Элективный курс "Основы паразитологии" ориентирован для развития исследовательских навыков учащихся 10-11 классов, выбравших естественнонаучный профиль, а также учащимся, проявляющих интерес к цитологии и паразитологии и рассчитан на 34 часа.
Изучение элективного курса поможет учащимся проверить целесообразность выбора профиля дальнейшего обучения и профессиональной деятельности выпускника средней школы.
Целью курса является развитие интеллектуальных, практических и творческих способностей учащихся, а также и предоставляет возможность реализовать свой интерес к выбранному профилю.
Задачи курса:
Содержание курса включает лабораторные и практические работы по общей биологии, мини-проекты, исследовательские работы. Контролировать знания учащихся предлагается с помощью различных методов: это и индивидуальные карточки, составление схем, памяток, написание тестов.
Данный курс предполагает примерный объем знаний, умений и навыков которым должны овладеть школьники. Снижение интереса к предмету и обилие информации не воспитывает у школьников потребности к расширению и углублению своих знаний. На занятиях курса учителю представляется возможность, выбрать свою методику из множества инновационных, по новому взглянуть на собственный опыт, на возможность нести ученику информационную культуру действенных знаний.
Задача учителя состоит в том, чтобы научить учащихся знания добывать самостоятельно. Обучение на курсе направлено на активную учебную деятельность. При организации и планировании занятий учитываются возрастные особенности детей старшей школы: это самостоятельность, ответственность за сделанный выбор, профориентационная направленность, научность. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов в ходе бесед, лекций.
Основными формами занятий является исследовательские уроки, проблемно-лабораторные и практические занятия, рефераты, защита групповых проектов. Итогом проведения лабораторных или практических работ являются отчеты с выводами, рисунками. Для практических и лабораторных занятий необходимы: световые микроскопы, лабораторное оборудование, ручные лупы, коллекции, таблицы. На занятиях закладываются кратковременные и длительные опыты, исследования, за ходом которых наблюдают ответственные и о результатах докладывают на занятиях.
Знания учащихся проверяются с помощью тестовых работ, семинарских занятий, презентаций проектов, научно-исследовательских работ, конференций
В процессе обучения учащиеся расширят знания:
Сформируют умения и навыки:
Образцы контроля заданий
Практическая работа
"Приготовление питательной среды и выращивание культуры картофельной палочки".
Картофельная палочка развивается на картофеле. Для ее получения следует взять неочищенный картофель, нарезать небольшими кубиками, поместить в небольшую посуду, залить доверху водой и нагреть до 80 С. Для заражения приготовленной питательной среды спорами картофельной палочки нужно опустить в нее небольшой комочек почвы, после этого поставить в теплое место на три дня.
За это время картофельная палочка размножается в большом количестве, ее размеры достигают 15 мкм. Картофельная палочка более крупная бактерия, чем сенная палочка, она хорошо видна при рассмотрении в школьном микроскопе, быстро развивается на питательных средах, которые легко приготовить в условиях школы.
Вопросы и ситуационные задачи:
Заполни таблицу
Русское название паразита. Класс | Название болезни | Локализация у человека | Пути заражения человека | Лабораторная диагностика | Профилактика |
"Паразитические нематоды"
Литература