, что самой крупной экосистемой является биосфера. Человек - элемент биосферы. Все жизненные ресурсы - воздух, воду, пищу, значительную часть энергетических и строительных ресурсов человек берет из биосферы. В биосферу же сбрасывает отходы - промышленные и бытовые. Долгое время такой тип деятельности человека не нарушал экологического равновесия в биосфере. Но в последнее столетие, расширяя промышленную деятельность, человечество все активнее вторгалось в живой мир Земли. В настоящее время на Земле не осталось ни одного участка суши или моря, где не обнаружены следы деятельности человека. Деятельность человека оказывает такое заметное действие на биосферу, что это приводит к серьезным экологическим проблемам. Об этих проблемах мы сегодня и будем вести рассказ. Постараемся обозначить экологические проблемы современности, выявить причины их возникновения, предложить пути решения этих проблем.
Работа с тетрадью + доска: В тетрадях записывается число и тема урока "Экологические проблемы современности"
Представляю вам экспертную группу ребят, которые изучали эти проблемы, используя дополнительную литературу, учебник, статистические данные и подготовили сообщения (представление ребят). По ходу их выступления вы в тетрадях делаете соответствующие задания.
Слово экспертной группе. Пожалуйста. (сообщение учащихся 21 минута)
Кислотные дожди | Интерактивная Доска (ИД) слайд(1) |
Нарушение (истощение) озонового экрана | ИД(3), приложение 4 |
"Парниковый эффект" | ИД(2) |
Загрязнение гидросферы | ИД(5), приложение 2 |
Истощение и нарушение почвы | ИД(6) + таблица, приложение 3 |
Опустынивание | ИД(7) + таблица, приложение 1 |
Проблема свалок | таблица |
Радиационное загрязнение | ИД(4) |
Сокращение видового разнообразия | ИД(8), приложение 1 |
Рост численности народонаселения | приложение 4 |
Таким образом, ребята обозначили проблемы и постарались объяснить их причины и последствия.
Какие же экологические проблемы стоят перед современным человеком? (записи в тетради)
Если не решать эти проблемы, то они могут привести к глобальному экологическому кризису или экологической катастрофе. Возникает закономерные вопросы "Что же необходимо сделать уже сейчас? Есть ли пути выхода из сложившейся ситуации?" Как вы думаете? Ваши предложения?
Диалог с учащимися. Предполагаемые ответы. Записи в тетради.
Все наши предложения выполнимы сегодня? Как вы думаете? (Да)
Заключительное слово учителя: Поэтому сегодня необходимо каждому экологическое образование и сознание. Экологическое сознание означает чувство ответственности за природу перед обществом и перед самой природой. Оно не приходит сразу, его надо воспитывать в себе и окружающих.
А закончить наш семинар мне хочется словами из "Экологического манифеста": "Природа была и всегда будет сильнее человека, ибо она его породила. Он лишь миг в ее жизни. Она же вечна и бесконечна. Человек для нее деталь. Она для него все. А потому: не вреди!".
Домашнее задание: записи в тетради, стр. 191-198, параграфы 59, 71-75 "Экология России."
Выставление оценок
Литература.