Пояснительная записка
Учебная программа предназначена для занятий по дополнительному образованию. Она включает в себя знания по охране окружающей среды, основы туристско-краеведческих знаний и умений, практические занятия, а также организацию и проведение творческих мероприятий.
Программа одногодичного курса обучения составлена из расчета 108 учебных часов на учебный год (по 3 часа в неделю). Программа отражает содержательные компоненты обучения (здесь представлен основной изучаемый материал).
Направленность программы
Программа направлена на познание окружающей среды, способствующего успеху современного человека. Это достигается путем наблюдения за природой и активных мероприятий по ее защите; немаловажную роль в освоении навыков защиты природы является работа с широкой общественностью, а также вовлечению учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (акции практической направленности – очистка территории, пропаганда экологических знаний - листовки, блиц-опросы, газеты, видеоролики, спектакли).
Актуальность программы
Понять проблемы окружающей среды во всей их сложности, определить пути их разрешения для обеспечения устойчивого развития очень трудно. Для этого потребуется новый этап образования – экологическое образование. Экологическое образование носит мировоззренческий характер и строится на осознании человека как части окружающей среды.
Экологическое образование должно являться неотъемлемой частью общего образования школьников.
В настоящее время, когда развитие человечества стало тесно связано не только с использованием природных ресурсов, но и с их сохранением и возобновлением, важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе.
Цель программы
Формирование экологической культуры, экологических знаний у учащихся, вовлечение их в природоохранную деятельность и создание системы взаимодействия учащихся 1 и 2 ступени обучения.
Задачи программы
Отличительные особенности программы
Программа строится на основе развивающего обучения в результате социального взаимодействия учащихся между собой и учителем, а также поэтапного формирования мыслительной деятельности.
Возраст детей
Программа рассчитана на учащихся 8 – 13 лет при одногодичном цикле обучения.
Сроки реализации программы – 1 год.
Формы и режим занятий
Программа одногодичного курса обучения составлена из расчета 108 учебных часов на учебный год (по 1,5 часа x 2 раза в неделю).
В программе предлагаются следующие формы работы:
Ожидаемые результаты
Изучив данную программу, учащиеся значительно повысят свои знания в области экологии и краеведения. Они активизируют свою интеллектуальную и познавательную деятельность, а также научатся самостоятельно оценивать экологическое состояние окружающей среды округа, в котором они живут, научатся принимать решения и не оставаться равнодушными по устранению экологических нарушений в городе Москве, любить, ценить и оберегать окружающую их природу.
Учебно-тематическое планирование
№ темы | Тема | Теоретическая часть | Практическая часть | Всего |
1. | Природа вокруг нас | 9 | 15 | 24 |
2. | Экология – наука о нашем доме | 9 | 9 | 18 |
3. | Человек и природа | 3 | 6 | 9 |
4. | Экомониторинг | 3 | 9 | 12 |
5. | Охранять и защищать | 6 | 9 | 15 |
6. | Театр экологических знаний | 6 | 3 | 9 |
7. | Календарь экологических дат | 3 | 6 | 9 |
8. | Экология и жизнь | 6 | 6 | 12 |
№занятия | Темы занятий | Кол-вочасов |
Сентябрь | ||
1 | Экостарт. Экология: цели, задачи и проблемы. | 1,5 |
2 | Важность и значимость экологического движения в школе. | 1,5 |
3 | Обсуждение и планирование мероприятий программы. | 1,5 |
4 | Работа с календарем экологических дат. | 1,5 |
5 | Экскурсия в Битцевский лесопарк. | 1,5 |
6 | Экологические организации. | 1,5 |
7 | Организация и проведение в начальной школе конкурса «Уголок природы». | 1,5 |
8 | Подбор материала и выступление на линейках в начальной школе. | 1,5 |
| Октябрь |
|
9 | Оформление отчета о проделанной работе в сентябре-месяце и его оформление. | 1,5 |
10 | Подведение итогов конкурса «Уголок природы» | 1,5 |
11 | Фотоконкурс «Наш округ – крупным планом» | 1,5 |
12 | Подготовка саженцев к проведению акции «Озеленение классов» | 1,5 |
13 | Проведение акции «Озеленение классов» | 1,5 |
14 | Освещение работы кружка в начальной школе. | 1,5 |
15 | Беседа с учащимися 6 класса по теме «Возрастные особенности, специфика общения и работы с учащимися начальной школы». | 1,5 |
16 | Подведение итогов фотоконкурса «Наш округ – крупным планом». Награждение победителей. | 1,5 |
| Ноябрь |
|
17 | Подготовка отчета о проделанной работе в октябре месяце и его оформление. | 1,5 |
18 | Основные принципы охраны окружающей среды. | 1,5 |
19 | Основные принципы экомониторинга. | 1,5 |
20 | Кинолекторий для учащихся начальной школы. | 1,5 |
21 | Работа в школьной библиотеке. Создание информационного вестника «Книги о природе» | 1,5 |
22 | Подготовка и выступление на линейках в начальной школе. | 1,5 |
23 | Съемка видеосюжета «Экология и жизнь» | 1,5 |
24 | Подбор информации и помощь в обновлении материала | 1,5 |
| Декабрь |
|
25 | Оформление отчета о проделанной работе в ноябре- месяце. | 1.5 |
26 | Подбор природного материала для изготовления поделок к Новому году. | 1.5 |
27 | Изготовление сувениров из природного материала к Новому году. Поздравление учителей школы. | 1.5 |
28 | Кинолекторий. Календарь экологических дат. | 1.5 |
29 | Человек - часть живой природы. | 1.5 |
30 | Подбор материала и подготовка к проведению Театра экологических знаний. | 1,5 |
31 | Проведение Театра экологических знаний | 1.5 |
32 | Подготовка к проведению акции «Покорми птиц зимой». Изготовление кормушек для птиц. | 1,5 |
| Январь |
|
33 | Оформление отчета о работе в декабре месяце. | 1.5 |
34 | Проведение акции «Покорми птиц зимой» | 1,5 |
35 | Изготовление наглядных пособий из природного материала для уроков окружающего мира. | 1.5 |
36 | Подготовка и участие на линейках в начальной школе. | 1.5 |
37 | Кинолекторий для начальной школы «Календарь экологических дат» | 1.5 |
38 | Подбор и смена информации в уголках природы в начальной школе. | 1.5 |
39 | Внимание, акция! Составление и оформление листовок «Экология Москвы в опасности» | 1.5 |
40 | Распространение листовок среди учителей и родителей школы. | 1,5 |
| Февраль |
|
41 | Оформление отчета о работе в январе месяце. | 1.5 |
42 | Кинолекторий «Календарь экологических дат». | 1.5 |
43 | Основные принципы экомониторинга. | 1.5 |
44 | Подбор материала и подготовка к проведению Театра экологических знаний. | 1.5 |
45 | Проведение Театра экологических знаний. | 1.5 |
46 | Подбор природного материала для изготовления поделок. | 1.5 |
47 | Изготовление сувениров из природного материала. | 1.5 |
48 | Экскурсия в Полионтологический музей. | 1.5 |
| Март |
|
49 | Оформление отчета о работе в феврале месяце. | 1.5 |
50 | Кинолекторий «Календарь экологических дат» | 1.5 |
51 | Направления современной экологии. | 1.5 |
52 | Разнообразие растений вокруг нас. | 1.5 |
53 | Мониторинг состояния окружающих парков, скверов, улиц. | 1.5 |
54 | Работа с гербариями и чучелами кабинета биологии | 1.5 |
55 | Разработка «Экологической тропы». | 1.5 |
56 | Анализ накопленного материала. | 1.5 |
| Апрель |
|
57 | Оформление отчета о работе в марте месяце. | 1.5 |
58 | Связь с городскими и районными службами охраны окружающей среды. Трудовой десант. | 1.5 |
59 | Экология и экономика. | 1.5 |
60 | Подбор материала и подготовка к Театру экологических знаний. | 1,5 |
61 | Проведение Театра экологических знаний. | 1.5 |
62 | Проведение акции «Озеленение школы» | 1.5 |
63 | Подготовка и участие в линейках начальной школы. | 1.5 |
64 | Подбор и смена информации в уголках природы. | 1,5 |
| Май |
|
65 | Оформление отчета о работе в апреле месяце. |
|
66. | Спортивная эстафета «Природа вокруг нас». | 1.5 |
67. | Кинолекторий «Календарь экологических дат». | 1.5 |
68. | Посещение музея Дарвина. | 1.5 |
69. | Методы изучения видимой флоры и фауны. | 1.5 |
70. | Круглый стол. Результаты работы в2008-2009 уч.г. | 1.5 |
71. | Подведение итогов работы учащихся. Награждение. | 1.5 |
72. | Оформление и сдача отчета о проделанной работе. | 1.5 |
Краткое описание тем
Методическое обеспечение программы
Программа предусматривает различные формы и методы работы: