Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание ОБЖ

Занятие Транспорт

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 292

Каракай Людмила Анатольевна, воспитатель

Цель. Закрепить знание детей о городском транспорте, о Правилах дорожного движения; воспитывать культуру поведения в транспорте.

Материал. Игрушки (виды транспорта), светофор и другие дорожные знаки, картинки – задания.

Ход занятия

Воспитатель предлагает отгадать загадки:

Дом по улице идет,
На работу всех везет.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус)

Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит,
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька. (Автомобиль)

По асфальту едет дом,
Ребятишек много в нем,
А над крышей вожжи,
Он без них ходить не может. (Троллейбус)

Дом чудесный – бегунок
На своей восьмерке ног
День-деньской в дороге.
Бегает аллейкой
По стальным двум змейкам. (Трамвай)

Вопросы к детям.

  1. Как одним словом назвать транспорт, который вы здесь видите?
  2. Кто может рассказывать о правилах поведения на транспорте?
  3. Можно разговаривать с водителем во время движения?
  4. Можно высовываться в окно или выставлять руку?
  5. Разрешено ли ходить по автобусу, когда он едет?
  6. Почему нельзя становиться ногами на сиденье?
  7. Можно ли в автобусе громко разговаривать, кричать, петь песни, читать стихи?

Дети разбиваются на подгруппы. Каждая получает картинки – задания, на которых изображен транспорт с недостающими элементами, исправляет ошибки на рисунке.

  1. Трамвай – без дуги, два колеса.
  2. Автобус – без окон, с одной дверью.
  3. Такси – без отличительных знаков.
  4. Троллейбус – без дуг, с одной дверью.

Задание проверяется вместе со всеми детьми.

Решаем логические задачи

  1. Мама и сын вошли в автобус. Мужчина встал и сказал: “Садитесь, пожалуйста”. Мальчик ответил: “Спасибо” - и сел. Что бы вы сказали об этом мальчике?
  2. Автобус остановился. Мама вышла из автобуса и подала руку своему сыну. Правильно ли это?

ЗАНЯТИЕ “ДОРОЖНАЯ АЗБУКА” (для детей младшего возраста)

Программное содержание: сформировать способность ориентироваться в пространстве: “низко-высоко”, “ниже-выше”, “далеко-близко”, “большой – маленький”, “быстро-медленно”.

Материал: мягкие игрушки - большой и маленький медвежата, белка, слон, лошадка, заяц; автомобили большой и маленький; автомобили по числу детей.

Методические приемы: действенное чтение сказки, беседа, наблюдение, сравнение.

Ход занятия

1. Начинается занятие со сказки, которую рассказывает педагог и сопровождает все действия красочными игрушками и атрибутами.

“Давным-давно жил в лесу большой медведь Михаил и был у него маленький внук Топтыжка. Вокруг их домика стояли большие деревья и росли маленькие цветочки. В один из дней пригласил маленький Топтыжка к себе на день рождения друзей: большого слона, маленькую белку, большую лошадку и маленького зайчонка. Друзья подарили медвежонку маленький автомобиль. Топтыжка решил покататься, сел за руль и быстро помчался в сторону леса. А друзья сели на большой автомобиль и тихо поехали догонять Топтыжку. А он уже далеко отъехал от дома и вдруг испугался. Деревья ему показались такими высокими. А он по сравнению с ними был таким низким. Решил Топтыжка вернуться обратно к друзьям и быстро поехал им навстречу. Друзья обрадовались, увидев маленькую машину Топтыжки, ведь с ним могло всякое случиться. Они вышли на поляну, сделали большой круг и стали водить хоровод. Маленькие цветочки кивали им маленькими головками, большие деревья шумели в такт песни, а большой медведь Михаил хлопал в ладоши. Как хорошо иметь таких друзей: большого слона, маленькую белку, большую лошадку и маленького зайчонка”. Так и закончилась сказка.

Педагог задает вопросы:

  1. Кто был большой из друзей Топтыжки?
  2. А кто был маленький?
  3. Какие деревья окружали домик медведей?
  4. Какой автомобиль подарили друзья Топтыжке?
  5. Что сделал медвежонок, когда уехал в автомобиле?
  6. А чего он испугался в лесу?
  7. Чем закончилась сказка?

2. Вот и у нас есть красивые автомобили: большие и маленькие, и сейчас мы поиграем в игру “Чья машина уехала дальше?”.

Ребятам каждому раздается автомобиль, при этом педагог, обращает внимание детей на размеры игрушек.

– А какой у тебя автомобиль – большой или маленький? А по сравнению с другими он выше или ниже?

Если ребенок затрудняется ответить, педагог обращается за помощью к остальным детям.

Затем по команде дети запускают свои автомобили. Педагог задает вопросы: “Чьи машины уехали далеко? А чья находится близко к нам? А она большая или маленькая? А если она уехала далеко, значит, ее колеса крутились быстро или медленно?

Загадки.

В играх мы используем различные загадки, например: “Как зовут те дорожки, по которым ходят ножки?” Ребята называют не только пешеходный переход, но и пешеходную дорожку, и подземный и надземный переход, и тротуар.

Словом, загадок много, но мы пошли дальше и с ребятами придумали свои загадки:

  1. Шмыгнул Колобок с окна и побежал по тротуару. Добежал до перекрестка и увидел регулировщика, который держал в руке жезл вверх. Что сделает колобок.
  2. Пьеро купил машину, покатать решил Мальвину. Ехали они. Ехали – к светофору приехали. Замигал тут светофор – И вступили они в спор: “На какой же ехать свет, чтобы не наделать бед?”
  3. Чебурашка и крокодил Гена шли в кино. На их пути была дорога, по которой нескончаемым потоком шли машины. На какое-то мгновение поток машин прекратился. Чебурашка с Геной посмотрели сначала направо. Потом налево и пошли. Что они сделали неправильно?
  4. Волк гнался за Зайцем. Вот-вот догонит, но впереди оказался перекресток, регулируемый светофором. Заяц успел перебежать, а Волка остановил инспектор. На какой сигнал светофора бежал Волк?
  5. В один прекрасный день Иван Царевич с Василисой Премудрой поехали в гости на одном велосипеде, но по дороге их остановил инспектор ДПС. Какое правило, они нарушали?
  6. В один из ясных солнечных дней Лиса и Волк решили отправиться в цирк, но по пути они поссорились и разошлись по разным сторонам дороги. Лиса пошла по правой обочине, а Волк по левой. Вдруг из-за поворота выехал КамАЗ. Кому из зверей грозит опасность и почему?
  7. Снежная Баба решила убежать от весны не север. Когда она добежала до перекрестка, то увидела, что на светофоре горит желтый мигающий сигнал. Ждала-ждала Снежная Баба, когда загорится ей зеленый, но не дождалась и растаяла. Какое правило она не знала?
  8. В один из жарких летних дней 33 богатыря поехали за город на автобусе. Было душно, и богатыри открыли все окна в автобусе, а в них высунули копья. Почему водитель отказался ехать с богатырями за город?

Задачки

А такие задачи способствуют не только закреплению правил дорожного движения, но и развитию логического мышления.

Задачка № 1. Два мальчика и три девочки вышли из школы. Когда они подошли к пешеходному переходу, зеленый сигнал уже начал мигать. Мальчики побежали через дорогу бегом, а девочки остались дожидаться следующего сигнала. Сколько детей перешли правильно дорогу?

Ответ: Три девочки. Зеленый мигающий сигнал светофора предупреждает, что скоро загорится желтый, а затем красный. Поэтому безопаснее всего дождаться следующего зеленого сигнала. Бежать через дорогу опасно.

Задачка № 2. Из автобуса вышли шесть человек. Трое из них перешли дорогу по пешеходному переходу, двое пошли обходить автобус, а один остался на остановке. Сколько человек поступило правильно?

Ответ: Один. Правильней всего подождать, пока автобус отъедет от остановки и только тогда переходить дорогу по пешеходному переходу.

Задачка № 3. Семеро ребят играли в мяч на проезжей части дороги. Двое ушли домой. Остальные остались играть. Сколько ребят поступало правильно?

Ответ: Ни одного. Играть на проезжей части строго запрещено.

Задачка № 5 Саша и Миша опаздывали в школу. Они вышли на остановку, когда автобус уже отъезжал. Ждать следующего, не было времени, Миша зацепился за буфер автобуса и поехал, а Саша пошел пешком. Кто из ребят поступил правильно?

Ответ: Саша. Потому что цепляться за буфер автобуса очень опасно для жизни.

Задачка № 6. Ехал волк к лисе на автомобиле по левой стороне. Его остановили и оштрафовали. Какое правило нарушил волк?

Ответ: Транспортным средствам разрешено ехать по дороге, придерживаясь правой стороны

Сценарий развлечения совместно с родителями.

Игра “Счастливый случай”

Ведущий: Здравствуйте уважаемые гости! Вы все знаете, что наши дети очень любят играть, а больше всего на свете они любят играть со своими родителями. И сегодня мы им предоставим эту возможность. В эфире семейная игра – “Счастливый случай” посвященная Правилам дорожного движения. Встречайте команды игроков! (Входят в зал под звуки фанфар 2 команды). Уважаемые игроки, представьте название ваших команд, а мы попробуем узнать, как называются команды.

Участники по очереди поют или рассказывают стихотворение о названии команды “Пешеход”, “Светофор”.

Ведущий: Уважаемые участники спасибо за приветствие, присаживайтесь за столы, на которых стоят значки названий ваших команд. А теперь разрешите представить компетентное жюри: И мы приступаем к игровым заданиям, я надеюсь, вы собрались с мыслями, вспомнили все Правила дорожного движения, и достойно будете идти к победе на звание “Лучший знаток ПДД”. Итак, слушайте первое задание, для небольшой разминки: Каждой команде детей будут загаданы загадки, какая команда их больше отгадает, та и получит больше очков.

1. Этот конь не ест овса,
Вместо ног два колеса,
Сядь верхом и мчись на нем
Только лучше правь рулем

2. Мы хотим спросить про знак,
Нарисован он вот так:
В треугольнике ребят
Со всех ног бегут куда-то.

3. Чтобы тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горит и день, и ночь –
Зеленый, желтый, красный.

4. Объяснить надо просто,
Будь ты млад или стар:
Проезжая часть – для транспорта
Для тебя – (тротуар).

1. Чтоб приучить пешехода к порядку,
Размалевали асфальт, как тетрадку
Через дорогу полоски идут,
А за собой пешехода ведут.

2. Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
А в ночи глаза жука –
Два горящих огонька.

3. Посмотри, силач, какой
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик.

4. Если ты спешишь в пути
Через улицу пройти,
Там иди, где весь народ
Там, где надпись – (переход).

Ведущий: А теперь предлагаем задание для родителей, на ваших столах лежат знаки, разложите их по группам: предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие, Знаки сервиса. А наше жюри зафиксирует скорость и правильность выполнения.

– Теперь приготовиться детям: Я показываю дорожный знак каждой команде, а вы должны ответить, как он называется, у кого больше правильных ответов, тот заработал больше очков. (знаки: “Пешеходный переход”, “Осторожно дети”, “Подземный переход”, “Велосипедная дорожка”, “Пункт медицинской помощи”, “Пункт питания”).

– Следующее задание для родителей: “Нарисуй дорожный знак”. Выберите по одному участнику из команды, они должны нарисовать в пустом дорожном знаке недостающий элемент.

– Я думаю, пришла пора размяться и предлагаю следующее задание: участвуют все: и родители, и дети. Слушайте внимательно: необходимо на одной ноге взрослым, на двух детям проскакать до финиша, вернуться назад, назвать автомобиль и передать ход следующему игроку.

– Теперь соревнуются дети: Задание – “Ловкий водитель” - к веревке привязана машина на другом конце карандаш, тот, кто быстрее смотает веревку, - победит в этом конкурсе, пожалуйста, дети!

– Сейчас от команды участвуют по одному родителю, конкурс называется “Контроль трезвости”. Каждый участник надувает шарик. Побеждает тот, кто надул самый большой шар, и шар не лопнул. Время ограничено: 1, 2, 3 начали!

Ведущий: Ну, вот подвигались, теперь поработаем головой. Для этого я предлагаю провести конкурс, который называется “Дальше, дальше...”. Его условия: я задаю вопрос команде, вы быстро отвечаете, если не знаете ответ, говорите дальше, какая команда ответит на большее количество вопросов, та и получит больше очков. Приготовились, родители команды “Светофор” начали!

  1. Что сказано в правилах дорожного движения, если приближается автомобиль со спецсигналом? (Воздержаться от перехода.)
  2. Где появился первый светофор? (Англия.)
  3. Невысокое растение, закрывающее обзор дороги? (Куст.)
  4. С какого возраста детям разрешается выезжать на проезжую часть на велосипеде? (14 лет.)
  5. Что в переводе означает слово “Светофор”? (Носитель света.)
  6. Человек, контролирующий движение? (Регулировщик.)
  7. Можно ли оглядываться на крик при переходе через проезжую часть? (Нельзя.)

Вопросы для команды родителей “Пешеходы”

  1. “Дирижерская палочка” регулировщика? (Жезл.)
  2. Деталь одежды, которая спасает от дождя, но мешает видеть дорогу? (Капюшон.)
  3. Знак, который поможет в пути, если проголодались? (Пункт питания.)
  4. Сигнальное устройство на железной дороге? (Семафор.)
  5. Человек, едущий в транспорте, но не управляющий им? (Пассажир.)
  6. Линии, надписи и другие обозначения на проезжей части? (Разметка.)
  7. Специальный звуковой сигнал? (Сирена.)

Ведущий: А теперь посмотрим, как справятся с этим заданием дети из команды “Светофор”.

  1. Какой стороны должен придерживаться пешеход? (Правой.)
  2. Место для ожидания транспорта? (Остановка.)
  3. Человек идущий по тротуару? (Пешеход.)
  4. Знак, разрешающий переходить дорогу? (Пешеходный переход.)
  5. Какие сигналы имеет светофор? (Красный, желтый, зеленый.)
  6. Что должно быть в руках у воспитателя, сопровождающего группу детей? (Красный флажок.)

Ведущий: Вопросы для детей команды “Пешеход”

  1. Огороженная часть территории возле дома, где разрешается играть? (Двор.)
  2. Как будешь переходить дорогу, если спешишь? (Шагом.)
  3. Назовите часть дороги, по которой идут пешеходы? (Тротуар.)
  4. Дорожный знак, который ставят около детских садов и школ? (Осторожно дети.)
  5. Сигнал светофора, на который движение запрещено? (Красный.)
  6. Время суток, когда участники движения очень плохо видят друг друга? (Ночь.)

Ведущий: Замечательно, с такими трудными вопросами вы справились достойно. Прошу команды для следующего задания выйти ко мне. Следующая эстафета называется “Фигурное вождение” - дети по очереди на велосипедах выполняют движение между препятствий, родители страхуют детей и помогают быстрее закончить эстафету.

– Следующее задание “Дорожный знак” - вам необходимо как можно быстрее собрать дорожный знак из этих кубиков. Естественно, кто соберет быстрее, тот получит еще одно очко.

– А теперь посмотрим, кто из родителей проворнее, предлагаю конкурс “Скорая помощь”. Вам предлагается за 3 минуты обмотать пострадавшего с головы до ног, будет учитываться и аккуратность в процессе выполнения.

– Вот и подошла к концу наша игра. Дорогие дети, вам понравилось играть с родителями? А вам, уважаемые родители, интересно было вспомнить детство, какие впечатления остались у вас? Спасибо, вам уважаемые родители за участие, а пока наше жюри совещается, мы все вместе исполним для вас песню “Осторожно дети”.

– Слово предоставляется председателю жюри.

Ведущий: Родился человек. Множество людей окружили теплом и заботой это маленькое беззащитное существо. Он растет, говорит первое в своей жизни слово, делает первый шаг, познает окружающий мир. Вот он уже шагает по дороге, маленький, но гордый. Вырвав свою ладошку из маминой руки, бежит по дороге, не замечая ничего. И вдруг ... Родители! Мы обращаемся к вам! именно от вас зависит безопасность детей. Вам нужно быть внимательнее и осмотрительнее. Это ваша задача, своим примером, научить ребенка всему в жизни, в том числе и правилам дорожного движения. Именно вы, взрослые, ответственны за их жизнь, помните: дети это отражение родителей, и ваши ошибки – это цена их жизни! Спасибо за внимание!